Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Коммуникация является важнейшим элементом профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Эффективность его взаимодействия с клиентами зависит от искусства общения, от способности к каждому найти подход, установить контакт, расположить к диалогу.  В связи с этим необходимо уделять пристальное внимание формированию у студентов в процессе вузовского образования коммуникативной компетентности.

Несомненно, коммуникативная деятельность социальных работников имеет особенности, прежде всего связанные со спецификой речевого поведения в многообразном социальном взаимодействии.

Эффективность взаимодействия специалиста по социальной работе с клиентом во многом зависит от коммуникативной компетентности.

Профессиональная компетентность специалиста по социальной работе представляет собой интегративный личностный ресурс его профессионализма, а составляющие компетенции могут быть обнаружены в виде наглядно демонстрируемых и успешно осуществляемых областей профессиональной деятельности, включая обучение, общение, организацию и проведение мероприятий, анализ проблем, предупреждение и разрешение конфликтов и повышение уровня квалификации [1, с. 120].

Одним из путей развития коммуникативной компетентности бакалавров – будущих социальных работников является изучение курса «Коммуникативная деятельность  в социальной сфере».

Данный курс ставит следующие цели:

– познакомить студентов с основами знаний о коммуникативной деятельности;

– вооружить студентов знаниями о речи, качествах речи, с основными нормами современного русского литературного языка;

– научить будущих социальных работников владеть вербальными и невербальными средствами общения;

– побудить будущих социальных работников к совершенствованию коммуникативной культуры.

Полученные в ходе изучения курса знания, умения, навыки станут основой профессиональных компетенций. Изучение курса должно обеспечить формирование профессиональных компетенций в рамках ФГОС подготовки студентов по направлению «Социальная работа»:

быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5);

быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента (ПК-7);

быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12);

быть готовым к координации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий, а также деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения (ПК-26);

быть способным к работе с персоналом предприятий в учреждениях социальной сферы, к планированию и координации деятельности по решению актуальных задач социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-27);

быть готовым к управлению проведением деловых переговоров в области организации работы по социальному обслуживанию населения (ПК-28).

Очевидно, что обучение общению, коммуникации – это не механическая передача знаний и способов деятельности. Обучение, в котором студент выступает активным субъектом, должно носить деятельностный характер. Для развития коммуникативных умений необходимо опираться на активные и интерактивные методы обучения.

В последнее время все большее распространение получает метод кейсов, или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация). Это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (кейсов). Он способствует развитию у студентов умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказывать свою, убеждать окружающих, представлять перед группой свой вариант решения проблемы, обсуждать способы решения проблемы в группе, участвовать в дискуссии [3].

Реализация метода кейсов в практике связана с воплощением ряда принципов, имеющих значение в подготовке студентов к профессиональному общению: сотрудничества, смещения роли преподавателя с трансляции знаний к организации процесса их добывания, творчества,  принцип прагматизма.

Применение метода кейсов предполагает выделение последовательных этапов. На основе выделения исследователями этапов кейса,  нами были проанализированы возможности каждого этапа кейс-метода в развитии коммуникативных умений и профессиональных компетенций будущих социальных работников, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Реализация этапов кейс-метода

Этапы

кейс-метода

Содержание   деятельности

студентов и преподавателя

Формируемые

коммуникативные

умения

Формируемые профессиональные компетенции из ФГОС
Этап введения в кейс

 

Выяснение того, насколько студенты изучили содержание кейса, уточнение отдельных моментов.

Понимание цели и задач кейса, прогнозирование результата

Умение вести беседу, формулировать вопросы, умение слушать и анализировать услышанное. Умения вступать в контакт, управлять инициативой контакта. Умения анализировать речь и коммуникативную ситуацию ПК-12

ПК-28

Анализ практической ситуации в малых группах

 

Выработка за определенное время оптимального решения, оценивание его и подготовка презентации. Каждый из участников предлагает свой вариант решения (мозговой штурм). Умения участвовать в совместном обсуждении и решении проблемы, принимать роль коммуникативного лидера. Умения высказывать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать её, выслушивать точку зрения других, вступать в диалог, готовить выступления и презентации по итогам решения кейса. Умение побуждать к действию, творчеству. Умение ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать окружающих людей ПК-5

ПК-26

ПК- 27

ПК-28

Презентация решений кейса

 

Представитель от малой группы выступает с докладом. Остальные члены группы дополняют высказывания своего спикера.

 

Умение выступать перед аудиторией, публично представлять интеллектуальный продукт, строить устную речь на основе законов композиции, убеждать, владеть голосом, интонацией, дикцией,  мимикой. ПК- 27

ПК-28

Межгрупповая дискуссия Обсуждение решений в группе. Участники других подгрупп выступают в роли оппонентов, задают вопросы, критикуют. Умение выслушивать критику, правильно её воспринимать, учитывать, реагировать, уметь отстоять свою точку зрения, быть толерантным, избегать излишних споров, конфликтов, владеть профессиональной терминологией, формулировать и задавать вопросы, побуждать к обсуждению. Умение устанавливать профессиональные отношения, умение ориентироваться в ситуациях общения; умение сотрудничать в разных видах деятельности; организовывать общение в группе; пользоваться вербальными и невербальными средствами общения; создавать атмосферу доброжелательности ПК-5

ПК-7

ПК- 12

ПК-27

ПК-28

Подведение итогов Итоги подводятся сначала желающими представителями группы, затем преподавателем Умение формулировать выводы, высказывать свое мнение; оценивать речь других и свою собственную ПК- 26

ПК-27

ПК-28

Проанализируем пример использования кейс–метода при формировании коммуникативных умений на занятиях по курсу «Коммуникативная деятельность в социальной сфере».

