Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ ТЕРМИНО-ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ ТЕРМИНО-ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Географические науки. ; ():-.

Туризм и туристическая деятельность, являются неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, но в тоже время, как самостоятельные научные понятия имеют весьма противоречивые толкования, требующие более глубокого анализа и переосмысления. Для решения данного вопроса необходимо изучение теорий и анализ изложения определений базовых понятий с различных точек зрения, в том числе традиционно открытой спорной темы о правильности употребления терминов «туристский» и «туристический».

Известно, что первые путешествия с целью туризма стали совершаться еще в глубокой древности. Осознание туризма как специфической и необходимой области жизни в современном мире возникло лишь в XIX веке благодаря Томасу Куку. Именно он основал туризм как вид самостоятельной деятельности и заложил основы развития туристической деятельности. Однако, несмотря на длительную историю, туризм до сих пор не получил однозначного определения, поэтому по-разному трактуется не только отдельными специалистами, но и туристическими организациями. В сфере туризма используют значительное количество специальных терминов и понятий, которые в основном еще не получили общепринятого признания, они продолжают развиваться и совершенствоваться. В представлении большинства людей туризм связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием [2].  Он  стал  характерной  чертой  образа  жизни  современного  человека, стремящегося к смене впечатлений, познанию яркого и разнообразного.

Первое письменное упоминание  терминов «туризм» и «турист»,  датируемое 1800 годом, было предложено в  Большом Оксфордском словаре.  Термин «Туризм» прочно вошел в мировую практику со второй половины XIX века. На первых порах он означал пешеходное перемещение с целью прогулки, а в XX веке постепенно приобрел универсальное значение, охватывая этим понятием любые перемещения человека с целью отдыха, оздоровления и познания [7,9]. Тем не менее, на протяжении многих десятилетий в научной литературе туризм считали видом рекреации. Однако, сама рекреация представлена ​​как функция туризма, касательная к восстановлению физических и духовных сил, затраченных человеком в процессе трудовой деятельности, поэтому считать туризм рекреацией  будет неверным подходом. Многими авторами предпринимались попытки дать общеупотребительный термин туризму, однако,  до сих пор, несмотря на масштабное общемировое развитие,  нет единого определения феномену туризма [3].

 Необходимость наиболее точного определения туризма возникла в первой половине XX века и была обусловлена повсеместным увеличением туристских потоков. Одно из первых определений, принятое ООН, трактовало туризм как активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физического развития человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства. Более широкое определение этого понятия предлагает Академия туризма в Монте-Карло, в соответствии с которым туризм – общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях, для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или профессионально-деловых целей без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

Согласно одному из современных определений, предложенных Статистической комиссией ООН, датированной 1992 годом, туризм – это путешествия и пребывания в местах, находящихся вне  пределов обычного места постоянного жительства путешествующего, продолжительность которого не превышает 12-ти месяцев. С целью получения удовольствия и отдыха,  а также удовлетворения, гостевых, познавательных или профессионально-деловых потребностей, без занятий оплачиваемой деятельностью [8]. В научной же литературе по вопросам туризма отсутствует однозначное его определение.  Так, В.И. Азар определяет туризм как большую экономическую систему с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках, как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом. Широкое распространение среди специалистов получило сущностное определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма. Согласно ему, туризм – совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы.

По мнению швейцарских ученых Бернского университета К. Крапфа и В. Хунцикера, туризм – это совокупность отношений и явлений, которые имеют место во время путешествий в определенную местность при условии непродолжительного поселения  без осуществления деятельности, которая может привести к получению дохода [10]. Это определение за рубежом на протяжении длительного времени считалось основным. Большой вклад в формирование понятия «туризм» внесла Манильская конференция по туризму, проходившая в 1980 году на Филиппинах. Его рассматривали как один из видов активного отдыха – путешествие с целью познания тех или иных районов новых стран в сочетании с элементами спорта. Кроме этого, Манильская декларация по проблемам развития мирового туризма провозгласила: туризм следует толковать как деятельность, которая занимает видное место  времяпровождения народов и непосредственно влияет на социальную, культурную, образовательную, экономическую и политическую сферы жизни отдельных государств и на их межгосударственные отношения. Несмотря на провозглашенные Манильской декларацией основы туризма, его определение и в дальнейшем не получило однозначной трактовки.

