Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Развитие креативности на уроках музыки в начальной школе средствами педагогики искусства в рамках требований ФГОС



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Развитие креативности на уроках музыки в начальной школе средствами педагогики искусства в рамках требований ФГОС // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Особенности содержания курса «Искусство (музыка)» в школе обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания. В начальной школе происходит становление и развитие динамической системы ценностных ориентаций и мотиваций. Преподавание музыки как урока искусства знакомит обучающихся с алгоритмами творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, а так же создает основы для формирования у обучающихся навыков  систематизации и классификации явлений, что определяет развитие памяти, фантазии и воображения обучающихся. Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта [10].

Внедрение ФГОС (приказ №373 от 6 октября 2009 г.) в систему образования вносит определенные коррективы в понимание целей, содержания,  и результатов образования. В современных условиях стремительных изменений в социально-экономической сфере все более ценной становится креативная личность, способная осознанно и продуктивно действовать в разных жизненных обстоятельствах [11].

Высказывание В.А. Сухомлинского о том, что музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека, осталось актуальным и для преподавания искусства (музыки) в свете ФГОС [4,5]. В каком же случае музыкальная культура и обучение музыке в общеобразовательной школе являются «неотъемлимым звеном»? В поисках ответа на этот вопрос, получаются следующие цепочки размышлений:

  • музыку нельзя забыть, если у каждого ученика в конце урока после общения с музыкальным искусством (игры на шумовых инструментах, импровизации на фортепиано, пластического интонирования, пения, слушания) будет свой личный опыт переживаний, который захочется повторить или избежать в реальной жизни;
  • звучавшую на уроке музыку захочется послушать вновь, может быть в рамках посещения музыкального театра или просмотра фильма-спектакля, если она, задев струны в душе ребенка, вызвала желание послушать музыкальное произведение целиком (вспомним историю Шехерезады и Шахриара из арабских сказок «1000 и 1 ночь»);
  • музыка не позволит себя забыть, если являясь результатом самовыражения человека в звуках, будет восприниматься обучающимся как исповедь человека в сложившихся обстоятельствах и как источник примеров переживаний и поведения личности в различных жизненных ситуациях.

Данные цепочки размышлений соответствуют личностным (принятие новых ценностей, нравственных норм), предметным (приобретение знаний и умений по данному предмету) и метапредметным (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации) результатам освоения предмета в рамках ФГОС.

Современное видение урока музыки в школе требует от учителя умения выстраивать урок с учетом освоения познавательных, коммуникативных, личностных и регулятивных универсальных учебных действий.

Познавательные УУД — это универсальные действия, связанные с умением воспринимать сообщения (тексты), использовать знаково-символические средства, и решением широкого спектра задач [10]. Познавательный процесс в общеобразовательной школе связан не только с освоением закономерностей музыки как вида искусства и его своеобразных особенностей, касающихся народной и профессиональной музыки, взаимодействия народного и профессионального творчества в рамках единой художественной картины мира.

Познавательный процесс на уроке музыки не может затрагивать только теоретические особенности музыки как вида искусства, так как содержанием музыкальных произведений являются человеческие чувства и размышления, которые могут быть поняты только людям, способным понять чувства другого человека, выраженных при помощи  средств музыкальной выразительности.

Таким образом, познавательный процесс на уроке музыки связан с активизацией и совершенствованием коммуникативных, личностных и регулятивных универсальных учебных действий.

Коммуникативные УУД подразумевают умение обучающихся договариваться и вступать в диалог с собеседником [10]. Для  того, чтобы диалог состоялся необходимо владение определенным  словарным запасом, а так же владением культуры построения высказываний. Неоспоримую помощь в развития активного словарного запаса оказывает использование словаря эмоциональных состояний, составленный П.Г. Ражниковым. В своей педагогической практике, я использую сокращенный вариант словаря, который в распечатанном виде в качестве справочной информации предлагаю школьникам. В течение четверти на уроках регулярно предлагаю описать свои чувства, возникшие под влиянием музыки, при  опоре на словарь эмоциональных состояний. Постепенно выучивая новые слова, обучающиеся учатся воспринимать всю палитру эмоций  и чувств, разделяя оттенки одного и того же эмоционального состояния.

Следствием обогащения словарного запаса становится и облегчение диалога с учителем о содержания музыкального произведения и, а при фронтальной работе в беседу включается уже большинство в классе. Построение диалога при обсуждении музыкальных произведений требует от участников умения слушать собеседника, высказывать собственное мнение, а так же владения навыками саморегуляции, поэтому рассмотрим особенности формирования регулятивных УУД на уроках музыки.

