В основных стратегических документах российского образования (закон «Об Образовании в РФ», ФГОС дошкольного образования) задачи по расширению общественного участия в формировании образовательной политики, управлении и оценке качества образования определены как приоритетные [4].
Государственная составляющая нормативно закреплена действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 6), где определены полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования. Общественная составляющая обеспечивается включенностью в процесс управления ДОУ представителей общественности. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 3. ст. 26, п.4) определяет, чтов образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относится Совет ДОУ, предусмотренный уставом и действующий на основе Положения о Совете ДОУ [4].
Создание и обеспечение деятельности в учреждениях дошкольного образовании коллегиальных представительных органов, наделенных комплексом управленческих полномочий, а именно: прав на принятие управленческих решений по ряду значимых вопросов функционирования и развития дошкольного учреждения способствует расширению возможностей для удовлетворения общественного заказа на дошкольное образование, привлечению в образовательные учреждения дополнительных ресурсов [3].
Деятельность Совета ДОУ отличают публичность, позитивность и прозрачность деятельности, что позволяет в условиях модернизации образования поддерживать доброжелательную атмосферу в учреждении, сделать детский сад безопасным и комфортным для детей, а педагогам дает возможность плодотворно трудиться, получать достойную зарплату и творчески реализовываться [1,2].
Совет ДОУ – это сообщество единомышленников, заинтересованных в развитии образовательного учреждения. Если Совет представляет собой единую стратегическую команду, которая решает важные задачи управления и развития учреждения, топеречень полномочий Совета постоянно расширяется в следующих направлениях:нормативно-правовая деятельность, финансово-экономическая деятельность, социально-деловое партнерство в сфере организации образовательного процесса.
- Нормативно-правовая деятельность заключается в участии в разработке и корректировке локальных нормативных актов дошкольной организации; определении стратегических направлений развития учреждения и контроля за тем, как они претворяются в жизнь администрацией и сотрудниками ДОУ; утверждении программы развития ДОУ; защите прав участников образовательного процесса (и детей, и взрослых).
- Финансово-экономическая деятельность, заключается в содействии развитию материально-технической базы ДОУ, благоустройству его помещений и территории; определении направлений, форм, размера и порядка использования внебюджетных средств МАДОУ; участие в составлении плана финансово — хозяйственной деятельности учреждения на новый финансовый год, утверждение плана по оборудованию помещений в соответствии с санитарными нормами и правилами; решение вопросов обеспечения безопасных условий для пребывания детей в учреждении (безопасная среда, качество охранных услуг, вопросы организации здоровьесбережения детей);
утверждение перечня и стоимости дополнительных платных образовательных услуг;содействие привлечению внебюджетных средств с целью повышения качества образовательных услуг, контроль за поступлением и расходованием этих средств;осуществление контроля за качеством детского питания и др.
- Социально-деловое партнерство в сфере организации образовательного процесса реализуется через полноправное участие (а иногда и руководство) родителей в творческой деятельности: детско-родительские проекты; выставки семейных фотографий и конкурсы семейных творческих работ; экологические и природоохранные акции: «Цветущий город», «Экологический марафон» и другое; презентации образовательной работы: Дни открытых дверей, мастер-классы специалистов; культурно-досуговые мероприятия; презентации семейных традиций в воспитании детей (шашечный турнир, фитнес — фестиваль, городской фестиваль «Хрустальная капель», Рождественские встречи с выпускниками; использование информационно-коммуникативных технологий (официальный сайт ДОУ, странички групп на сайте ДОУ, блоги специалистов) [2].
Понимая, что качество и эффективность образовательной работы учреждения напрямую зависит от степени эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса, мы выделили положительные эффекты, полученные от деятельности Совета ДОУ:
- система управления становится более открытой;
- усиливается ориентация детского сада на интересы и запросы потребителей;
- укрепляется ресурсная база ДОУ;
- повышается доверие родителей к эффективности расходования внебюджетных средств;
- усиливается влияние общественности на жизнь дошкольного образовательного учреждения.
Анализируя результаты работы на сегодняшний день, мы определили перспективы работы по проблеме государственно-общественного управления в образовательном учреждении:
- корректировка нормативной базы, регламентирующей деятельность Совета;
- разработка эффективной модели государственно-общественного управления в дошкольном отделении образовательного учреждения;
- проведение обучения членов Совета с целью формирования мотивации к участию в деятельности совета, понимания сущности и специфики государственно-общественного характера управления дошкольным образовательным учреждением, понимания состояния и проблем ДОУ, механизмов его финансирования и управления;
- разработка инструментария оценки эффективности работы Совета;
- проведение мониторинга деятельности Совета с целью распространения лучших практик [1,3].
Сегодня для образовательного учреждения на первый план выходит задача обеспечения максимального соответствия образовательной системы потребностям детей, их семей и общества в целом.
Развитие и усиление роли общественной составляющей в управлении дошкольным образовательным учреждением позволяет учитывать общественные запросы на его качество и условия образования детей дошкольного возраста, а также привлекать в дошкольные образовательные учреждения дополнительные ресурсы, одновременно увеличивая общественную прозрачность их использования.
Литература:
- Акинфиева Н.В., Владимирова А.П. Государственно-общественное управление образовательными системами: Учебно-методическое пособие. – Саратов, 2006.
- Аникеева Н.В.Вовлечение общественности в управление образованием как механизм запуска инноваций в управлении //Нововведения в управлении образованием / под ред. А.М.Моисеева.- М., 2004.
- Современное качество общего образования: модели образовательных систем и эффективные педагогические механизмы достижения: монография/В. Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф Ильясов и др.; науч.ред. : В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова.- Челябинск: ЧИППКРО, 2012.-240с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации».[schema type=»book» name=»РОДИТЕЛЬСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ» description=»в статье описано создание и деятельность Совета ДОУ в условиях реализации современного законодательства и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Раскрыты направления деятельности Совета ДОРУ:нормативно-правовая деятельность, финансово-экономическая деятельность, социально-деловое партнерство в сфере организации образовательного процесса. Определеныперспективыразвитияструктургосударственно-общественногоуправления.» author=»Крохалёва И.А.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]