С введением в действие нового закона об образовании [3] дополнительное образование, в частности дополнительное образование детей, стало составной частью системы образования Российской Федерации. Дополнительное образование детей осуществляется на основе реализации общеобразовательных программ двух видов – дополнительных общеразвивающих программ и дополнительных предпрофессиональных программ, которые определяют содержание образования, причем дополнительное образование не сопровождается повышением уровня образования [3].
Для повышения гуманистической направленности российского образования, в научной литературе по педагогике при проектировании новых образовательных программ предлагается руководствоваться культурологической концепцией М. Н. Скаткина, И. Я Лернера, В. В. Краевского [5]. В соответствии с этой концепцией формирование содержания общего образования осуществляется в несколько этапов: 1-й этап (допредметный) – формирование общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования; 2-й этап (предметный) – определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения; 3-й этап – создание учебных материалов; 4-й этап – организация процесса обучения; 5-й этап – присвоение учениками нового содержания.
Следует отметить, что эти этапы относятся к формированию содержания программ школьного образования, а не дополнительного образования детей. Как отмечают ученые-исследователи (Иванова Е.О., Осмоловская И.М., Шалыгина И.В.), «формирование содержания образования в соответствии с идеями культурологической концепции в полном объеме до сих пор не осуществляется. Одной из причин этого является недостаточная разработанность уровня общего теоретического представления в его нормативном аспекте в виде допредметного минимума» [2, С. 13-19.).
В настоящее время проектирование дополнительных образовательных программ для детей осуществляется в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей [6], в которых приводится структура обязательных элементов дополнительной образовательной программы: титульный лист; пояснительная записка; учебно-тематический план; содержание изучаемого курса; методическое обеспечение дополнительной образовательной программы и список литературы.
Наиболее сложным этапом для разработчиков конкретной образовательной программы является построение учебно-тематического плана, в частности перечня разделов и учебных тем, и содержания дополнительной образовательной программы, которое раскрывается через краткое описание учебных тем. Это связано с тем, что в настоящее время отсутствует общепризнанная методика построения содержания дополнительных общеобразовательных программ для детей и поэтому разработка учебно-тематического плана и содержания программы осуществляется на основе профессиональных знаний и опыта педагогов-разработчиков, что свидетельствует о появлении авторских, а на их базе — модифицированных и типовых образовательных программ. Возникает настоятельная необходимость выработки единого способа проектирования этих элементов образовательных программ на основе использования современных подходов и методов исследования.
Цель статьи — разработка и иллюстрация предлагаемого способа развертывания названия (заголовка) общеобразовательной программы дополнительного образования детей для проектирования ее содержания на основе использования современных подходов, в частности текстового, системного и культурологического подходов.
С позиции текстового подхода любая образовательная программа, включая и программу дополнительного образования детей, раскрывается через текст, который является результатом проектирования образовательной программы и имеет определенную структуру и содержание.
В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова слово «Текст» означает «Всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них)» [4, с. 780]. Более полное определение тексту дал крупнейший отечественный лингвист И.Р. Гальперин, который писал: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфазовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную направленность и прагматическую установку» [1, с. 18].
Отличительными признаками любого текста являются его название (заголовок) и содержание. Они являются взаимосвязанными самостоятельными единицами письменной речи в совокупности, характеризующими законченность текста. Показателем законченности текста является возможность подобрать к нему заголовок или по заголовку — спрогнозировать основное содержание текста. Специфика названия (заголовка) текста заключается в том, что он является его составной частью, элементом структуры текста.
Подчеркивая особую роль названия в тексте, И.Р. Гальперин писал: «Название это компрессированное, нераскрытое содержание текста. Название можно метафорически изобразить в виде закрученной пружины, раскрывающей свои возможности в процессе развертывания» [1, с. 133]. И далее, «название (заголовок) – это имплицитная максимально сжатая СКИ, причем, как все сжатое, она стремится к развертыванию, распрямлению» [1, с. 134]. Следует отметить, что в работе [1] аббревиатура «СКИ» расшифровывается как содержательно-концептуальная информация.
Можно сказать, что для понимания любого текста ключевое значение имеет осмысление его названия (заголовка), которое в сжатом виде должно обобщать и отражать основное содержание текста. Если развернуть определенным способом название (заголовок), текста, то можно получить в раскрытом виде его основное содержание.
Очевидно, что и для программ дополнительного образования детей название (заголовок) имеет ключевое значение, которое в сжатом виде должно обобщать и отражать основное содержание образовательной программы. Поэтому название дополнительной образовательной программы, состоящее, как правило, из набора слов может служить первичной основой для построения ее содержания. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова термин «Слово» — это «единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок» [4, с.720].
