Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РОЛЬ РЕПЕРТУАРА В ВОСПИТАНИИ УЧЕНИКА БАЯНИСТА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РОЛЬ РЕПЕРТУАРА В ВОСПИТАНИИ УЧЕНИКА БАЯНИСТА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Музыка – сильное и яркое средство развития, духовного становления личности. Она обладает могучим эмоциональным воздействием. Музыкальное воспитание рассматривается как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. Неслучайно, одной из основных задач музыкальной педагогики является воспитание гармонически развитой личности, независимо от того  будет ученик профессиональным музыкантом или грамотным слушателем, ценителем искусства. Д.Б. Кабалевский считал, что главной задачей музыкального воспитания является воздействие посредством музыки на духовный мир ребёнка, на его нравственность.

Именно музыкальные произведения способны нравственно воспитывать человека, формировать гуманистические отношения, воспитывать любовь к Родине, уважение к старшим, бережное отношение к природе.

Дети наиболее восприимчивы к пониманию и исполнению музыки. В настоящее время их окружает зачастую развлекательная музыка, не несущая в себе глубокого смысла, примитивная по форме, мелодии, гармонии, с преобладанием «навязчивого» ритма. Поэтому произведения, исполняемые учащимися в ДМШ, должны обогащать их внутренний мир, поднимать их до уровня высокой музыкальной культуры, прививать эстетический вкус.

Главная проблема в исполнительском искусстве – проблема репертуара. Его влияние на учебно-воспитательный процесс, обогащает музыкально-теоретическую базу, расширяет музыкальный кругозор учеников. Это заставляет искать определённые принципы систематизации репертуара.

Основными требованиями к выбору  репертуара были и остаются художественная ценность, доступность материала. Т.Б. Юдовина-Гальперина высказывает мнение, что репертуар для начального обучения должен отвечать «логике усвоения ребенком материала», что должны учитываться индивидуальные особенности ученика [5].

Баян является носителем народной культуры. Это популярный народный инструмент, детище русского народа, способствующий возрождению традиций. Существенным репертуарным источником является народная музыка (песни, танцы). Эффективным средством нравственного воспитания является использование произведений народных и оригинальных, написанных специально для баяна. Они тесно связаны с богатой по красоте и жанровому разнообразию народной музыкой.

Выбор того или иного произведения должен быть обусловлен не только исполнительскими задачами, но и интеллектом, темпераментом, артистизмом ученика. Несомненно, педагогический репертуар баяниста – учащегося детской школы искусств разнообразен и обширен. Это и старинная музыка, и классические произведения зарубежных и русских композиторов, обработки народных песен, эстрадные пьесы, современные композиторы пополняют «фонд» репертуара.

Рассмотрим баянный репертуар учащихся ДМШ. В него входят обработки народных песен и танцев (фольклорная тема), не только русских, но и украинских, молдавских, немецких, литовских и т.д.; оригинальные произведения, написанные специально, для баяна, переложения произведений для других инструментов. Тематика их разнообразна, но можно определить несколько основных направлений. Это тема Родины, воспевание красоты природы, родного края, звукоизобразительные зарисовки («Вечерняя песнь» (А. Том), «Ивушка» (русская народная песня), «Поле чистое» (русская народная песня)); животный мир («Кошечка» (В. Витлин), «Цыплята» (А. Филиппенко), «Зовёт зверей кукушка» (немецкая народная песня), «На ослике» (Н. Чайкин), «Кискино горе» (А. Репников)); тема праздников, произведения, передающие настроение, душевные переживания человека (П. Лондонов «Друг уехал», А. Репников «Спор», А. Судариков «Утром в школу»), танцевальная музыка, полифония, сонаты, сонатины, вариации и т.д.; тема отдыха, игры (Л. Малиновский «Весёлый мультик», «Весёлые каникулы», А. Репников «Игра в классы»).

