Проблема сохранения и укрепления здоровья подростковой студенческой молодежи сложна и многогранна. В современных условиях в связи с изменившейся экономической ситуацией она требует нового подхода к ее решению, ставит перед отечественным здравоохранением задачу гарантированного обеспечения подростковой студенческой молодежи качественной медицинской помощью, поиска новых форм ее организации, в том числе разработка эффективных методов массовых профилактических обследований, гигиенического обучения и воспитания.
Многие ученые (Агаджанян Н.А. с соавт., 1996; Гринина О.В., Кича Д.И., 1995; Розенфельд Л.Г., Круглякова И.П., 2000; Ваганов Л.И., 2003 и др.), изучившие здоровье студентов, отмечали более высокие показатели и темпы прироста заболеваемости. Распространения негативных тенденций в образе жизни, недостаточный уровень гигиенического воспитания студентов первых лет обучения. По данным анкетирования, проведенного нами, уровень факторов риска среди студентов достаточно высок: распространенность курения составляет 23%, алкогольные напитки употребляют более 60%, число студентов, проявляющих активную физическую деятельность – не более 25%. В тоже время, большинство студентов считает, что за свое здоровье отвечают они сами, готовы и хотят получать информацию по формированию здорового образа жизни. Студенты отметили, что без активного и созидательного отношения человека к своему здоровью и здоровью других людей, без формирования у каждого привычки и стремления к здоровому образу жизни, без активного участия населения в проведении санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий, надеяться на успех в охране и укреплении индивидуального и общественного здоровья нельзя. Только хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний способствует снижению заболеваний, помогает воспитывать здоровье, физически крепкое поколение.
В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов, формирование активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических, физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни, зависит в последующем вся его жизнедеятельность [2, c. 67].
Проблему здорового образа жизни в западной и русской науке затрагивали такие ученые, как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Ж. Ламерти, М. Ломоносов, А. Радищев и др.
Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Формирование здорового образа жизни является главным рычагом профилактики и укрепления здоровья через изменения стиля и уклада жизни, оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
Очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здорового образа жизни принадлежит самому человеку, его образу жизни, ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.
Признаками здоровья являются: специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов; показатели роста и развития; функциональное состояние и резервные возможности организма; наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Основными условиями, необходимыми для формирования здорового образа жизни студентов, являются: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личная гигиена, положительные эмоции, отказ от вредных привычек.
Формирование здорового образа жизни студентов вуза при изучении медико-биологических дисциплин осуществляется на лекциях, семинарских и лабораторно-практических занятиях, где происходит теоретическое освоение материала гигиенической направленности, способствующего сохранению здоровья человека. Информирование студентов о здоровом образе жизни осуществляется посредством методов кооперативного (совместного) обучения, направленных на переход от пассивной формы восприятия информации к активной и обеспечивающих субъект субъектный характер взаимодействия педагога и студента: лекций, лекций-бесед, диспутов, встреч, валеологических конференций и олимпиад. Использование этих методов позволяет задействовать такие базовые характеристики личности студента, как способность к познанию и самопознанию, потребности высшего уровня, ценностное отношения. Кроме того, они способствуют переоценке студентами смыслов собственной жизнедеятельности, осуществлению потребности в достижении, признании, реализации своих разнообразных способностей, в том числе по изменению образа жизни [1, с.24].
На ежегодной студенческой научной конференции студенты имеют возможность выступить с докладом на секции «Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема». Данная секция проходит очень оживленно, привлекает студентов с разных факультетов. Кроме того, студенты публикуют статьи о здоровом образе жизни, участвуют на конференциях различного уровня, принимают участие и занимают призовые места на ежегодном смотре-конкурсе на лучшего лектора среди студентов, организованном министерством здравоохранения РТ, участвовали в пятой Всероссийской Олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании.
Формировать здоровый образ жизни целесообразно с использованием информационно-коммуникационных технологий. При изучении материала преподавателю необходимы иллюстрированные плакаты, схемы, видеоролики и т.п. Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций (слайд фильмов). Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность студентов, помогает в работе над формированием понятий и его запоминанием [3, с. 32].
Использование фото-, аудио-, видеоматериалов, которые служат наглядностью на занятиях, способствуют формированию личностного отношения к увиденному. Психологические особенности воздействия фото-, аудио-, видеоматериалов на студентов (способность управлять вниманием каждого обучающегося и групповой аудиторией, влиять на объем долговременной памяти и увеличение прочности запоминания, оказывать эмоциональное воздействие на студентов и повышать мотивацию обучения) способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции студентов.
Студенты могут использовать ресурсы Интернета для самообразования, для подготовки к занятиям, для написания рефератов, научных статей и тезисов, в качестве наглядности при выступлении на занятиях и научных конференциях.
Студенты имеют возможность проверить уровень своих знаний, участвуя в интернет экзамене, который проводится каждый семестр. Тестирование студентов осуществляется на основе контрольно-измерительных материалов Сети. Тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.
Педагог участвует со студентами в различных мероприятиях, поддерживает их в реализации здорового образа жизни. Выбор форм и методов организации деятельности студентов на этапе обогащения соответствующими знаниями включает консультации педагога, участие студентов в физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятиях, досуговых формах работы, что способствует их обогащению к здоровье сберегающей деятельности, обогащению креативно-деятельностного опыта, проявлению активности и самостоятельности в организации собственного здорового образа жизни.
Список литературы:
- Красноперова, Н.А. Педагогическое обеспечение формирования здорового образа жизни студента / Н.А. Красноперова//Теория и практика физической культуры. — №6. – 2005.
- Куценко, Г.И. Книга о здоровом образе жизни/ Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков. – СПб., 2007.
- Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000.[schema type=»book» name=»Формирование здорового образа жизни студента средствами медико-биологических дисциплин» author=»Татаров Вадим Борисович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]