Система современного образования направлена создание условий, оптимальных для самораскрытия человека, стремления к личностному и профессиональному совершенствованию. Процесс профессионального обучения и становления современного конкурентоспособного студента вуза возможен при условии самоорганизации учебной деятельности.
Термин «самоорганизация» впервые был использован в научной публикации Уильяма Эшби (W. Ashby) в 1947 году. В 50-60-е годы И.Р. Пригожин использовал этот термин для описания процессов термодинамического равновесия. Обобщая, находим определение: самоорганизация – это «процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы» [2; 10].
В 60-е годы XX века новый термин стали использовать в синергетике (науке, занимающейся исследованием процессов, приводящих к образованию систем с наиболее упорядоченными структурами), а так же в естественнонаучных дисциплинах. [10].
С 70-х годов понятие самоорганизации было введено в педагогику. И под самоорганизацией понималась «деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя» (К.К.Платонов); «организация человеком собственного труда, своего времени в процессе труда и отдыха» (Н.В.Кузьмина).
В начале XXI века умения самоорганизации учебной деятельности, являясь структурным элементом содержания начального общего образования, включены в структуру универсальных умений и ключевой учебно-познавательной компетенции школьников (В.А. Демин, Э.Ф. Зеер, В.В. Краевский, В.В. Сериков, А.Н. Тубельский, А.В. Хуторской, В.М. Шепель и др.).
Рассматривая понятие «профессиональная конкурентоспособность студента», в исследовании С.Н. Ярошенко, самоорганизацию в контексте профессиональной подготовки, можно выделить как необходимую способность личности для мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств [11, С. 72].
Рассмотрим как исследователи определяют самоорганизацию.
Таблица 1.
Понятие самоорганизации в психолого-педагогических исследованиях
Автор | Понятие | Категория |
Ключевые признаки |
Копеина Н.С. | Самоорганизация – осознанная совокупность мотивационно-личностных свойств, согласующихся с индивидуальными (природными) особенностями субъекта, оптимально воплощаемыми в приемах и результатах деятельности [7] | Совокупность свойств | Мотивационно-личностные свойства, индивидуальные (природные) особенности |
Воробьева М. А. | Самоорганизация — это показатель личной зрелости человека, совокупность природных и социально приобретенных свойств личности, воплощенных в осознаваемые особенностях воли, интеллекта, в мотивах поведения и реализуемых в организации деятельности человека. [2, С. 185] | Совокупность свойств | Природные и социально приобретенные свойства личности, особенности воли, интеллекта, мотивы поведения |
Кирилова А.В | Самоорганизация упорядоченная и динамическая структура личности, характеризующаяся интегративной совокупностью функциональных и личностных компонентов и проявляющуюся в осознанном построении деятельности по развитию «компетентности к обновлению компетенций [4, С. 32] | Структура личности | Функциональные и личностные компоненты |
Логинова О.Н. | Самоорганизация рассматривается как система способов и умений мобилизации возможностей личности для достижения личностно или общественно значимой цели, которые позволяют учащемуся быть субъектом собственной учебной деятельности.
Сущность самоорганизации, как системы, раскрывается также через ее структурные компоненты: целеполагание, моделирование, планирование, рефлексию и волевую регуляцию [8, С. 36] |
Система способов и умений | Мобилизация возможностей личности, наличие общественно значимой цели, целеполагание, моделирование, планирование, рефлексия и волевая регуляция |
Ведмедев М.М. | Самоорганизация — деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решения и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга [1] | Деятельность и способность личности | Умение организовать себя, целеустремленность, активность, планирование деятельности, мотивация, критичность оценки результатов, чувство долга |
Михневич С.Н. | Под умениями самоорганизации понимается комплекс личностных действий (планирование, организация, контроль, оценка), основанных на учебных знаниях, специфике организационной деятельности и проявляющихся через саморегуляцию, позволяющих эффективно осуществлять социокультурное проектирование [9] | Комплекс личностных действий | Учебные знания, организационная деятельность |
В результате проведенного анализа работ отечественных исследователей мы видим, что нет единого понимания самоорганизации. И некоторые исследователи рассматривают самоорганизацию как процесс, а другие – как совокупность уже имеющихся качеств и свойств личности.
Большинство исследователей в качестве признаков самоорганизации выделяют: волевую регуляцию, мотивацию, способность организовать себя, целеполагание, планирование и рефлексию (М. А. Воробьева, М.М. Ведмедев, О.Н. Логинова).
Однако, С.Н. Михневич при рассмотрении понятия «умения самоорганизации» относит планирование, организацию, контроль и оценку к комплексу личностных действий, и описывает их как категорию понятия.
На наш взгляд под самоорганизацией следует понимать совокупность свойств и способностей личности, позволяющую эффективно организовать собственную деятельность, и включающую в себя определенный комплекс знаний, волевую регуляцию, мотивацию, навыки планирования и целеполагания.
Таким образом, мы относим понятие «самоорганизация» к категории «свойств и способностей личности». В качестве ключевых признаков выделяем: комплекс знаний, волевую регуляцию, мотивацию, навыки планирования и целеполагания.
Список литературы:
- Ведмедев М.М. Общая теория систем как основа концепций самоорганизации // Самоорганизация в природе и обществе. Тезисы докладов научной конференции. Л., 1998. 243 с.
- Воробьёва М. А. Связь мотивации учебной деятельности с самоорганизацией деятельности у студентов // Педагогическое образование в России. 2012. №6 С.184-188.
- Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. . — М.: Издательство АСВ. —2004. С. 224
- Кириллова А. В. Диагностика самоорганизации будущих педагогов // Среднее профессиональное образование. 2012. №2 С.32-33.
- Князькова О. Н. О понятии «культура самоорганизации личности студента» // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 428-432.
- Комова О. В.Теоретические основы педагогического сопровождения самоорганизации школьников // Научный журнал КубГАУ. 2015. №114 С.202-222.
- Копеина Н. С. Самоорганизация в системе свойств индивидуальности // Личность в системе общественных отношений. М.: АН СССР, 1983. Ч. I. С. 214-215.
- Логвинова О. Н. Рефлексия как структурный компонент и механизм формирования самоорганизации учебной деятельности // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. №14 С.35-41.
- Михневич С. Н. Самоорганизация студентов–первокурсников в период адаптации к обучению в вузе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
- Паштов Т.З. Организация профессионального саморазвития студентов-будущих учителей // Перспектива – 2006: Материалы Всероссийский научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Нальчик: Каб.– Балк. ун-т, 2006. – 282 с.
- Ярошенко С.Н. Содержание понятия «профессиональная конкурентоспособность студентов вуза» в контексте компетентностного подхода в образовательно-научном процессе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2011. № 3 (220). С. 70-73.[schema type=»book» name=»СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ» description=»В данной статье анализируется понятие самоорганизации. Рассматриваются и сопоставляются различные взгляды на самоорганизацию. Предлагается авторское определение.» author=»Орлова Дарья Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-19″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]