Для формирования содержания программы необходимо выделить и проанализировать ключевые слова, содержащиеся в ее названии. В качестве анализа ключевых слов в названии программы можно использовать их значения (толкования) из словарей, как общего, так и специального назначения.
Для каждого ключевого слова из выбранного словаря выбирается его значение, которое может состоять из нескольких слов (предложения). Затем из каждого такого предложения выделяются другие ключевые слова, для которых из словаря приводятся их значения. Подобный анализ может быть продолжен и дальше до накопления необходимого объема содержательно-концептуальной информации. Применяя в анализе системный подход, можно получить многоуровневую структуру содержания дополнительной образовательной программы, на первом уровне которой будут первичные ключевые слова названия программы, на втором уровне – выбранные ключевые слова от ключевых слов первого уровня, на третьем уровне – выбранные ключевые слова от ключевых слов второго уровня и т.д.
После завершения развертывания названия можно с помощью метода морфологического анализа составить морфологическую матрицу (таблицу) связей, чтобы выявить возможные комбинации (сочетания) слов, которые потребуются в дальнейшем для описания содержания программы. В головке таблицы можно, например, привести обозначения (символы) ключевых слов первого и второго уровня, а в боковике таблицы – символы ключевых слов третьего уровня.
Комбинации слов, имеющих смысловое значение, следует отбирать и заносить в список словосочетаний для последующего анализа на предмет целесообразности дальнейшей обработки. Полученные смысловые сочетания слов можно (при необходимости) развивать с помощью задания вопросов: что, где, когда, кто, как, зачем и сколько.
После отбора целесообразных смысловых описаний и их развития с помощью семи выше приведенных вопросов получим не структурированное содержание дополнительной образовательной программы.
Сущность процесса структурирования состоит в выявлении системы смысловых связей между элементами содержания и позволяет расположить учебный материал в последовательности, вытекающей из этой системы связей.
В соответствии с нормативным документом [6] структурирование учебного материала дополнительных образовательных программ осуществляется по разделам и учебным темам в рамках каждого раздела. Если дополнительная образовательная программа рассчитана на обучение детей на срок не более одного года, то структурирование учебного материала может осуществляться по учебным темам.
Каждая учебная тема дополнительной образовательной программы является самостоятельной учебной единицей, которая характеризуется общей функциональной направленностью и логической завершенностью. В структурном отношении каждая учебная тема состоит из ряда элементарных дидактических единиц (учебных вопросов или учебных задач).
По нашему мнению, содержание дополнительной образовательной программы представляет собой совокупность учебных вопросов, структурированных по учебным темам и разделам и размещенных в определенной последовательности в учебно-тематическом плане программы.
Структурирование учебного материала начинается с формирования учебных вопросов с последующим объединением их в учебные темы. После завершения структурирования учебных тем программы приступают к структурированию учебных разделов программы.
Учебные разделы программы структурируются путем объединения учебных тем по определенным признакам: теоретическим знаниям нужной направленности, практическим умениям и навыкам, творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношениям, что соответствует реализации культурологической концепции построения содержания образовательных программ.
Рассмотрим формирование нескольких элементов содержания образования на примере развертывания названия образовательной программы дополнительного образования детей «Юный журналист» [7]. Раскроем механизм формирования содержания программы на основе развертывания слова, например, «Журналист». Обозначим слово «Журналист», символом (буквой) А и для установления значения этого слова будем ориентироваться на словарь [4]. В табл. 1 приведен фрагмент развертывания содержания ключевого слова «Журналист» (А) первого уровня и нескольких слов второго и третьего уровня иерархии. Аналогичным образом можно построить и развертывание ключевого слова «Юный» (условно не рассматривается).
Таблица 1
Фрагмент развертывания ключевого слова «Журналист» ( А )
Символ
слова |
Название
слова |
Значение слова |
А | Журналист | Литературный работник, занимающийся журналистикой [4, с. 191] |
А1 | Журналистика | Литературно-публицистическая деятельность
в журналах, газетах [4, с. 191] |
А2 | Занятие | То, чем кто-н. занят, дело, труд, работа, а также всеобщее заполнение чем-н. своего времени [4, с. 208] |
А1.1 | Газета | Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни [4, с.121] |
А2.1 | Работа | Занятие, труд, деятельность [4, с. 627] |
… | … | … |
По данным табл. 1 можно построить морфологическую матрицу ключевых слов, составленную от ключевого слова «Журналист» (табл. 2). Соединение выбранных символов, одного по горизонтали, а другого — по вертикали записывается в ячейке матрицы в буквенной форме и представляет собой вариант словосочетания. Например, соединение символа А с символом А2.1 дает комбинацию А, А2.1, которую нужно ввести в ячейку матрицы. Аналогичным образом вносятся в ячейки табл. 2 все возможные варианты сочетания букв, а затем проводится отбор смысловых сочетаний и их развитие.
