В Российской Федерации дошкольное образование с 2013 года официально признанно полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[9], для всех дошкольных учреждений актуальностью является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС) [8]. Главную основу методологии ФГОС дошкольного образования составляет культурно-историческая диалектика, которая рассматривает уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Методологически важно положение, согласно которому дошкольное детство признаётся как уникальный и самоценный период развития личности. В процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками в этот период ребёнок должен располагать необходимым уровнем свободы в самопознании, самовыражении и освоении культурных практик.
ФГОС дошкольного образования предусматривает как обновление содержания образования, так и реализацию комплексного подхода в развитии личности ребёнка, в том числе и одарённого, поддержке субъективной позиции детей в разных видах деятельности [8].
В дошкольном возрасте музыка как наиболее эмоциональное и непосредственно переживаемое искусство становится одной из первых художественных форм выражения ребёнком своей индивидуальности и ярких способностей. Как отмечает Г.Ревеш, анализируя материалы исследований, проведённых Т.Цигеном, В.Хэккером, большая часть детей, проявивших исключительную музыкальную склонность, в возрасте от 2 до 6 лет. В своих научных трудах К.Штумпф, Ф.Риккет, Л.Термен подтверждают, что музыкальные способности развиваются раньше всех других[4]. Как показывают многочисленные исследования отечественных учёных (Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, М.А. Кононенко, Я.А. Пономарёва, М.С. Старчеуса, К.В. Тарасовой, Ю.А. Цагарелли и др.), особенностью музыкальной одарённости является наличие особой восприимчивости ребёнка к музыке и повышенной музыкальной впечатлительности. Чем младше ребёнок, тем более он восприимчив к звучащему миру. В 2-3 года дети легко узнают мелодии; выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. С 4-5 лет наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте; пытаются сочинять и записывать свои сочинения. Одарённые дети способны всецело сконцентрироваться на музыкальных занятиях, исключая другие виды деятельности.
В русле нашего исследования мы обратились к одному из важных аспектов в развитии одарённой личности ребёнка – детское музыкальное творчество, которое проявляется во всех видах музыкально-художественной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения (танец, ритмопластика), игра на детских музыкальных инструментах (импровизация, сочинительство, экспериментирование со звуками), музыкальная игра. Как отмечает О.П. Радынова «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность. Однако критериями успешности детского творчества следует считать не художественную ценность образа, созданного ребёнком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощение, оригинальности и вариативности» [6, с. 168-182].
Н.А. Ветлугина определяет детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности». Она указывает на то, что ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе [1, с. 34].
По мнению А.Г. Гогоберидзе особенности детского музыкального творчества заключаются в относительной новизне продукта творчества; в рассмотрении результатов сочинительства как результатов выражения внутреннего мира ребёнка, его способностей, склонностей, ценностей[2, с. 116-120].
В нашем исследовании мы обращаемся к названным характеристикам, так как именно эти составляющие отличают творчество детей от творчества взрослых. Следовательно, всё это позволяет говорить о правомерности распространения понятия творчества на деятельность ребёнка, ограничив словом «детское» и отметив условный характер его применения.
Важным условием жизнетворчества музыкально одарённых детей дошкольного возраста является грамотная организация музыкально-творческой деятельности в зоне ближайшего развития, что в свою очередь способствует психическому развитию, переходящее в саморазвитие, а в дальнейшем в самореализацию.
Рассмотрим особенности организации музыкально-творческой деятельности одарённых детей. Высокая познавательная мотивация и творческая активность ребёнка выражаются в максимальной открытости для действенного включения в творческие продуктивные процессы, что составляет основу развития специальных способностей. Вследствие чего, нужно создавать среду, наполненную звуками, цветами, формами, предметами и материалом (в том числе, и музыкально-дидактическим), обеспечивающими детское музыкальное творчество в избранном поле ребёнка. Например, в старшем дошкольном возрасте пяти – семи лет отмечается полная погружённость в восприятие музыки, ребёнок называет любимые произведения; чисто интонирует в пении; самостоятельно подбирает мелодии на детских музыкальных инструментах. Дети выразительно двигаются под музыку, точно передавая метр и ритм; с увлечением импровизируют.
Организуя музыкальное детское творчество одарённого ребёнка в избранном поле (или нескольких избранных полях), важно понимать, что качество детского творчества может быть не высоким, но сама деятельность должна быть обязательно эмоционально окрашена, значима для ребёнка. В детском музыкальном творчестве важна не цель – важен сам процесс, обеспечивающий смелость идей и выбора средств, свободу действий, нахождение новых вариантов решения творческих заданий.
