Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОСНОВА МЕЖЭТНИЧЕСКОГО МИРА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОСНОВА МЕЖЭТНИЧЕСКОГО МИРА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В книге «Пять эссе на тему этики» [6] Умберто Эко описывает нетерпимость как «вечную лакуну образования» человека. «Нетерпимость к иному или к неизвестному естественна у ребенка, в той же мере, в какой и инстинкт завладевать всем, что ему нравится. Ребенка приучают к терпимости шаг за шагом, так же как приучают уважать чужую собственность, приучают раньше, чем он научается контролировать собственный сфинктер. К сожалению, если управлять своим телом, в конце концов, обучаются все, толерантность остается вечной лакуной образования и у взрослых, потому что в повседневной жизни люди постоянно травмируются инакостью». И в тоже время, уточняет автор «Другой, взгляд Другого, определяет и формирует нас. Мы (как не в состоянии существовать без питания и сна)  неспособны осознать,  кто мы такие, без взгляда и ответа Других».

В этом и проявляется неоднозначность, сложность, многомерность феномена толерантности. С одной стороны, терпимость (как одна из смысловых интерпретаций толерантности) является своеобразным актом воли человека, актом постоянной работы над собственной природой, инстинктами, с иной стороны — Другой, его присутствие (как условие самопознания  индивидом самого себя) превращает толерантность в  необходимую норму взаимодействия с миром.

Сьюзен Мендус в своей знаменитой книге «Толерантность и границы либерализма» определяет парадокс толерантности как трудность людей верить в возможность существования того, что они считают ошибочным, но к чему их просят относиться толерантно. [8] Однако именно это условие и определяет свойство толерантности. Легко не испытывать неприятие (в любой форме) если это никак не противоречит твоим представлениям, мнению, интересам, ценностям и т.д.

М.Б. Хомяков в описании сущности толерантности уточняет: «… Необходимо говорить о толерантности как об уважении при моральном несогласии с другим» [7]. Это  замечание представляется очень важным еще и потому,  что обнажает вечные проблемы границ толерантности. Человек, общество  с большим трудом идет на приятие того, что  не вписано в существующую (присущую ему – данному человеку/обществу)  систему ценностей. Отсюда  многочисленные рассуждения о невозможности толерантности на индивидуальном и социальном уровне, о трудности принятия того, что противоречит субъективным убеждениям. Однако, в эпоху глобализации актуальность толерантности как моральной и нравственной категории является уже залогом мира вообще и общественной стабильности в частности.

Благодаря ЮНЕСКО (Декларация принципов толерантности 1995г.), понятие «толерантность» стало международным термином и осмысливается как ценность и социальная норма гражданского общества, которая проявляется в праве всех граждан на самобытность, индивидуальность; в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждению, обычаям и верованиям.

Представляется, что само определение,  можно рассматривать и как описание условий (социальных, педагогических, психологических, политических  и т.д.) для становления основ толерантности в индивидуальном и общественном сознании.

Однако, не смотря на акцентуации проблем формирования толерантности  в российском обществе (федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014−2020 годы)», указ  Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», Концепция духовно – нравственного развития  и воспитания личности гражданина России и т.д.), педагогическая практика, встречает на своем пути затруднения:

  • серьезный когнитивный и ценностный разрыв между декларацией принципов толерантности через различные информационные и образовательные каналы и реальным положением дел в образовательном  пространстве, где наблюдается большое количество конфликтов между учащимися (в том числе на национальной почве), которые часто остаются скрытыми, а что хуже всего – провоцируются самими взрослыми;
  • недостаточная последовательность и системность в вопросах включения ценности толерантности в образовательные программы;
  • недостаточность методических разработок и опыта в повседневной воспитательной практике по налаживанию межличностного толерантного взаимодействия учащихся в разновозрастных социальных группах (так например, один из эффективных способов решения конфликтов в образовательной среде и формирования культуры взаимодействия – школьная  медиация, – остается по-прежнему трудно реализуемым)
  • дефицит педагогического и психодиагностического инструментария (которым бы в совершенстве владели учителя и педагоги-психологи), направленного на выявление степени толерантности школьников и самих учителей, комфортности образовательной среды для формирования толерантных установок.

