Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Сегодня «cопровождение (в широком cмысле) понимается как поддержка людей, у которых на определенном этапе развития возникают трудности личностного или социального плана. Cопровождение рассматривают как системную интегративную технологию помощи человеку, и оно представляет собой взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем последнего»[1, с.26]. Мысль о необходимости «cопровождения развития» как очевидная высказывается современными педагогами и психологами, развивающими идеи «педагогики успеха». Под cопровождением понимается воздействие, обеспечивающее создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Развитие идеи cопровождения имеет место в психологии  и педагогике, которые рассматривает его как систему профессиональной деятельности специалиста, направленную на создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности. Понятие «сопровождение» употребляется для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи, направленной не просто на укрепление, а на развитие и саморазвитие личности, педагогической помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека. Многие исследователи, психологии и педагогики отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Более того, успешно организованное cопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна, – зону ближайшего развития.

Сущностной характеристикой сопровождения является создание психолого-педагогических условий для перехода сопровождаемого от помощи к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе сопровождения специалист создаст условия и оказывает необходимую и достаточную, (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».

Основными стратегическими направлениями в процессе cоциально-педагогического cопровождения является cоздание условий: для преодоления депривации нарушенного пcихофизического развития; для компенсации последствий семейной депривации, в частности для удовлетворения базовых потребностей в освоении основных навыков внутрисемейной жизни; для расширения возможностей подростковой cоциальной активности; для развития навыков конструктивного общения, необходимых для cопровождаемых.

Cоциально-педагогическое сопровождение осуществляется на нескольких взаимосвязанных уровнях. Наиболее общий из них – макроуровень социально-педагогического сопровождения – заключается в создании условий для улучшения правового и социального положения сопровождаемых в обществе. Мезоуровень предполагает оказание cоциально-педагогической помощи через работу с участниками социально-педагогической ситуации развития сопровождаемого; при этом основная цель – создать условия для успешной жизненной адаптации сопровождаемого посредством изменения отношения к нему со стороны ближайшего окружения. На микроуровне сопровождение ориентировано на решение конкретной проблемы сопровождаемого, причем в фокус работы попадает преимущественно он сам. Только при условии наличия определенного жизненного практического опыта каждый человек с ОВЗ зрелого возраста сможет вполне осознать свои проблемы, приняв жизненные обстоятельства такими, какие они есть, т.е. формировать ответственность за себя.

Основными характеристиками социально-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ зрелого возраста являются: процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную повседневную жизнь человека или семьи, особые отношения между участниками этого процесса. Результатом сопровождения личности становится новое жизненное качество – адаптивность, т.е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях, видение личностной перспективы и ее реализации. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни – быть ее автором и творцом, видеть пути реализации личностной перспективы.

Основные принципы социально-педагогического сопровождения  лиц зрелого возраста с ОВЗ следующие: ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития; сопровождающий обладает только совещательными правами; интересы сопровождаемого являются приоритетными в его взаимодействии с сопровождающим; сопровождение представляет собой непрерывный процесс; сопровождение требует комплексного (междисциплинарного) подхода; сопровождение системно по своей сути, т.е. участники сопровождения не изолированы друг от друга, а находятся в непрерывном взаимодействии.

Процесс сопровождения – это последовательная реализация следующих этапов:

  1. Диагностический, который предполагает выявление сути проблемы сопровождаемого, ее носителя и потенциальных возможностей решения.
  2. Поисковый направлен на сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации.
  3. Консультативно-проективный предполагает обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными сторонами, построение прогнозов эффективности, стимулирование активности и самостоятельности сопровождаемого при принятии окончательного решения. По завершении этого этапа четко оговариваются функции всех участников сопровождения, обязанности каждого в осуществлении принятого решения.
  4. Деятельностный направлен на достижение желаемого результата, для чего сопровождающий берет на себя функцию координации действий остальных участников взаимодействия, реализующих выработанную ранее программу преодоления проблемы).
  5. Рефлексивный предполагает оценку эффективности проведенной работы. Этот этап может стать заключительным в решении проблемы сопровождаемого или же стартовой площадкой в проектировании профилактических мероприятий.
  6. Наблюдательный направлен на дальнейшее наблюдение за социализацией сопровождаемого. Если предыдущие этапы могут и должны быть реализованы в рамках социально-педагогического сопровождения любой целевой группы, то данный этап наиболее доступен именно в условиях специального образовательного учреждения, когда социально-депривированная личность по завершении основных сопроводительных мероприятий остается в фокусе внимания социального педагога.

Технология сопровождения применима в работе с людьми любого возраста, однако на каждом этапе развития сопровождаемого имеет собственную ярко выраженную специфику, обусловленную возрастными закономерностями сопровождаемых.

«Сейчас появляются  прогрессивные идеи и технологии социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями зрелого возраста, их интеграции в современное общество, как полноценных его членов, и возможности их самореализации. Возникла необходимость в полной мере реализовать потенциал лиц с ограниченными возможностями и задействовать их в жизнь общества» [2,с 148].

Необходимо включать различные  отрасли научного знания, особенно социально-педагогическое сопровождение (средствами образования).

Самые главные задачи социально — педагогического сопровождения  — это изучение инновационных направлений создания оптимальных условий для профилактики и успешной коррекции нарушений лиц с ограниченными возможностями, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество.

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Роботова, А.С. О языке научных публикаций/ Роботова А.С.//«Вестник герценовского университета.- 2009. — № 7.-C.43.
  2. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость.-М. Издательский дом «Академия», 2002.-208с.[schema type=»book» name=»СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА» description=»В статье рассматриваются сущностные характеристики социально-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ зрелого возраста. Выделены этапы и условия осуществления социального–педагогического сопровождения лиц с ОВЗ зрелого возраста.» author=»Хачатрян Кристине Артуровна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-16″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found