Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РОЛЬ ЗАМЫСЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУИСКУССТВУ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РОЛЬ ЗАМЫСЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУИСКУССТВУ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Новизна замысла как отправной точки в создании художественного произведения и в обучении изобразительному искусству также актуальна сейчас, как и во времена Античности, Возрождения.

Целью изобразительного искусства всегда была идея претворить фантазию в реальность. Греки, римляне создавали произведения искусства по древним легендам, мифам, используя впечатление о них. Цель отображения, трансформации действительности являлась импульсом для дальнейшего творчества художника, иначе говоря, замыслом. Творчество человека являлось движущей силой в необходимости создавать что-то новое, не существующее.

Философы Античности пытались проникнуть в таинственный процесс творчества. Одни рассматривали творческий процесс как рациональный, когда сознание первично и управляет художником, и возникновение новой идеи в сознании — не больше, чем случайность. Другие только лишь допускали сознание как дополнительную составляющую в изобразительном творчестве. По их мнению, творчество — бессознательный процесс и сознательные действия могут лишь испортить его ход.

Мысли о рациональности и иррациональности творчества проявились и в эпоху Высокого Ренессанса, когда существовал академический взгляд на изобразительное искусство.  Представители академической школы считали, что существует вечный идеал красоты, канон, на который нужно опираться. Обучение строилось на копировании, подражании мастерам античности и Возрождения. Этим взглядам противостояли теоретики маньеризма, возникшего  в искусстве Италии в первой половине XVI в.

Маньеристы утверждали что, художник создаёт свои произведения на основе «божественного вдохновения», стихийного и непредсказуемого. Материалы, с которыми художник работает, — холст, краски, кисти— не могут передать всей полноты и тонкости внутреннего замысла, вложенного Богом в душу художника. И оценивать картину нужно по замыслу, а  не по технике исполнения. Замысел неповторим, поэтому нет и не может быть художественных идеалов, общих для всех. [5]

Процесс творчества -это некая подсознательная деятельность, в  которой  неожиданно может проявиться внезапное решение. Исследователи называют его озарением, «скачком», а художники — интуицией.

Можно сделать вывод, что интуитивные решения художника индивидуальны, имеют свои особенности, отражаются в художественном произведении по-своему и не имеют аналогов. А замысел, в свою очередь, это отражение мысли, идеи на каком угодно материале, будь то холст, дерево, бумага. Следовательно, сознание лишь подсказывает творцу конструктивные и композиционные решения творческого замысла. Далее подключаются зрительная память, ассоциации, мышление, воображение.

Творческий замысел имеет четкую структуру. Он начинает свое развитие еще в раннем детстве и совершенствуется всю жизнь.

Этапы развития замысла у детей:

  1. Представление о предмете.
  2. Представление об изображении.
  3. Материальное воплощение замысла.[2]

Художественный замысел в творчестве детей формируется в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, педагогического руководства учебно-творческим процессом.

Импульсы, от которых зависит рождение замысла имеют свои возрастные закономерности[2]:

В дошкольном возрасте преобладают  игра, действие. Замысел сюжетный, образы динамичные. У младших школьников  представление о замысле устойчивое, и как следствие, продуманное. Подростки имеют зрительное восприятие окружающего мира и заинтересованы в выразительности образа.

Педагог должен направлять творческий процесс в соответствии с психо-возрастными особенностями детей. Основную роль играет наблюдение за детьми, а также изучение проявлений творческого замысла в каждой возрастной группе.  Необходимо помнить, что творческие способности развиваются параллельно с художественным замыслом. [2]

Возникает вопрос: на какой стадии проявляется  подлинный творческий замысел, а где замысел-фантазия?

Замысел-фантазия, возможно, присутствует на первых порах творчества ребенка, когда ему присуща динамичность, неустойчивость. Ребенок еще не осознает создание рисунка как что-то понятное, содержательное.  Более ясный творческий замысел проявляется уже в подростковом возрасте и совершенствуется в будущем.

На поздней стадии художественного развития важно помнить, что от ясного, понятного замысла зависит целостность художественного произведения.

При обучении изобразительному искусству нужно учитывать развитие замысла по стадиям:

  1. Возникновение замысла — опираться нужно на  опыт и окружающую реальность. В художественном образе должны присутствовать конкретные, ясные представления об интересующем событии, явлении.
  2. Вынашивание замысла — нужно добиваться выразительности своих идей и эмоций.
  3. Воплощение замысла — необходима реализация замысла на картине, выявление основной идеи произведения, передача замысла.
  4. Восприятие замысла — на этой стадии отрабатывается эстетическое восприятие произведения. Замысел должен быть актуальным, понятным зрителю.[1, с.98-99]

Таким образом, при обучении изобразительному искусству, педагог должен направлять ученика не только на воплощение пришедшей в голову идеи, но и на конкретизацию замысла, так как самой главной задачей художника является гармоничное и понятное отражение идеи художественного произведения.

Список литературы:

  1. Гевленко Ю. А. Художественный замысел как творческая процедура. Журнал Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 9. 109с. [Электронный ресурс] URL: https://krirpo.ru/
  2. Гросул Н. В. Художественный замысел в системе занятий с детьми изобразительной деятельностью: автореф. дисс. канд.пед.наук.- М., 1991.[Электронный ресурс] URL: https://www.childpsy.ru
  3. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. –304с.
  4. Ростовцев, Н. Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. – М.: Просвещение, 1981, 192с.
  5. Энциклопедия Искусство, ч. 2 М.: Аванта+; Часть 2 — 1999, 656с.[Электронный ресурс] URL: https://www.avanta.ru/

Научный руководитель – кандидат педагогических наук,

доцент Института искусств ФГБОУ ВПО «НГПУ»

 К.А. Кравченко[schema type=»book» name=»РОЛЬ ЗАМЫСЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУИСКУССТВУ» author=»Кузнецова Катерина Константиновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found