 В русском языке термины «туризм» и «турист» появились сравнительно недавно, как заимствования, взятые посредством французского и английского языков. По мнению большинства авторов, понятия туризма и туристической деятельности, являются равноправными. Следовательно, туризм и туристическая деятельность – синонимы. Однако следует рассмотреть, что подразумевается под данными терминами в современной России по мнению ученых и законодательства государства.

М.Б. Биржаков определяет туризм как особый массовый род путешествий с четко определенными целями туризма, совершаемых собственно туристами, то есть деятельность самого туриста. Деятельность по организации и осуществлению таких путешествий – туристическая деятельность [5]. Туристическая деятельность осуществляется различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей. В свою очередь, Н.И. Кабушкин и А.П. Дурович определяют туристическую деятельность  как деятельность, связанную с организа­цией всех форм выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях, для удовлетворения познавательных ин­тересов или в профессионально-деловых целях без занятия опла­чиваемой деятельностью в местах временного пребывания [6]. Особая роль в осуществлении такой деятельности принадлежит туристическим предприятиям. Они являются посредниками между производителями туристических услуг – гостиницами, рестора­нами, транспортными организациями  и потребителями. В статистике же под туризмом понимают одну из форм миграции населения, не связанную с переменой местожительства или работы.

Важно помнить, что туризм выполняет большое количество функций, среди которых трудно выделить главную. Ввиду же, отсутствия единого определения туризма объясняется многообразие выполняемых им функций и большим числом форм проявления. Приведем некоторые общекультурные и общевоспитательные функции  туризма [4]:

эстетические – удовлетворение потребности личности в общем гармоническом развитии;

нормативные  – выработка и закрепление определенных норм, имеющих регламентирующее и оценочное значение;

информационные – реализация, накопление, распределение и передача от поколения к поколению сведений о достопримечательностях, культурных ценностях народов, их возможностях, средствах и путях совершенствования;

правовые  –  регламентирование туристской деятельности законами, международными и отечественными правовыми актами;

экономические – материально-финансовое и техническое обеспечение деятельности туристских предприятий, специалистов, содержание и эксплуатация сооружений, оплата труда.

Тем не менее, несмотря на различие формулировок, и определений, все авторы включают в понятие «туризм» туристские потребности и мотивации, а также особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного местожительства, экономические отношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг, взаимодействие сферы туризма с окружающими природной, экономической и другими макросредами.

Одновременно с различными  трактовками туризма  имеется множество определений туриста, которые отражают направленность закона или нормативного акта и определенные экономические интересы государства по прина­длежности.  Одно из первых определений туриста принадлежало Комитету экспертов по вопросам статистики Лиги Наций, датированное 1937 годом. В последние де­сятилетия проблема определения туриста обсуждалась на совеща­ниях Международного союза официальных туристских организа­ций в Дублине, 1950 г., на Конференции ООН по международному туризму и путешествиям в Риме, 1963 г., конг­рессе Всемирной туристская организация (ВТО) в Маниле, 1986 г., Межпарламентской конференции по туризму в Гааге в 1989 год [1].  Это свидетельствует о теорети­ческой и практической значимости определения туриста, а также о стремлении сделать его более полным и точным с учетом новых тенденций и явлений. В настоящее время в международной практике широко исполь­зуется определение, выработанное Международной конференци­ей по статистике путешествий и туризма в  Оттаве, датированное 1991 годом и одоб­ренное ВТО и Статистической комиссией ООН. Согласно ему, турист – это посетитель, то есть лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, на срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте.

 Тема терминологии в туризме стала предметом дискуссий и вызвала множество публикаций разных авторов. Спор ведется по двум терминам, суть которых дать русскоязычное наименование науке о туризме и определить применение прилагательных туристский и туристический. Вопросы применения терминов «туристский» и «туристический» довольно сложны и касаются установления и закрепления практики  и многолетних традиций формирования понятийно-терминологической базы.