Таблица 2
Фрагмент морфологической матрицы от слова «Журналист» (А)
Символы
слова |
А | А1 | А2 | А3 | А4 |
А1.1 | А, А1.1 | А1, А1.1 | А2, А1.1 | А3, А1.1 | А4, А1.1 |
А2.1 | А, А2.1 | А1, А2.1 | А2, А2.1 | А3, А2.1 | А4, А2.1 |
… | … | … | … | … | … |
В головке табл. 2 представлены символ ключевого слова первого уровня (А) и символы четырех слов второго уровня (А1, А2, А3, А4), а в боковике таблицы – символы слов третьего уровня (А1.1, А2.1), взаимосвязанные с соответствующими символами слов второго уровня (А!, А2).
Рассмотрим, например, на предмет развития комбинацию слов А, А2.1, которая означает: «журналист, работа» или «работа журналиста» (табл. 3).
Таблица 3
Развитие отобранного словосочетания «Работа журналиста»
Символ
слова |
Вопрос | Развитие вопроса о работе журналиста | Ответ в форме вопроса
(дидактической единицы) |
А, А2.1 | что | представляет | виды работ |
А, А2.1 | где | осуществляется | место работы |
А, А2.1 | когда | выполняется | время работы |
А, А2.1 | кто | руководит | руководитель работ |
А, А2.1 | как | осуществляется | этапы реализации жанров |
А, А2.1 | зачем | работает | цели работы |
А, А2.1 | сколько | получает | оплата работы (труда) |
После применения вопросов развития для отобранного словосочетания «Работа журналиста» получаем семь разных элементов или учебных вопросов (дидактических единиц). Таким же образом, можно осуществить развитие и по другим отобранным словосочетаниям и получить не структурированное содержание образовательной программы.
Полученные в табл. 3 учебные вопросы можно интегрировать (объединить) в учебные темы. Можно учебные вопросы: «Место работы» или Рабочее место журналиста», «Время работы» или «Рабочее время журналиста», объединить в учебную тему – «Рабочее место и рабочее время журналиста». Учебные вопросы: «Виды работ журналиста» и «Содержание работ журналиста» можно объединить в другую учебную тему – «Журналистская деятельность», которая шире, чем учебная тема «Функции журналистики» в исследуемой программе. Таких тем в программе, представленной ниже, нет. Кроме того, отсутствуют в программе и такие важные темы, как «Руководитель работ», «Этапы реализации жанров», «Цели работы» и «Оплата работы (труда)».
Для сравнения приведем названия учебных тем в дополнительной образовательной программе [7]: 1. Введение в программу; 2. История российской журналистики; 3. Журналистика как профессия; 4. Функции журналистики; 5. Требования к журналисту; 6. Формирование жанров журналистики; 7. Знакомство с оформительским делом; 8. СМИ – воспитатель гражданственности; 9. Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей; 10. Подведение итогов работы объединения.
В заключение следует отметить, что предложенный способ создания новых и обновления действующих образовательных программ, основанный на гармоничном соединении текстового, системного и культурологического подходов, может служить одним из действенных инструментов гуманизации и гуманитаризации содержания системы дополнительного образования детей в Российской Федерации.
Список литературы:
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 4-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2006. — 144 с. (Лингвистическое наследие ХХ века).
- Иванова Е.О. Содержание образования: культурологический подход / Е.О.Иванова, И.Я. Осмоловская, И.В. Шалыгина // Педагогика, 2005. № 1. С. 13-19.
- Об образовании в Российской Федерации [федер. закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.: по состоянию на 23.07.2013 г.]. — Российская газета. — № 303. — 31.12.2012 г.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; — 3-е изд., стереотипное. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983. 291 с.
- Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей /Утв. на заседании Научно-методического Совета по дополнительному образованию детей 3 июня 2003 года.
- Селюта И.Л. Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный журналист».- URL: http: // Selyuta_ programma_yur_zhur. doc. — [Дата обращения 04.02.2013].[schema type=»book» name=»СПОСОБ РАЗВЕРТЫВАНИЯ НАЗВАНИЯ (ЗАГОЛОВКА) ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» author=»Мочулаев Валерий Евгеньевич, Остромухова Полина Валерьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]