Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Толерантное сознание считается одним из признаков высокого развития как общества и личности человека. Эти вопросы весьма актуальны, поскольку жизнь мирового сообщества сопровождается интенсивными процессами миграции народов, что связано с проблемами ассимиляции и сохранения их самобытности. Слово «толерантность» вошло в мировую практику благодаря международному документу, принятому 16 ноября 1995 года во Франции — «Декларации принципов толерантности», который был подписан многими государствами, членами ЮНЕСКО, в том числе и Российской Федерацией. Толерантность провозглашена в ней как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» [1, с. 3].

Понятие «толерантность» трактуется по-разному в различных теоретических концепциях, но в общеупотребительном смысле и обиходном значении слова она предполагает уважение, принятие,  понимание многообразия народов и культур мира, форм и способов проявления человеческой индивидуальности [3, с. 13]. Проявлять толерантность – это значит понимать и  признавать то, что все люди различны по внешнему виду, социальному статусу, личным интересам, поведению и ценностям, что  каждый  имеет право на жизнь в этом мире.

На современном этапе  существует несколько научных подходов в исследованиях толерантности: философский, психологический, этнологический, культурологический, педагогический и некоторые другие. В ходе их изучения выясняется, что в зависимости от того или иного контекста используются и другие смыслы: толерантность можно рассматривать как «терпимость», «снисходительность», принятие кого-либо или чего- либо и  т.д. Российский философ, специалист в области теории познания, психологии и философии науки Владислав Александрович  Лекторский,  рассматривает четыре возможные модели толерантности, которым соответствуют некоторые реально существовав­шие и существующие философские концепции [2, с.123]. Однако даже при наличии множества разных подходов к изучению данной проблемы,  кроме моделей, обобщенно можно выделить четыре основных характеристики толерантности — это признание, принятие, уважение и понимание.

Задача формирования и развития толерантной личности  должна пронизывать деятельность всех социальных институтов, а особенно систему дошкольного образования. Толерантность как характеристика и функция сознания не свойственна человеку изначально и  поэтому она должна специально воспитываться и формироваться. Наоборот, изначально человеку присуща настороженность, часто переходящая во враждебность по отношению к тем, кто от него отличается [5, с. 21].

Дошкольный возраст — это время, когда у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во взаимоотношениях с окружающим социумом. В формировании основ толерантного сознания  особая роль должна быть отведена именно дошкольному образованию и воспитанию, так как эта ступень образования является начальным этапом в полноценном и гармоничном развитии ребенка.   Толерантность формируется  у дошкольников во взаимодействии с окружающими людьми, основываясь на положительном примере взрослого. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо для начала взрослым самим транслировать толерантные установки по отношению к другим людям. Дошкольникам в детском саду очень сложно объяснить реальный смысл слова «толерантность»,  поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения в основном  используются такие понятия как «дружба», «сострадание», «любовь», «понимание» и «мир».

Сам процесс формирования основ толерантного сознания является длительным, с включением систематической и комплексной работы в повседневной деятельности  дошкольников, во взаимодействии ребенка со сверстниками, педагогами, родителями и окружающими людьми. Воспитание основ толерантного сознания не ограничивается только  усвоением смысла понятия «толерантность». Оно состоит в том, чтобы сформировать и утвердить в качестве внутренней установки у дошкольников навыки толерантного поведения по отношению к окружающему, «нестандартному»  социуму. В основе процесса воспитания толерантности заложена  идея добровольного и осознанного выбранного отношения к поведению и поступкам другого [4, с.23].

Проанализировав существующие программы по формированию у дошкольников основ толерантного сознания, мы выявили, что в данных дополнительных программах дошкольного образования отсутствует полноценное и доступное для реализации педагогами в образовательном процессе детского сада содержание. В связи с обозначенной актуальностью данной темы в нашем детском саду была создана рабочая группа по разработке дополнительной образовательной  программы по формированию толерантности у детей  дошкольного возраста «Воспитание толерантного дошкольника» в рамках городского сетевого проекта «Тольятти – город толерантности».

Рабочей группой была определена цель разрабатываемой Программы – формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста, и   сформулированы  основные задачи:

— формирование представлений об индивидуальных особенностях людей и толерантных установок по отношению к ним;

— формирование готовности к принятию другого, имеющего отличительные особенности в качестве партнера по общению;

— развитие умения оказывать социальную поддержку другому, в том числе в форме речевых высказываний, демонстрировать положительное отношение к другому;

— развитие умения регулировать свое поведение во взаимодействии с другими людьми на основе положительных установок и находить выход из конфликтных ситуаций;

— развитие способности осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;

— развитие чувства близости, доверия, безопасности по отношению к миру и другим людям.

По структуре Программа включает в себя целевой, содержательный компоненты и условия реализации Программы. Содержание Программы распределяется по возрастам, в связи с каждым возрастом выделяются актуальные зоны развития (базовые составляющие по формированию толерантности выделяются на основе специфики возрастных особенностей детей дошкольного возраста,  ими являются: 3-4 года – доверие к миру, 4-5 лет – преодоление конфликтности, 5-6 лет – область знаний о многообразии проявлений особенностей людей и человеческой индивидуальности, 6-7 лет – оценочные суждения и толерантные установки, социальные нормы и правила взаимодействия с другими людьми).