И в этой связи, предлагается рассмотреть (выделить) несколько важных общих аспектов  категории толерантности, которые могут быть маркерами  управления процессом образования и отслеживания его эффективности.

Так, если говорить о сформированной толерантности, как индивидуального свойства, человек (в нашем случае мы имеем ввиду не только учащегося но и  учителя) будет обладать такими качествами как: умение признавать равенство партнеров по взаимодействию; наличие интереса к особенностям друг друга; готовность принять другого таким, какой он есть; отказ от доминирования и насилия; способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; доверие, умение слышать и выслушивать другого; отказ от преобладания какой-либо одной точки зрения; способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выражая свои чувства без агрессии и насилия; готовность к пониманию и практическому взаимодействию на основе согласия; признание многообразия человеческой культуры: норм, верований, обычаев, традиций, мировоззренческих позиций, личностных смыслов и ценностей.

Эти характеристики и должны стать исходными для выявления толерантности  у школьников, где также важен будет вопрос уровней сформированности толерантности (хотя стоит учитывать условность такой классификации).

Так, В.В. Бойко [2] предлагает 4 уровня толерантности (Табл.1). Представляется, что предложенный автором 3 уровень (профессиональная толерантность), не вполне корректна для школьника, в силу того, что ученики не могут обладать сформированной профессиональной толерантностью (поэтому она не представляется в таблице). Важно, что каждый из возможных уровней может быть: критически низкий, допустимый, оптимальный.

Таблица 1.

Уровни   толерантности

Возможности проявления

Уровень ситуативной коммуникативной  толерантности (фиксируется в отношениях данной личности к конкретному другому человеку, например, к брачному партнеру, коллеге, пациенту, случайному попутчику) Критически низкий (возможные высказывания: «терпеть не могу этого человека», «он меня раздражает своим присутствием», «меня все в нем возмущает»
Допустимый: «меня кое- что раздражает в нем», «иногда он невыносим»
Оптимальный: «мне очень импонирует этот человек», «с ним легко общаться»
Уровень типологической коммуникативной толерантности (выявляется в отношениях человека к собирательным типам личностей или группам людей, например, к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии) Критически низкий: «меня раздражает такой тип людей», «я не стал бы жить в одной комнате с нацменом», «лучше не иметь дела с  пенсионерами»
Допустимый: «такие люди вызывают противоречивые чувства», «если захотеть, его можно вытерпеть в качестве партнера»
Оптимальный: «обычно представители этой нации — хорошие люди», «мне нравятся такие парни», «я уважаю представителей этой профессии»
Уровень общей коммуникативной толерантности: в нем просматриваются тенденции отношения к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека. Общая коммуникативная толерантность в значительной мере предопределяет прочие ее формы — ситуативную, типологическую, профессиональную. Критически низкий: «не люблю этих девчонок», «кавказцы очень агрессивны»
Допустимый:«я могу вытерпеть общение с ним ради моей работы», «не все девушки глупы»
Оптимальный:  «хорошие и плохие люди есть в любой национальности», «успешность человека предопределяется не гендером, а личностными особенностями»,  «любой человек достоин уважения вне зависимости от национальности, дохода и степени принадлежности к власти»

Лихачева Т.И.[5] в своей диссертации приводит подробное описание трех уровней сформированности толерантности:

Так, низкий уровень характеризуется: неумением (нежеланием) принимать многомерность социальной реальности; отсутствием сформированных представлений (или их фрагментарный характер) о проблемах толерантности, толерантного отношения и поведения. Оценка объектов взаимодействия носит необъективный, пристрастный характер, отсутствует дисциплина оценок. В процессе оценивания ярко проявляется влияние стереотипов, зачастую имеющих негативную окраску. Самооценка неустойчива и неадекватна, с тенденциями, как к необоснованному занижению, так и к завышению. Как отмечает автор, у человека наблюдается низкая эмпатия, отношение к Другому строится на оценках. При низком уровне толерантности слабо развита волевая саморегуляция. В конфликтах человек выбирает  либо агрессивные формы поведения, либо уход без желания находить компромиссы.