На успешность проявления детского музыкального творчества, кроме индивидуальных особенностей (ярко выраженные музыкально-творческие способности, волевые качества, уровень развития саморегуляции, неординарность мышления, восприятия и воображения, вера в собственные силы и т.п.) влияют и социальные факторы (способность к общению, эмпатия, осознание других как ценность, учёт духовно-нравственных ценностей общества), которые могут стимулировать или, наоборот, тормозить процесс творческого развития одарённой личности ребёнка.
В основе организации детского музыкального творчества детей в ДОО лежит субъект-субъектное взаимодействие, внутреннее (взаимное понимание) или внешнее (совместная творческая деятельность, общение). Во взаимодействии происходят изменения в каждом из субъектов, раскрывается возможность не только обмена информацией, но и совместных действий в музыкально-художественной деятельности, что позволяет планировать и общую деятельность.
Следовательно, у одарённых детей дошкольного возраста необходимо развивать коллективную музыкально-творческую деятельность, которая на последующих этапах развития личности будет постепенно переходить в индивидуальную. В коллективном детском музыкальном творчестве взаимодействие педагога и ребёнка, детей друг с другом объединено диалогом, действием в нечто целое. Диалог представляет собой сложную форму общения, в которой переплетаются прямые и обратные связи, идущие от партнёров. Обратная связь является обязательным условием взаимодействия ребёнка и взрослого. Её анализ даёт педагогу возможность правильно строить взаимодействие с дошкольником, изменять характер общения с ним, включать его в разные виды музыкально-художественного творчества и гармонично вести к созданию индивидуального музыкально-творческого продукта.
Таким образом, сотворчество детей и педагога выступает как процесс совместной образовательной деятельности, общения, развития, что способствует формированию духовно богатой, эмоционально благоприятной атмосферы в коллективе, раскрытию неповторимых индивидуальностей его членов[7].
Самореализация одарённой личности ребёнка осуществляется в детском музыкальном творчестве, где дошкольник является субъектом. В связи с этим возникает потребность раскрыть понятие «дошкольник – субъект детской музыкальной деятельности».
Психологический словарь (под ред. А.В. Петровского) раскрывает понятие «субъект – индивид как источник познания и преобразования действительности, как носителя активности»[5, с. 389].
В педагогике музыкального воспитания детей дошкольного возраста субъективность ребёнка старшего дошкольного возраста принято рассматривать в контексте перехода от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности.
В русле нашей научно-экспериментальной работы, опираясь на исследования Л.В. Трубайчук, О.П. Радыновой, Н.А. Ветлугиной, А.Г. Гогоберидзе и др., определим условия, способствующие принятию положения субъекта детской музыкальной деятельности одарённого ребёнка:
— Свободное выражение своего Я в дошкольном возрасте;
— Способность делать свой свободный выбор в проявлениях детского музыкального творчества в доступных и интересных видах музыкально-художественной деятельности;
— Самопрезентация «Я» в группе сверстников;
— Стремление к взаимоотношениям и взаимодействию;
— Результат музыкально-художественной деятельности является способом социализации.
По нашему мнению, продуктами детского музыкального творчества одарённого ребёнка может выступать его отношение к творчеству, осознание себя как личности, собственное отношение и адекватность выразительно-изобразительных средств воплощения образа, представленного в песне, танце, игре.
На наш взгляд, существенными показателями качества личного музыкально-творческого продукта одарённого ребёнка в детском музыкальном творчестве являются:
— Индивидуальность стиля музыкально-творческого продукта, которая проявляется в оригинальности и неординарности способов выполнения и характера выражения своего отношения к образу, творческому процессу и результату;
— Нахождение креативных средств реализации творческого замысла в музыкально-художественной деятельности, сочинительстве, импровизации, танце, игре, разыгрывании музыкально-театральных сюжетов и т.д.; направленность личного творческого продукта на созидание.
Таким образом, творческий потенциал, заложенный в ребёнке от рождения, проявляется и развивается в раннем и дошкольном возрасте. И чем одарённее ребёнок, тем выше его творческий потенциал. Грамотно выстроенная музыкально-художественная деятельность даёт дошкольникам широкие возможности для проявления и развития музыкальной одарённости в детском музыкальном творчестве.Список литературы:
- Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок. М.: АСТ, 2010. — 112с.
- Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие. М.: Академия, 2005. — 320с.
- Емельянова И. Роль исследовательской деятельности в развитии одарённых детей // Дошкольной воспитание. 2010. — №7. — с.25-27.
- Одарённые дети: пер. с англ./ общ. ред. Г.В. Бурменская М.: Прогресс, 1991.- 380с.
- Психологический словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1945. — 499с.
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия Москва, 1998. — 240с.
- Трубайчук Л.В. Педагогика развития и становления личности младшего школьника: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. — 250с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 // Российская газета. 2013. 25 ноября.
- Федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 2013. 31 декабря.[schema type=»book» name=»РОЛЬ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» author=»Уколова Елена Игоревна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]