Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РЕЙТИНГ КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РЕЙТИНГ КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Вопрос выявления и применения эффективных средств оценивания результатов обучения студентов в условиях реализации современных технологий обучения и идей компетентностного, деятельностного, личностно-развивающего и уровневого подходов к образованию актуален в теории и практике.

Выводы, представленные в данной статье, обоснованы практикой преподавания психолого-педагогических дисциплин в ИГЭУ на биолого-химическом факультете на протяжении последних 10 лет.

Одно из назначений традиционных форм оценивания состоит в том, что они позволяют выявить насколько выпускник, как правило, готов к овладению профессиональными функциями, но не к их реализации. Проводимая нами работа изначально была ориентирована на достижение не столько «образовательного результата», сколько именно «учебных достижений» студентов, поскольку это есть не что иное как субъективное переживание студентом полученного результата как значимого положительного события. Обращаясь к идеям компетентностного подхода, следует подчеркнуть, что компетенция — это особый результат образования, выражающийся в готовности к мобилизации внутренних и внешних ресурсов обучающегося для эффективной деятельности в ситуации неопределенности, то есть, по сути – проблемной ситуации, развитие и результат которой непредсказуемы, а успешное ее решение невозможно на основе каких-то выработанных алгоритмов деятельности. В то же время сама деятельность по решению проблемной ситуации (или ситуационной задачи) невозможна без определенных знаний, умений и опыта деятельности студентов. Следовательно, нужно обращаться к такому педагогическому инструментарию, который позволит значительно повысить эффективность диагностической деятельности как в отношении преподавателя, так и самих студентов. Наше внимание было обращено на рейтинговую систему оценивания, которая используется на биолого-химическом факультете ИвГУ.

В ходе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла мы реализовывали следующие принципы и особенности применения рейтинга в оценивании учебных достижений студентов:

  • Открытость. Все условия, критерии и средства оценивания разъясняются и обсуждаются на первом (вводном) занятии, при необходимости – корректируются и в итоге принимаются всеми участниками педагогического процесса (преподавателем  и студентами). В ходе процесса обучения полученные результаты также анализируются и обсуждаются, при этом акцентируется внимание на анализе самого процесса достижения результатов.
  • Поуровневость в оценке. За выполнение задач разных уровней сложности (уровни сложности задач и заданий: репродукционный, продуктивный и творческий) студенты получают разное количество баллов.
  • Стимулирующая роль дополнительных баллов. Студентам обязательно предлагается выполнение дополнительных индивидуальных и творческих заданий и проектов. Результаты выполнения отображаются в выступлениях с докладами и сообщениями, подготовке презентаций по результатам исследований и поисковой деятельности, разработке творческих заданий (кроссворды, схемные и опорные конспекты и др.) по изучаемым темам.
  • Оценка результатов обучения в баллах не вызывает стресса и не усредняет студентов.

Основные психолого-педагогические условия применения рейтинга как средства диагностики учебных достижений студентов следующие:

  • максимально стимулировать и мотивировать студентов в их продвижении ;
  • охватывать всех студентов и при этом их отношение к результатам своей деятельности корректировать не только путем влияния преподавателя, но и одногруппников, а также- активизацией рефлексивной стороны личности самих студентов;
  • поддерживать дух соревнования, следовательно, влиять на личностное выражение и фактуализацию накопленного студентами опыта деятельности;
  • развивать рефлексивную и творческую стороны личности, побуждать к переосмыслению результатов деятельности с учетом собственного опыта и достижений;
  • обращать студентов к более активной и продуктивной познавательной деятельности;
  • реализовывать элементы дифференциации и индивидуализации в обучении;
  • добиваться более полного осмысления соотношения полученного балла, количества и качества вложенного труда с учетом способностей студентов;
  • создавать ситуации и условия, побуждающие студентов улучшать полученный результат.

В условиях применения рейтинга нами используются следующие виды контроля учебных достижений студентов:

  • контроль по результату (разнообразные проверочные работы, направленные на выявление знаний и умений по содержанию изученного материала за определенный подконтрольный период);
  • контроль по процессу, что предполагает активное участие и самореализацию студентов в подготовке и проведении занятий, обращение  к интерактивным технологиям обучения;
  • контроль по прогнозу дальнейшего личностного развития студентов (дополнительная самостоятельная (творческая, исследовательская и т. п.) работа студентов в ходе изучения дисциплины, определяемая преподавателем и студентом индивидуально и согласованно).

Зачастую такой подход к применению рейтинга как средства диагностики учебных достижений принимается студентами без существенных изменений.

В процессе использования рейтинга как диагностического средства мы получаем более  существенные (качественно и количественно) академические и практико-ориентированные результаты обучения студентов по сравнению с таковыми в условиях технологии традиционного контроля.  Примечательны выводы самих студентов и преподавателей. Из мнений студентов о применении рейтинга как средства оценивания их учебных достижений: «нет возможности как-то уклониться от учебы»; «работает каждый на себя и за себя»; «можно самому увидеть свои трудности»; «есть возможность получить высокий результат, нет стрессов, можно заранее рассчитывать свои силы»; «обучались не так заучивая, а через практические работы»; «видны и понятны собственные результаты», «рейтинг хорошо мотивирует и организует». Наблюдения и выводы преподавателей подтвердили состоятельность выше обозначенных психолого-педагогических условий использования рейтинга как средства диагностики учебных достижений студентов, также были обозначены некоторые трудности: невозможность абсолютного  согласования самой модели со всеми студентами; подготовка педагога должна быть постоянной с точки зрения дифференциации и индивидуализации обучения, особенно в области содержания курса (учет потребностей и возможностей каждого, личностно-ориентированный подход); существенные временные затраты на собственную подготовку и консультирование студентов, индивидуальную работу с ними.

В целом преподаватели и студенты отдают преимущество рейтингу как эффективному средству диагностики учебных достижений студентов.

Список литературы:

  1. Веремьёва Н.В. Педагогические условия стимулирования личностного роста будущих специалистов. — Вестник Ивановского государственного университета. Серия «Естественные, общественные науки». Вып. 1, 2014. – Иваново.  Изд-во «Ивановский государственный университет», 2014.
  2. Веремьёва Н.В. Развитие профессионально-личностной компетентности студентов в процессе их психолого-педагогической подготовки/ ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И.Ленина». – Иваново, 2009.
  3. Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьника: учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2008.
  4. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2007.[schema type=»book» name=»РЕЙТИНГ КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА» description=»В статье рассмотрены психолого-педагогические условия применения рейтинга как средства диагностики в процессе обучения студентов.» author=»Веремьёва Наталия Васильевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found