Средний уровень толерантности: характеризуется автором как принятие многомерности социального бытия, однако неполными, а по некоторым вопросам и фрагментарными представлениями и знаниями о ненасилии, правах человека, толерантности, толерантном поведении. В поведении человека  наблюдаются случаи несвоевременного высказывания негативных оценок, что свидетельствует о недостаточном уровне развития дисциплины оценок. Самооценка такой личности неустойчива (с тенденцией к завышению). Особенностью является и то, что в системе личностных ценностей толерантная составляющая выражена достаточно явно, однако в межличностном взаимодействии данные установки проявляются редко. Способность к самоидентификации, эмпатии, эмоциональной устойчивости в различных ситуациях, волевые качества личности выражены достаточно сильно, но носят относительно устойчивый характер, что создает потенциальную основу для проявления толерантного поведения. Однако, знания, способности, обеспечивающие толерантное поведение, развиты неравномерно, диапазон их развития колеблется от низкого до высокого, на практике его проявления не носят систематического характера.

Высокий уровень толерантности характеризуется осознанным принятием сложности и многообразия мира, ориентацией на вариативность при его восприятии и оценивании. Этот уровень толерантности личности характеризуют системные знания (в соответствии с возрастом) о правах человека, ненасилии, толерантности и толерантном поведении. У человека наблюдается развитое рефлексивное мышление,  его пластичность и гибкость, критичность и готовность принимать инновации. В оценке объектов взаимодействия не доминирует стереотипное мышление. Самооценка преимущественно устойчива и адекватна. Толерантность занимает значимую позицию в системе личностных ценностей. Личностные характеристики : эмпатия, самоидентификация, волевая саморегуляция- носят устойчивый характер. Способности, умения и навыки, обеспечивающие толерантное поведение хорошо развиты. На практике отмечается преобладание толерантного поведения.

Не менее важным представляется анализ содержательной стороны толерантности, который может быть положен в основу инновационных образовательных практик.

И в этом смысле интересными представляются основные характеристики толерантности: Е.В. Алексеевой, С.Л.Братченко [1].

Так, как выделяют исследователи, толерантная позиция характерна для сильной, зрелой личности  (культуры), которая имеет опору в самой себе и не видит угрозу в Другом (человеке, культуре). Интолерантное отношение вырастает как раз из страха быть подавленным/ой, другим более сильным человеком или культурой.

Как отмечают многие теоретики вопроса, содержательной характеристикой толерантности является не столько любовь, дружба, уважение и принятие (когда любишь и испытываешь симпатию –  толерантность теряет свою актуальность как качество, становясь перманентной (вспомним  ранее упомянутую идею Сьюзен Мендус)). Главное для содержательной характеристики толерантного отношения – то, что оно исключает ненависть, вражду, презрение и отвержение и возникает в условиях  осознаваемой разницы людей,  взглядов, убеждений и т.д.

При формировании толерантности акцент должен ставиться на формировании социальной направленности формирующейся личности и поиски возможностей эффективной самореализации личности в рамках социальной деятельности.

Одним из основных условий формирования толерантности у личности является эмоциональное восприятие окружающей действительности. Важным является факт осознания личностью того, что совместная цель достигается общими усилиями, совместным творчеством, равной ответственностью за результат. Ключевой становится способность человека понимать и принимать осознание свои эмоции и переживания партнеров по группе.

К словам С.Л. Братченко и Е.В. Алексеевой, присоединяется  Ю.И. Грачева, [4] раскрывая понятие «толерантность» как личностное образование в единстве личностной, когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих. По мнению исследователей, содержание личностной составляющей включает в себя, прежде всего ценностно-смысловую систему – в которой центральное место занимают ценность уважения человека как такового, ценности прав и свобод человека и равноправия людей. Личностное начало по отношению ко всем другим компонентам можно рассматривать как «системообразующий фактор».

Когнитивное измерение толерантности состоит в осознании человеком сложности и многомерности реальности,  вариативности ее оценивания разными людьми, а также относительности и субъективности собственных представлений и интерпретаций  картины мира. Такой вид толерантности ярче всего проявляет себя в ситуациях противоречий, когда наблюдается расхождение индивидуальных мнений, оценок, мотивов, убеждений людей.