Регулятивные УУД — это универсальные учебные действия, связанные с определением целей и задач своих действий, самоконтролем и саморегуляцией, а так же владение всеми типами учебных действий [10].

Саморегуляция и самоконтроль наиболее необходимы обучающимся в рамках исполнительской деятельности. Наиболее запоминающиеся формы исполнительской деятельности связаны с инструментальным музицированием на детских шумовых инструментах: маракасах, погремушках, металлофонах, треугольнике.

Внимательность к ритмическому и мелодическому рисунку требует активизации внимания к своим действиям: вовремя  начать и закончить пение, подчинять голос или движения руки требованиям выразительности в музыкальном произведении. Дальнейшее совершенствование выразительности исполнения требует и умения оценить свои действия с критической позиции в процессе работы над музыкальным образом.

Работа над совершенствованием выразительных средств подразумевает и осмысление композиторского замысла.  Диалог между слушателями  в классе и композитором, выразившим свои мысли в звуках своих произведений обусловлен особенностями личностного опыта слушателя, который в период школьного обучения нуждается в помощи со стороны личности учителя. Остановимся на аспектах формирования личностных универсальных учебных действий.

Личностные УУД — это универсальные действия, связанные с определением внутренней позиции обучающегося, мотивация, а так же ориентир на моральные нормы и их выполнения [10].

Современные работы по теории музыки и педагогике музыкального образования рассматривают музыку как духовное явление. Понятие  «дух» трактуется философами как «движущийся воздух», «дуновение», «дыхание» как носитель жизни и берет свое начало в латинском spiritus и греческом pneuma. «Духовность» О. Солопанова в своей статье определяет как уровень приобщения человека к Богу или уровень духовно-ценностных ориентаций человека, который реализуется через диалог с другим сознанием. Таким образом, феномен духовности как поиск личностью высшего смысла своего существования [13].

Содержание любого произведения только тогда становится частью опыта личности, когда его восприятие сопряжено с работой активного воображения [7]. Особенно благоприятным для развития активного воображения у учащихся можно считать младший школьный возраст, так как эмоциональное проживание музыки является психологической особенность младшего школьного возраста.

Многие частные методики предлагают свой спектр методов и приемов по организации восприятия музыки на уроке, которые помогают ученику прожить музыкальное произведение. В качестве наиболее распространенных методик, можно перечислить следующие: пластическое интонирование (Вероника Коэн, Т. Э. Тютюнникова); элементарное музицирование (Карл Орф); интуитивное рисование (М.С. Вальдерс Одриосола), игра-драматизация (Т.В. Надолиенская).

Активизация работы воображения возможна через применение на уроке рисования без предварительного объявления образной характеристики произведения, которое ограничивает оригинальность детского воображения. В своей педагогической практике предпочитаю метод «Фотография чувств», которая в зависимости от контекста урока может быть выполнена в разных вариантах:

  • фотография чувств (произвольный рисунок навеянный музыкой);
  • яркие моменты (заполнение контура цветовыми пятнами произвольных форм и цветов, уместно при восприятия музыки композиторов-импрессионистов);
  • линия, которой руководит мелодия (во время звучания музыки с ярко выраженным мелодической линией при помощи простого карандаша в тетради изображаются контурный рисунок).

Результат творческой работы может быть художественно ценным и с точки зрения изобразительного искусства (т.е. оригинальность идеи и качество выполнения), но в рамках урока музыки важно не только нарисовать свои чувства, но и рассказать о них. В последних двух случаях, требуется повторная работа воображения, которая подсказывает обучающимся предмет или явление природы, которое случайным образом получился в очертаниях линий или пятен различных цветов. Процесс обсуждения рисунков может быть выстроен  фронтально, так как изображение у каждого ученика получилось различным и есть потребность рассказать о своем рисунке.

Опыт общения с музыкальным произведением становится частью эмоционально-ценностного опыта восприятия музыкальных произведений, который при систематичной работе может стать основой для эмпатии, которое понимается как понимание чувств других людей и сопереживанием им. Другой стороной такого творческого задания может стать формирование оригинального стиля образного мышления как одного из проявлений развития креативности.

