Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [21]. Государство признает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Эффективно может развиваться то государство, которое гарантирует социальную защиту, «расширяющую возможности своих граждан путём всеобщего доступа к системе образования и другим социальным услугам» [13].
Образование (образовательные услуги) относят к сфере социальных услуг, эти услуги исключительно важны как для отдельной личности, так и для общества в целом [9]. В связи с этим некоторые авторы называют образовательные услуги (ОУ) – общественным благом.
Общественное благо характеризуется следующими свойствами:
- Общедоступность. Сфера потребления распространяется на всех членов общества, исключена их неделимость. В ст 43 п. 1,2 Конституции Российской Федерации отмечено «каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях» [21].
- Неконкурентность. Потребление блага одним индивидом не снижает его доступности и полезности для других. ОУ может быть оказана одновременно не только одному обучаемому, а коллективу учащихся, т.е. ей свойственен совместный характер потребления. Причём ОУ одного качества может быть оказана неограниченное количество раз.
- Неисключаемость. Ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно. Согласно ст 43 Конституции РФ производитель ОУ не может препятствовать потреблению её кем бы то ни было.
- Долговременность. Текущее потребление общественного блага не сокращает потребление следующего поколения людей. ОУ может неограниченное количество раз тиражироваться производителем в течение определённого периода времени.
- Бесплатность. «Обычно предполагается, что общественное благо поставляется государством и оплачивается за счёт обязательного налогообложения. Общественное благо по определению не может приносить прибыль, поскольку доступ к нему не может быть ограничен. В связи с этим, возможно рассмотреть образование или комплекс предоставляемых населению образовательных услуг, где производителем выступает государство как общественное благо» [3]. Конституцией РФ гарантируется «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» [21].
- Влияет на изменение качества жизни всего общества. ОУ приносит выгоду всему обществу, а не только отдельной личности. Кроме того, общество диктует личности тот перечень знаний, которым она должна обладать, чтобы занимать определённое место в обществе, играть в нём определённую роль. Свобода человека получать или не получать ОУ ограничена, поэтому ОУ – общественное благо.
- Удовлетворение разнообразных потребностей; при этом в них неимущественный интерес превалирует над имущественным [1, 19].
Блага, не обладающие этими качествами, называются «частными», или «благами индивидуального потребления». Рассмотрим свойства частного блага:
- Неделимость, т.е. доступность индивидуальным покупателям. «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование…» [21], т.е. образование можно получить вне конкурса на платной основе.
- Выступает объектом купли-продажи. Это значит, что те, кто имеет потребность и возможность оплатить ОУ, получают её, а те, кто не в состоянии или не хочет оплатить, исключаются из потребления.
- Направлена на конкретного потребителя. ОУ оказывается конкретному потребителю и только через него – обществу в целом.
На основании вышеизложенного видим, что ОУ можно отнести как к общественному, так и к частному благу. В связи с этим не только ОУ, а большинство социальных услуг являются «смешанно-общественным благом», т.е. сочетают в себе черты как общественного, так и частного блага.
Такой точки зрения придерживаются Пугач В.Н., Абдуллина С.В. «ОУ в большинстве случаев имеют свойства и признаки и частных, и общественных благ. ОУ согласно теории услуг являются «смешанными» общественными благами» [14]. Колесников А.К. также утверждает, что «обладая большим социально-экономическим потенциалом, высшее образование имеет двойственную природу. Сохраняя свою миссию передачи накопленных ценностей, знаний и навыков от одного поколения к другому, оно является общественным благом.
Однако реально существующие в сфере образования экономические отношения не вписываются в трактовку ОУ как чистого общественного блага, поскольку они носят также и коммерческий характер. Поэтому услуги высшего образования относят к смешанному благу» [8].
Многие авторы [2, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 16, 17, 18, 20] выделяют ряд специфических характеристик ОУ как смешанного блага. К таким характеристикам относят следующие:
- Временной характер (сезонность). То есть начало оказания образовательной услуги приходится, как правило, на осенний период времени и заканчивается, чаще всего, в летний период времени. Следовательно приступить к потреблению ОУ можно только в строго установленный период времени.
- Несохраняемостью. Оказание и потребление происходит одновременно. ОУ невозможно накапливать, складировать.