Толерантность в эмоциональном измерении проявляется, прежде всего, в эмпатийности человека. Так, установление эмоционального контакта между собеседниками способствует созданию  доверительной и безопасной атмосферы общения. Тот есть даже при несовпадении мнений, различии во взглядах у собеседников, обладающих эмпатией (эмоциональной толерантностью) есть шанс обрести некую общность. Кроме того, сама «практика» эмпатии способствует развитию у личности  более тонкой чувствительности к нюансам внутренней жизни, что позволит увидеть и понять ее глубину, многомерность, неоднозначность.

Поведенческое измерение толерантности, по оценкам авторов классификации, составляет наиболее видимую часть «айсберга толерантности» и традиционно привлекает особое внимание – как при диагностике, так и при обучении. К поведенческой толерантности относится большое число конкретных умений и способностей, среди которых можно выделить:

  • способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной позиции как точки зрения (Я-высказывания и т.п. коммуникативные техники);
  • готовность к толерантному отношению к высказываниям других (внимательное слушание и восприятие мнений и оценок других людей как выражение их точки зрения, имеющей право на существование – независимо о степени расхождения с их собственными взглядами);
  • способность к «взаимодействию разномыслящих» и умение договариваться (согласовывать позиции, достигать компромисс и консенсус);
  • толерантное поведение в напряженных и эксквизитных ситуациях (при различиях в точках зрениях, столкновении мнений или оценок).

Все эти смысловые образования характеризируют личность, которая является носителем развитой культуры толерантности.[4]

Краткий обзор авторских позиций в отношении сущностных  характеристик толерантности дает представление о том, что рассматривается в качестве критериев толерантной личности и позволяет определять толерантность как интегральную, многокомпонентную личностную характеристику, которая обеспечивает устойчивость индивидуальности человека, его успешное социальное взаимодействие, и одновременно выявляет актуальность формирования толерантных качеств личности. В свою очередь, как показал в своей работе А.В.Гаврилин, толерантность становится основой полиэтнокультурной позиции, а низкий уровень толерантности, является причиной формирования экстремистских позиций, в т.ч. и во взаимодействии с другими этносами.[3].

Список литературы:

  1. Алексеева Е.В., Братченко С.Л. Психологические основы толерантности учителя / Монологи об учителе. СПб.:  СПб АППО, 2003.  С. 165-172.
  2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996. С.146-148.
  3. Гаврилин А.В. О понятии этнополикультурной толерантности //сборник статей Международной заочной научно-практической конференции «Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики». Чебоксары, 2013.С.4-6.
  4. Грачева Ю.И. Воспитание толерантности студентов в учебно-воспитательном процессе технического вуза: дис. … канд. пед. наук. — Самара, 2009. 211 с.
  5. Лихачева Т.И. Формирование толерантности подростков в системе воспитательной работы общеобразовательных учреждений: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед.наук. Майкоп, 2008. С. 19-20.
  6. Умберто Эко. Пять эссе на тему этики. — М., 2012. Интернет источник:
  7. Хомяков М.Б. Толерантность и ее границы: размышления по поводу современной англо-американской теории. / Философские и лингвокульторологические проблемы толерантности. Коллективная монография / отв. ред. Н.А.Купина и М.Б.Хомяков. М., 2005. С.15-27.
  8. Mendus S. Toleration and the limits of liberalism. — MacMillan, 1989.[schema type=»book» name=»ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОСНОВА МЕЖЭТНИЧЕСКОГО МИРА» description=»В статье анализируются и сопоставляются подходы к определению и сущности толерант-ности. Охарактеризованы затруднения, которые возникают при её формировании. В ре-зультате дается представление о том, что рассматривается в качестве критериев толе-рантной личности и определяется толерантность как интегральная, многокомпонентная личностная характеристика, которая обеспечивает успешное социальное взаимодействие человека, в т.ч. и в межэтническом взаимодействии. Работа выполнена при поддержке РГНФ. Грант №15-36-14008 «Формирование культуры межэтнических отношений молодежи как основы национального единства»» author=»Морозова Ольга Евгеньевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-10″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found