Опираясь на исследования в области становления креативности Т.А. Барышевой и Ю.А. Жигалова [1], необходимо отметить следующие этапы становления процесса креативности:

  • подготовка основы творческой деятельности (накопление эмоционального и сенсорного опыта, т.е. «пробуждение») ;
  • становление креативного стиля поведения (включающее в себя «имитацию» — подражание креативным эталонам, «импликацию»- осмысление значимости освоенных приемов и экспериментирование, «трансформацию» — применение опыта творчества в личностно-значимых условиях);
  • совершенствование креативного поведения  (индивидуализация творческой деятельности, т.е. «гармонизация»)  [1].

Е. Травина поддерживает утверждение о том, что музыка может развивать креативность, так как в процессе восприятия музыкального произведения проявляются следующие составляющие креативности:

  • предвидение (интуиция) – дети способны предсказать логику развития музыкального произведения,
  • творческое воображение – учащиеся могут придумать название музыкальному произведению,
  • продуктивность мышления – дети выдвигают большое количество идей и гипотез при исследовании интонационной формы произведения,
  • гибкость мышления – проявляется в случае, когда дети, успевая следить за логикой развития диалога о музыки и развитием музыкального произведения, переходят от своего мнения к общему,
  • оригинальность мышления проявляется в высказываемых идеях о логике развития чувства, которого в жизни учащихся могло и не быть,
  • рефлексия – оценочные действия в отношении музыкального образа и r собственному жизненному опыту учащихся [14].

Подводя итоги сказанному необходимо отметить, что в данный исторический период общество нуждается в том, чтобы выпускники общеобразовательной школы были способны самостоятельно выстраивать свой жизненный путь, используя явления и процессы окружающего мира. Умение понимать собеседника, осознавая ценность личности оппонента, регулировать свои действия в соответствии с целями и установками, находить необходимую информацию и использовать её для решения поставленной задачи совершенствуется в процессе участия ученика в различных формах и видах деятельности на уроках музыки. Вот почему, мы говорим о возможностях средств педагогики искусства для развития креативности обучающихся на уроках музыки в начальной школе.

Список используемой литературы:

  1. Барышева, Т. А. Психолого-педагогические основы развития креативности [Текст] / Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов. – СПб, 2006. – С. 28.
  2. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст]/ Е. П. Ильин. – СПб : Питер, 2009. – 448 с.
  3. Казакова, С. Творческие задания на уроке музыки [Текст]/ С. Казакова // Искусство в школе. – 2006. – №2. – С. 14-17.
  4. Музыка : Программа : 1-4 классы [Текст] / В.О. Усачева,  Л.В. Школяр, В.А. Школяр. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 64 с.
  5. Музыка : Программа : 5-7 классы [Текст] / В.О. Усачева,  Л.В. Школяр, В.А. Школяр. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 64 с.
  6. Надолинская, Т. В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе [Текст] / Т. В. Надолинская. – М., 2003. – 232 с.
  7. Немов, Р. С. Психология [Текст] : Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 книгах – 4е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Книга 1: Общая психология. – 688 с.
  8. Одриосола Вальдес, М.С. Интуитивное рисование: развитие творческих способностей средствами арттерапии [Текст]/ М.С. Вальдес Одриосола. – М.: Институт гуманитарных исследований, 2009. – 80 с.
  9. Орф, К. «Шульверк». Итоги и задачи [Текст] / К. Орф // Система детского музыкального воспитания К. Орфа / под ред. Л.М. Баренбойм. – Л.: Музыка, 1970. – С. 40-51.
  10. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://window.edu.ru/library/pdf2txt/623/70623/46079/page9.
  11. Приказ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/4761
  12. Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике [Текст]/ В. Г. Ражников. – М. : Классика-ХХI, 2004. – 136 с.
  13. Соломанова, О. Духовность как методологический ориентир современного образования [Текст] // Искусство в школе. 2006.- №6. – С. 68-70.
  14. Травина, Е. Творческое развитие учащихся на уроке музыки [Текст]/ Е. Травина // Искусство в школе. – 2008. – №6. – С. 78-80.
  15. Тютюнникова, Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое музицирование, импровизация и законы бытия [Текст]/ Т. Э. Тютютнникова. – Изд. 2. – М. : «ЛИБРОКОМ», 2010. – 264 с.[schema type=»book» name=»Развитие креативности на уроках музыки в начальной школе средствами педагогики искусства в рамках требований ФГОС» description=»В статье раскрыта необходимость становления креативной личности в условиях стремительных изменений в жизни человека, раскрыты особенности содержания курса «Искусство (музыка)», описаны способы совершенствования познавательных, коммуникативных, личностных и регулятивных универсальных учебных действий, которые способствуют становлению и развитию креативности обучающихся. » author=»Никешина Наталия Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found