Например, в качестве мини-кейса студентам – будущим социальным работникам была предложена следующая ситуация, дополненная заданиями: «На консультирование к специалисту по социальной работе пришли родители проблемного  ребенка, допускающие резкие выражения, провоцирующие конфликтную ситуацию, несогласные с мнением педагогического коллектива по поводу их ребенка».

Студентам были предложены следующие вопросы для размышления над кейсом: Как вы поступите? Как построите общение? Какими правилами будете руководствоваться? Как организовать эффективное взаимодействие с родителями? К кейсу прилагались варианты возможного поведения. Задание заключалось в выборе и обосновании одного из вариантов, ролевом проигрывании ситуации, выработке правил общения в данной ситуации, предложении своего возможного варианта взаимодействия, разработке плана мероприятий по работе с семьей в данной ситуации.

В ходе работы над кейсом студенты учатся отвечать на следующие вопросы в профессиональном контексте: Почему ситуация выглядит как дилемма? В чем состоит исследовательская проблема кейса? Каковы возможные пути решения проблемы? Каковы плюсы и минусы каждой из альтернатив? Какое решение следует принять в рассматриваемой ситуации? Каковы возможные последствия предложенного решения? Чье решение было самым удачным?

Предложенный студентам кейс способствует формированию профессионального коммуникативного поведения в конкретной ситуации взаимодействия. Будущие социальные работники учатся построению беседы с клиентом, выражать понимание проблем клиента, выведению клиента из конфликтной ситуации, организации общения.

Формированию коммуникативной компетентности будет способствовать рефлексивный этап, который должен быть реализован после завершения работы над кейсом. Рефлексия должна быть осуществлена как на групповом уровне, так и индивидуальном. Необходимо проанализировать действия участников, особенности организации общения. При этом следует выявлять возникающие у студентов затруднения, барьеры саморазвития, целенаправленно их преодолевать и предотвращать [4].

Анализируя коммуникативную деятельность участников, следует обратить внимание на следующие моменты: готовность к общению, общий настрой; проявление коммуникативной инициативы в обсуждении проблемы в микрогруппе; управление  собственным состоянием в период общения; особенности речи, в том числе с профессиональных позиций; владение мимикой и пантомимикой; соблюдение речевого этикета; владение техникой речи и общения. Такой анализ, проводимый каждым студентом, будет способствовать профессиональному саморазвитию, развитию коммуникативных умений и способностей [2].

Использование системы кейсов в обучении позволяет «входить» студентам в различные ситуации профессиональной деятельности. Исходя из конкретной ситуации, предлагаемой в кейсе, студенты должны спроектировать и применить адекватный способ делового общения. Чем большее количество кейсов будет рассмотрено, тем больше вариантов решения проблемы и коммуникативного поведения будет отработано.

Проведенное нами исследование показало, что целенаправленная работа по формированию коммуникативной компетентности  студентов с применением кейс-метода позволила повысить уровень профессиональной компетентности в целом. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что у студентов сложилось положительное мотивационно-ценностное отношение к профессиональной коммуникации и сформировались необходимые на данном этапе подготовки профессиональные компетенции.

Положительная динамика в развитии коммуникативной компетентности после реализации курса прослеживалась в поведении студентов в период теоретического обучения и практики. Специалисты социальных служб, методисты по  практике отметили более высокий уровень коммуникативного взаимодействия с клиентами, уверенность в общении с ними, умение строить общение в разнообразных ситуациях профессиональной деятельности.

Из вышесказанного следует вывод о том, что совершенствование подготовки будущих специалистов социальной сферы должно затрагивать как содержание образования, так и формы и методы обучения. С целью формирования коммуникативной компетентности социальных работников мы рекомендуем использовать кейс-метод в образовательном процессе  при изучении дисциплин, ориентированных на овладение студентами основами профессиональной коммуникации. Практическая деятельность по реализации кейс–метода на основе создания ситуаций профессиональной деятельности, имеющих коммуникативный характер и стимулирующих активное общение студентов –  будущих социальных работников, показала, что он позволяет эффективнее формировать коммуникативную компетентность.

Список литературы:

  1. Караванова Л.Ж. Профессиональная компетентность специалиста по социальной работе // Мир образования – образование в мире. – № 2 (42). – 2011. – С. 117- 123.
  2. Логачева Л.Р. Основы профессионально-речевой культуры будущего социального педагога. Москва-Бирск: БирГСПА, 2008. – 132 с.
  3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. М.: Академия, 2009. – 224 с.
  4. Черникова Т.А. Барьеры профессионального саморазвития студентов в обучении педагогике// Образование и саморазвитие: Научный журнал. – № 4 (20). – 2010. – С. 16 – 20.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА» description=»В статье рассматривается актуальная проблема формирования коммуникативной компетентности у будущих специалистов по социальной работе. Эффективность их профессиональной деятельности зависит от искусства общения. Особое внимание уделяется интерактивному методу обучения – кейс-методу. На основе реализации данного метода выделены возможности его использования в процессе профессиональной подготовки в вузе.» author=»Логачева Лейсян Рамилевна, Черникова Татьяна Альбертовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found