Рабочей группой в основу Программу были включены 3 вида толерантности, которые представляют, на наш взгляд, наибольшую актуальность. Выбранные виды толерантности составили содержательную основу блоков, из которых составлена Программа:

1 — толерантность к людям, имеющим особенности здоровья (готовность к принятию и пониманию людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, вступлению в коммуникативный контакт с ними);

2 — этнотолерантность (готовность к принятию и пониманию людей других культур и народов при совместном взаимодействии);

3 — толерантность к индивидуальным типологическим особенностям людей и поведенческой специфике ее проявления (готовность к принятию и пониманию людей,  имеющих иной стиль поведения и деятельности, индивидуально-типологические особенности, различный уровень способностей).

Каждый блок предполагает работу по разным направлениям, в связи с которыми определяются содержание и формы работы:

  1. Информационный компонент: морально-нравственные нормы и установки, сведения о инаковости (содержит знания о том, какие  бывают формы инаковости, как проявляются особые потребности) и знание о способах поведения (представления о том, как нужно себя вести при взаимодействии с другими).
  2. Поведенческий компонент (включает в себя наблюдение детьми поведенческих эталонов, формирование поведенческих навыков и организацию различных форм собственного деятельностного опыта ребенка).
  3. Эмоциональный компонент (областью работы является эмоциональная сфера ребенка, формирование принятия и эмпатии, создание положительных переживаний как аффективной составляющей опыта).
  4. Интегративная составляющая (объединяющая в себе элементы предыдущих трех компонентов).

Содержание и поставленные задачи реализуются в конкретной форме, которая  подбирается в соответствии со спецификой возраста и особенностями контингента воспитанников. Для дополнительного понимания педагогами поставленных задач, авторами были выделены структурные единицы формируемых у дошкольников (в соответствии с возрастными особенностями) толерантных  установок и необходимые условия для реализации предложенных форм взаимодействия, которые могут помочь подобрать правильные содержание работы и методические приемы. Воспитательные задачи в программе являются приоритетными по отношению к образовательным, поэтому есть специфика в применении материала — он используется не так, как это обычно делается в образовательном процессе, поэтому требуется дополнительное понимание педагогом того, как нужно «подавать» материал с целью воспитательного воздействия.

При подборе форм реализации программы предпочтение отдавалось интерактивным формам взаимодействия, таким как: праздники – фольклорные, тематические и т.д.; театрализованные представления (два направления использования: как иллюстрация содержания работы и как форма социального взаимодействия); сюжетно-ролевые игры (для формирования взаимоотношений, поведенческих стереотипов, усвоения социальных ролей); игры-занятия; народные и подвижные  игры; игровые упражнения (невербальные формы коммуникации, отрабатывающие и закрепляющие социальные навыки); словотворчество (использование речевых средств в коммуникации и различных аспектов творческой деятельности); моделирование («Минутки добра», создание ситуативных условий для спонтанного поведенческого акта милосердия и др.); тематические недели и акции; мастерские (продуктивная целевая и совместная деятельность); выставки —  как демонстрация оценочных суждений, системы ценностных ориентиров и расстановка акцентов (фотовыставки и др.); соревнования (специально организованные, направленные на формирование толерантных установок и принятие партнера); экскурсии, целевые прогулки; конкурсы; концерты; детские мастер-классы. Многообразие предложенных форм является примерным каталогом для свободного выбора педагогом наиболее подходящего вида работы в соответствии с выбранной задачей, своими индивидуальными наклонностями и общим стилем педагогической деятельности.

Программа предполагает включение комплекса диагностических мероприятий для оценивания эффективности ее реализации.  Рабочей группой был разработан эталонный конечный результат —  характеристика толерантного дошкольника, на основе которой   выделены определяющие для диагностики критерии, выражающиеся в признаках толерантности:

— желает и помогает другим (всем, а не индивидуально),

— принимает другого и вступает в контакт (взаимодействие),

— сопереживает другому в нужной ситуации,

— проявляет положительный интерес к личности другого,

— проявляет терпимость в ситуации коммуникативных затруднений,

— не испытывает отрицательных переживаний и чувства превосходства  при столкновении с инаковостью,

— не демонстрирует доминантного поведения по отношению к слабому.

Реализация программы рассчитана на внедрение со второй младшей по подготовительную группу детского сада в течение всего учебного года. Начало реализации программы в сентябре и окончание в мае с применением на входе и выходе комплекса диагностических мероприятий. Данная программа является только одним из нескольких направлений работы в рамках городского сетевого проекта «Тольятти-город толерантности». На данный момент времени программа прошла пилотажное апробирование на базе МБУ детского сада №116 «Солнечный» городского округа Тольятти, в результате чего был  получен первичный положительный результат и выделены зоны требующие доработки. Мониторинг, проводимый в ходе пробного применения Программы «Воспитание толерантного дошкольника», показал, что она  способствовала развитию у детей дошкольного возраста готовности принять других такими, какие они есть и повышению умений строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Список используемой литературы

  1. Декларация принципов толерантности: принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL:  (15.04.2015), свободный.  — Загл. с экрана.
  2. Лекторский, В. А. Субъект. Объект. Познание  / В. А. Лекторский. — М.: Наука, 1980. – 358 с.
  3. Макарова Т. В., Ларионова Г. В. Толерантность и правовая культура дошкольников / Т. В. Макарова, Г. В. Ларионова. — М.: Сфера, 2008. – 80 с.;
  4. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2003. — №11. – с. 23-24;
  5. Строганова, Л. В. Воспитание толерантности / Л. В.Строганова. — М.: Издательство: Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.[schema type=»book» name=»РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ» author=»Вахтерова Марина Борисовна, Фабрициева Любовь Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found