Модернизация российского образования подразумевает переход к системной подготовке специалистов новой формации, компетентных, гибких, конкурентоспособных, готовых к продуктивной профессиональной деятельности, быстрой адаптации в условиях научно-технического прогресса, владеющего передовыми технологиями в своей специальности, умением использовать полученные знания при решении профессиональных задач.
Ориентация на компетентностный формат образования требует изменения педагогических подходов, образовательных технологий, внесения существенных изменений в процедуру обучения путем внедрения инноваций, способствующих изменению содержания профессиональной подготовки бакалавра, способного самостоятельно решать сложные научно-технические и инженерно-конструкторские задачи в производственном процессе. Разработка и распространение технологических инноваций, применение в образовательном процессе современных компьютерных технологий является ведущим фактором развития инновационного учебного процесса.
Кафедра дизайна и технологии изделий легкой промышленности Юго-Западного государственного университета (ЮЗГУ) осуществляет подготовку бакалавров по направлению 262200.62 Конструирование изделий легкой промышленности. Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) в характеристике профессиональной деятельности определено, что бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
-производственно-конструкторская;
-организационно-управленческая;
-научно-исследовательская;
-проектная (дизайнерская).
В современном обществе информационно-коммуникационных технологий реализация каждого из этих видов деятельности требует овладения бакалавром информационной компетенцией. Выпускник-конструктор изделий легкой промышленности должен уметь использовать средства вычислительной техники, каналов связи, пакеты прикладных программ в своей профессиональной деятельности. Сформированный уровень информационной компетенции определит общую информационную культуру молодого специалиста.
Целью данной работы является выделение составляющих информационной компетенции конструктора изделий легкой промышленности и предложение метода ее развития.
В требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата выделены две группы компетенций – общекультурные и профессиональные.
Общекультурные компетенции включают следующие составляющие:
-способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
-владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, готовностью к работе с компьютером как средством управления информацией;
-способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
Профессиональные компетенции включают:
-способность эффективно и научно — обоснованно использовать соответствующие алгоритмы и программы расчетов параметров изделий легкой промышленности;
-готовность использовать информационные технологии и системы автоматизированного проектирования при проектировании изделий легкой промышленности.
Составляющие информационной компетенции формируются последовательно, непрерывно, начиная с довузовского обучения. Основной процесс формирования приходится на вузовское образование и продолжается в послевузовский период в рамках самообразования, на курсах повышения квалификации, переподготовки и др.
На каждом этапе формируются некоторые компоненты и определенные уровни освоения информационными технологиями [1].
Обозначить и сформулировать четкие границы уровней компетенции, разграничить периоды их формирования достаточно трудно. Это зависит от целого ряда факторов: от психологических особенностей восприятия студентом тех или иных педагогических воздействий, образовательных технологий, степени интеллекта, любознательности, настойчивости при разрешении сложных ситуаций, а также в доступности компьютера во внеаудиторное время.
Условно можно выделить три уровня сформированности информационной компетенции, приходящиеся на вузовской период подготовки (таблица 1).
Формировать и развивать эти компетенции можно с учетом реализации педагогических технологий обучения, которые инициируют активную учебно-познавательную деятельность студента, развивают его личностные качества, позволяют построить индивидуальный образовательный маршрут.
В последнее время усилился интерес к применению проектного обучения в высших учебных заведениях [3].
Таблица 1.
Уровни сформированности информационной компетенции
Уровень информационной компетенции |
Базовый | Общий |
Профессиональный |
Дисциплины учебного плана,
этап обучения |
Информатика,
1 курс |
Информационные технологии в индустрии моды,
2 курс |
Проектирование швейных изделий в САПР, 4 курс |
Цель | Развитие довузовских знаний.
Адаптация к вузовским методам учебной деятельности в компьютерных средах |
Формирование опыта использования компьютерных средств в профессиональной деятельности | Формирование готовности специалиста к профессиональной деятельности |
Результат | Освоение компьютерной среды.
Развитие личностных качеств, необходимых для инженерной деятельности. |
Становление общей информационной культуры профессиональной деятельности | Профессионально значимые качества личности |
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования проективного подхода в обучении показал, что, в основном, проектирование как вид особой деятельности применяется в учебном процессе через метод проектов, разработанный впервые американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Проектные технологии не являются принципиально новыми в мировой практике, однако их реализация в современных условиях претерпела некоторые изменения.
В учебном процессе ВУЗа метод проектов является актуальным, позволяет студентам приобретать знания и формировать компетенции в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов, использования интегрированных знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творчества. Этот метод ориентирован на использование различных образовательных ресурсов и подразумевает большую долю самостоятельной работы с учебной, научно-исследовательской, нормативно-технической литературой.
Наиболее актуальны для конструкторов изделий легкой промышленности, с точки зрения реальных условий производства, междисциплинарные проекты [2]. Успешное выполнение этих проектов требует использования знаний целого ряда таких дисциплин, как рисунок и живопись, художественно-графическая композиция, материалы для изделий легкой промышленности и конфекционирование, технология швейных изделий, конструирование швейных изделий, информационные технологии в индустрии моды и др. Выполнение подобных проектов реализуется на лабораторных работах по дисциплине «Проектирование швейных изделий в САПР», при выполнении курсовых работ и др.
Применение метода проектов на практике ведет к изменению традиционной доминирующей роли преподавателя. Для студента же становятся приоритетными исследовательская, поисковая, творческая деятельность, которая осуществляется с использованием информационно-коммуникационных технологий, повышая уровень сформированности информационной компетенции.
Список литературы:
1.Войнова Н.А. Особенности формирования информационной компетенции студента вуза/ Н.А. Войнова, А.В.Войнов // Инновации в образовании. 2004. — №4.-С.111-117.
2.Ноздрачева Т.М. Интерактивные методы обучения в реализации компетентностного подхода// Известия Юго-Западного гос. ун-та. 2012.-№2.-С.244-247.
3.Тухбатуллина Л.М. Использование метода проектов для развития ключевых компетенций дизайнеров// Вестник Казанского технологического универитета. 2009. — № 1. — С. 180-185.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» author=»Ноздрачева Татьяна Михайловна, Травкина Наталья Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]