Перечисленные произведения можно интерпретировать по-разному, исходя из названий и уровня мышления, возрастных особенностей учащихся, но, несомненно, они будут способствовать развитию соответствующих нравственных чувств: ответственности, благородства, формированию доброго отношения к природе, к людям, чуткости, душевности.

Ярким примером всего вышеизложенного и отвечающего требованиям может служить «Детский альбом» Н.Я. Чайкина, появившийся в 1969 году. Это издание соответствует детской психологии, раскрывает художественные возможности, жанровую природу баяна. Оно включает в себя 40 пьес, разнообразных по жанрам и тематике, расположенных в логичной последовательности, от несложных пьес для начинающих до таких, как фуга-фантазия «Сказ», предназначенная для исполнения учениками старших классов, технические и художественные трудности возрастают постепенно. Пьесы легко сгруппировать по темам: танцы («Вальс», «Интимный вальс», «Грациозный танец», «Мазурка»); пьесы-настроения («Хорошее настроение», «Грустное раздумье», «Вечерняя прогулка»); пьесы-образы («На пароходе», «Матросский танец», «На ослике», «Заклинание»); новогодние пьесы («Дед Мороз и зайка», «Новогодний хоровод», «Танец Снегурочки»).

Отражены в «Детском альбоме» и стилистические черты композитора. Прежде всего, это напевность, мелодичность. Подтверждением могут служить следующие пьесы: «Серенада», «Колыбельная», «Романс», где присутствует выразительная, легко запоминающаяся мелодия, что имеет существенное значение для такого певучего инструмента, каким является баян.
Находят здесь преломление и традиции русского и украинского фольклора: два «Русских танца», «Матрёшки», «Частушка», «Украинская полька».

Для детского восприятия произведения, о которых шла речь выше, являются весьма привлекательными, они способствуют развитию музыкальной памяти, воображения, фантазии. Это, в свою очередь, помогает освоить инструмент, выявить и раскрыть творческие задатки учащихся.

В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на  академических инструментах  (скрипка, баян, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму « –1 ».  Баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, о чем свидетельствуют выступления П. Дранги, дуэта «Баян-mix». Это послужило популяризации инструментов. Интерес со стороны детей и родителей объясняется тем, что они приходят в музыкальную школу в класс баяна, аккордеона, чтобы играть «как Дранга».

Все вышесказанное поставило перед педагогами задачу как познакомить учащихся с качественными образцами эстрадной музыки, развивая музыкальный вкус, раскрывая творческий потенциал. Такой репертуар, несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса, а также показывает, что баян и аккордеон не отжившие свой век инструменты, они способны занять свое место в современном звучании музыки и сочетаться с современными стилями и направлениями. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже на начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте. Появился репертуар (Р. Бажилин «Учимся играть на аккордеоне» Часть 2; А. Новоселов «Играем с удовольствием»), способствующий решению вышеуказанных задач.

Таким образом, тщательно подобранный репертуар, включающей в себя произведения зарубежной и русской классики, народной   и эстрадной музыки,  не только приобщает учащихся-баянистов к музыкальной культуре, расширяет их кругозор, развивает исполнительская технику, но и играет важную роль в воспитании юного музыканта, его сознания,  нравственных качеств.

Список литературы

  1. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс. Интонация. – Л. : Музыка, 1971. – 370 с.
  2. Давыдова, С. Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников : Вопросы теории и практики : учебное пособие. – Екатеринбург, 2003. – 305 с.
  3. Лихачев, Ю. Я. Баянные сочинения Н. Я. Чайкина для детей [Текст] / Ю. Я. Лихачев. – СП. : Композитор, 2001. – 28 с.
  4. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства :  учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2000. – 320 с.
  5. ЮдовинаГальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. – СПб. : Союз художников, 2002. – 240 с.[schema type=»book» name=»РОЛЬ РЕПЕРТУАРА В ВОСПИТАНИИ УЧЕНИКА БАЯНИСТА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ» author=»Дудина Алевтина Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found