- Изменчивостью качества. Некоторые авторы утверждают, что «качество образовательных услуг может существенно различаться в зависимости от того, какое образовательное учреждение и как их оказывает». Мы же считаем, что качество зависит не только от производственной и информационной среды (действительно «качество специалистов», у которых есть дипломы одной и той же специальности/направления, но получивших образование в разных образовательных организациях, будет разным даже при одинаковых оценках в дипломах), но и от компетентности профессорско-преподавательского состава, его отношения к образовательному процессу, даже от самочувствия преподавателя.
- Отсутствием гарантии. В силу субъективных и объективных причин доказать факт оказания некачественной ОУ (в форме проведения лекций, семинарских занятий, консультаций) даже по истечении непродолжительного периода времени практически невозможно.
- Неосязаемость услуги (нематериальность). Её невозможно увидеть, убедиться в качестве и целесообразности приобретения до момента использования.
- Целостность. Для потребителя ОУ имеет ценность только тогда, когда он получит её в полном объёме.
- Длительность потребления и последующего использования. Процесс оказания и потребления ОУ растянут по времени (от нескольких дней до нескольких лет), а периодом использования полученной услуги может быть вся дальнейшая жизнь потребителя.
- Сложность. ОУ технически и методически настолько сложна, что требует от производителя обязательного уровня квалификации.
- Многократность использования. ОУ может неограниченное количество раз тиражироваться производителем в течение определенного периода времени.
- Активное участие потребителя. В процессе представления услуги от потребителя требуется активное личное участие и определённый набор навыков, умений, усилий для потребления этой услуги. Качество услуги и её результат определяется не только качеством производственной, информационной среды, компетентностью преподавателя, но и личностью клиента, его настроем, прилежанием, внимательностью, способностями, старанием, трудолюбием и желанием сотрудничества в процессе приобретения услуги. Целью оказания ОУ является не просто передача знаний, умений, навыков, а ещё и усвоение этих знаний и умений со стороны обучающихся. Ни для одной другой сферы услуг не характерно, чтобы в обязанности исполнителя вменялось осуществление систематического контроля (промежуточная, итоговая аттестации) за исполнением обязанностей встречной стороной – обучающимся (потребителем). Специфика, а отсюда и сложность оказания ОУ состоит в том, что её качество в значительной степени зависит от потребителя, который не является профессионалом, но претендует на самую активную роль в процессе реализации ОУ.
- Возможность коллективного потребления.
- Необходимость непрерывности осуществления процесса для получения максимального результативного эффекта.
- Потребность сложной информационной и производственной среды. Для их реализации необходимы профессиональные кадры, причём различного профиля, нужна специальная инфраструктура: лаборатории, оборудование, методологические пособия и т.д.
- Качество ОУ зависит от предшествующего уровня подготовки абитуриента.
- ОУ приносят пользу не только студенту, но и обществу.
- Невозможность непосредственного стоимостного измерения. Невозможно рассчитать все затраты (себестоимость) на оказание ОУ. Это трудно осуществить в силу того, что студенты имеют различный уровень подготовки. В связи с этим, одному студенту стоит просто выдать задание, другому студенту потребуется несколько консультаций для качественного выполнения данного задания. То есть на лицо различные временные и трудозатраты, но, тем не менее, они имеют одинаковое стоимостное измерение.
- Многозначность целей. Они оказываются в комплексе с духовно-нравственным, творческим, физическим и т.д. развитием личности. Таким образом, можно сказать, что ОУ непосредственно участвуют в формировании человеческого капитала.
- Молодой возраст потребителей.
- Измеряемость результатов обучения. Оценивание знаний, умений, навыков – неотъемлемая часть педагогических технологий.
- Высокая личностнообщественная значимость. ОУ развивает и преобразует личность потребителя, то есть влияет на развитие личности, а через него на общество.
Учитывая специфические характеристики смешанного блага – ОУ, её можно классифицировать следующим образом [4, 12, 14, 15]:
Классификация образовательных услуг:
- По длительности предоставления услуги:
– долгосрочные (более одного года);
– среднесрочные (до одного года);
– краткосрочные (не более двух академических часов).
- По источнику финансирования:
– за счёт средств федерального бюджета;
– за счёт средств юридических лиц;
– за счёт средств физических лиц.
- По организационно-правовой форме образовательных организаций:
– государственные;
– муниципальными;
– частные.