Сейчас эти термины часто употребляются как взаимозаменяемые слова, то есть как синонимы в равной степени. Так, в словаре Ушакова   значение этих прилагательных определялось следующим образом: туризм – туристический, турист – туристский [10]. При этом  акцент делался на «туристический», что должно было служить указанием на его употребительность в терминологии.  В толковом словаре Ожегова терминологический вариант туристический,  как единственно возможный, приводится лишь в словосочетании туристический журнал. В примерах же со всеми другими словами – база, лагерь, путевка – даны оба варианта, причем на первом месте – вариант туристский. В контексте толкового словаря первое место варианта служит указанием на его большую употребительность и предпочтительность. Так же объективным основанием для рекомендации прилагательного туристский, в качестве предпочтительного варианта, являются данные статистического обследования, представленные в книге «Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов». В Советском энциклопедическом словаре в соответственных словарных статьях туристский  как единственный вариант приводится со словами база, карты, маршрут, организации. В толково-словообразовательном словаре Ефремова туристский по значению соотносится со словами турист, туристка и со всем тем, что с ними связано – туристская палатка, база, сезон, маршрут. Туристический, по значению связан с туризмом, со всем, что с ним связано и характерно – туристическое бюро, виза, поездка.  В толковом словаре русского языка начала XXI века прилагательное туристский не употребляется, в пример приводятся словосочетания туристические поездки и отдых, группа, офис. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» прилагательное туристический не употребляется [12].

На наш взгляд,  допустимо употребление как «туристский», так и «туристический», но как терминов, несущих различную смысловую нагрузку. Существующие разногласия по поводу правильности употребления слов «туристский» и «туристический» связаны, прежде всего, с широким и узким определением смыслового содержания – с одной стороны, и неточным определением области  их применения, с другой. На первый взгляд, эти понятия обозначают одно и то же, но они не являются синонимами, поэтому их следует рассматривать  в двух смыслах, а именно в широком и узком. Так, туристский  – понятие более узкое, которое в большей степени связано с туристом. Турист является прямым следствием и производной от слова туризм, следовательно, он не может означать больше, чем понятие, в результате которого оно появилось. Туристический же, в свою очередь,  более широкое понятие. Под ним подразумевается туристическая деятельность путешествующих, их стремление познать больше, глубже и разнообразнее. Более того, туризм в целом выступает как самостоятельная отрасль мировой экономики  и потому по праву является неотъемлемой  частью современного социума. Развитие туризма не стоит на месте, появляются новые его виды, охватывающие все большее пространство, следовательно, туристический – более всеобъемлющий термин. Кроме того, в пользу термина «туристический» можно привести довод в силу легкости произношения. Широкие массы населения используют этот термин как более звучный, привлекательный, не учитывая его смыслового значения. Именно эти качества термина активно применяются при оформлении рекламы туристского продукта для  населения. В то время как термин «туристский» труден в произношении.

Таким образом, не стоит ограничивать употребление только одного термина, как это было в постсоветский период на примере прилагательного «туристский». Стоит различать сферу употребления данных прилагательных, так как «туристический» – понятие более обширное и определяет  глобальные процессы мирового туристического рынка. В то время как термин «туристский» можно использовать в рамках туристской деятельности на уровне государства.

                                             Литературные источники:

  1. Александрова А.Ю. Международный туризм. М.: Аспект Пресс, 2002. – 470с.
  2. Баранова Л.И. Туризм и внешняя торговля /Л.И. Баранова // Краеведение и туризм: пробле­мы, поиски, перспективы. — Орел, 2000. — С. 201-202.
  3. Баранова-Шишкова Л.И. Туризм не только феномен XX века, но и самостоятельная отрасль экономики века XXI-го, способная решать социально-экономические проблемы регионов / Л.И. Баранова // Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма / Материалы второй международной научно-практической конференции 17-18 апреля 2007 г. — Орел: Орел ГТУ, 2007. — С. 255-257.
  4. Барчуков И. С. Методы научных исследований в туризме: учеб. пособие для вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. –224 с.
  5. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 2000.
  6. Кабушкин Н.И., Дурович А.П. Организация туризма. — Мн.: Новое знание, 2003.
  7. Кузик С.П. География туризма: учебное пособие. – И.: Знание, 2011.– 271 с.
  8. Российский туристский бюллетень. Туризм: информация, статистика, анализ. 1995. № 1.
  9. Ткаченко Т. I. Устойчивое развитие туризма: теория, методология, реалии бизнеса [монография]. – И.: Киев. нац. торг.- экон. ун-т, 2009. –463 с.
  10. Толковый словарь русского языка/Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. – М.: ОГИЗ, 1935.
  11. Топсахалова Ф.М.-Г., Теунаева З.Н., Айбазова Ф.М. [монография]. Стратегическое управление формированием и развитием регионального туристско-рекреационного комплекса в условиях социально-экономической трансформации. – И.: Академия Естествознания, 2012.
  12. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». – Собрание законодательства Российской федерации. – 2007.[schema type=»book» name=»ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ ТЕРМИНО-ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА» author=»Баранова-Шишкова Лилия Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found