- По типу образовательных организаций:
– дошкольная;
– общеобразовательная;
– профессиональная;
– высшего образования;
– дополнительного образования;
– дополнительного профессионального образования.
- По виду ОУ:
– аудиторные занятия (лекционные, семинарские, лабораторные, практические);
– практика;
– промежуточная аттестация (экзамен, зачёт);
– государственная итоговая аттестация и т.п.
- По уровню образования:
6.1. Общее образование:
– дошкольное;
– начальное;
– основное;
– среднее.
6.2. Профессиональное образование:
– среднее;
– высшее – бакалавриат;
– высшее – специалитет, магистратура;
– высшее – подготовка кадров высшей квалификации.
6.3. Дополнительное образование:
– дополнительное образование детей и взрослых;
– дополнительное профессиональное образование.
- По специализации (направлению):
– экономические;
– юридические;
– технические и т.д.
- По форме реализации образовательных программ:
– сетевая форма;
– с применением электронного обучения;
– с применением дистанционных образовательных технологий
- По форме получения образования:
– в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
– вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
- По форме обучения:
– очное;
– очно–заочное;
– заочное.
В результате проведённого исследования, мы пришли к выводу – ОУ смешанное благо, так как обладает признаками общественного и частного блага, имеет ряд специфических характеристик, отличающих её от других видов социальных услуг. А также, в силу специфики, ОУ можно классифицировать по определённому ряду признаков.
Список использованных источников:
- Баринов Н.А.Имущественные потребности и гражданское право. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. – 192 с.
- Бочков В.Е.Понятие образовательной услуги в гражданско-правовом обороте в контексте формирования системы открытого дистанционного образования как объекта отраслевой экономики // Право и образование. 2004. № 4. С. 5 – 18.
- Гневашева В.А. Значимость понятия «общественное благо» при формировании рынка образовательных услуг // Экономика образования. 2012. № 1. С. 112 – 114.
- Гривенная Е.Н. Понятие и сущность образовательной услуги как правовой категории // Общество и право. 2013. № 4 (46). С. 301 – 305.
- Демичева Н.В. Взаимосвязь понятий «педагогическая технология» и «образовательная услуга»// Научные исследования в образовании. № 9. С. 19 – 22.
- Зотов В.Н. Франчайзинг в сфере услуг: образовательные услуги // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2011. № 2 (2). С. 194 – 199.
- Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования: Монография. М.: Готика, 2005. – 432 с.
- Колесников А.К. Концепция измерения сложности образовательной программы (на примере программ высшего профессионального образования) // Образование и наука. 2011. № 7. С. 33 – 47.
- КузнецоваС.В. Теоретико-методологические аспекты развития рынка образовательных услуг // Современные наукоёмкие технологии. Региональное приложение. 2008. № 3. С. 14 – 21.
- Ланцева Т.В. Основные направления совершенствования механизма управления государственным образовательным учреждением / Научные труды XII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики и экономики» (часть II). М: МГУПИ, 2009.
- Майбуров И.А.Соотношение понятий «образование» и «образовательные услуги» // Право и образование. 2003. № 5. С. 34 – 43.
- Об образовании в Российской Федерации ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // https://base.garant.ru/70291362/
- Права человека и процессы глобализации современного мира / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2005.
- Пугач В.Н., Абдуллина С.В. Образовательные услуги: общие понятия // Интернет-журнал. Науковедение. 2013. № 2 (15). С. 16.
- Семендуев В.И., Цыбулина Д.Н. Особенности сферы образовательных услуг России в условиях модернизации социально-экономической системы // Новые технологии. 2011. № 1. С. 118 – 121.
- Скутнева Е.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социологические исследования. 2009. №11. С. 75.
- Толстяков Р.Р. Системный подход к определению инновационной образовательной услуги // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 8. С. 354 – 360.
- Цыремпилова Е.А. Экономическая сущность и специфические особенности образовательных услуг // Наука и бизнес: пути развития. 2012. № 12 (18). С. 92 – 95.
- Шешенин Е.Д.Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг // Антология уральской цивилистики. 1925-1989: сб. ст. М.: Статут, 2001. – 431 с.
- Якушина Т.В. Сущность и особенности образовательной услуги как экономической категории // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 6. С. 158 – 160.
- URL: (дата обращения 18.11.2014).[schema type=»book» name=»СПЕЦИФИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ» author=»Степанова Вера Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]