Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДОО В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДОО В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В последние годы в дошкольном образовании происходят значительные изменения: на основе Федерального закона  от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  меняются образовательные парадигмы, реализуется национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», осуществляется введение и реализация  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Процессы развития дошкольного образования усложнились и затрагивают практически все элементы образовательной системы, поскольку появляются новые цели, технологии, содержание образования, новые формы организации образовательного процесса, новая правовая база, механизмы финансирования, требования к педагогическим кадрам, меняется правовой и экономический статус дошкольных образовательных учреждений [2].

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется комплексом законодательных и нормативно-правовых актов, принятых органами государственной власти Российской Федерации, среди которых:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 –ФЗ. В статье 3 определены «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования»:
    • демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями (п.10);
    • сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования (п. 12).
  1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61).

В  Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы (п. 1) сказано, что формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях в результате реализации мероприятия по достижению во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров инициативы «Наша новая школа» на всей территории Российской Федерации будут модернизированы муниципальные системы дошкольного образования, а также распространены модели государственно-общественного  управления образованием.

  1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, включая индивидуальных предпринимателей.
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17. 11.2008- №1662-р). В данном документе выделен раздел «Развитие человеческого потенциала», (п. 4) «Развитие образования»; в четвертой задаче – формирование механизма оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации; механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качеств образования.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г определены также целевые ориентиры развития системы образования к 2012 году:

— создание в образовательных организациях органов самоуправления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов).

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2012 г.) Одна из задач данной программы: создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Переход на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Законодательство РФ и выше названные нормативно-правовые акты определяют нормы реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на основе принципов государственно-общественного управления в сфере образования.

Таким образом, можно констатировать, что деятельность структур государственно-общественного управления реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на принципах государственно-общественного управления образованием регламентируется законодательством Российской Федерации через определение принципов государственной политики в сфере образования (ФЗ-273 ст.3 п. 1), требований к структуре основной образовательной программы ДОУ (ФЗ-273 ст. 2 п.8, ФГОС ДО  2 глава), понятия системы образования (ФЗ-273 ст. 10) [3, 4].

Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, изменение механизмов финансирования дошкольных образовательных учреждений, новая система оплаты труда – это только самые крупные из нововведений самого ближайшего времени, которые должны быть освоены всеми образовательными учреждениями, и в которые будет включён  педагогический коллектив и администрация каждого образовательного учреждения. В данных условиях актуализируется проблема включения в процессы управления не только государственных и муниципальных структур, но и системы государственно-общественного управления.

Важным эффектом инновационного развития дошкольного образования является становление целостной государственно-общественной системы управления, которая позволит: повысить роль всех участников образовательного процесса: родителей, педагогов, образовательных учреждений, общественности, административных и управленческих структур; обеспечить развитие дошкольного образования как открытой государственно-общественной системы; создать механизм общественного контроля образовательной политики; укрепить материально-техническую базу дошкольных образовательных учреждений за счет привлечения в ДОУ внебюджетных средств; стимулировать инновационные процессы в дошкольном образовании.

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является демократический, государственно-общественный характер управления образованием, обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией [1].

Усиление роли общественности в управлении ДОУ все более актуализируется в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Развитие общественной составляющей в управлении дошкольным образовательным учреждением позволяет учитывать общественные запросы на его качество и условия образования детей дошкольного возраста, а также привлекать в дошкольные образовательные учреждения дополнительные ресурсы, одновременно увеличивая общественную прозрачность их использования.

Государственно-общественное управление позволяет ДОУ чутко и своевременно  реагировать на запросы родителей (законных представителей) воспитанников, общества, что обеспечивает более качественное выполнение учреждением  своего предназначения – формирование общей культуры воспитанников, развитие физических, интеллектуальных и личностных  качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, социальной успешности ребенка в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [3].

Деятельность структур государственно-общественного управления реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования регламентируется законодательством Российской Федерации через определение принципов государственной политики в сфере образования (ФЗ-273 ст.3 п. 1), требований к структуре основной образовательной программы ДОУ (ФЗ-273 ст. 2 п.8, ФГОС ДО  2 глава), понятия системы образования (ФЗ-273 ст. 10) [4].

Государственная составляющая ГОУ нормативно закреплена действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»  (Статья 6), где определены полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

Общественная составляющая ГОУ обеспечивается включенностью в процесс управления ДОУ представителей общественности.  Действующий Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»  (Глава 3. ст. 26, п.4) определяет, что в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относится Совет ДОУ, предусмотренный уставом и действующий на основе Положения о Совете ДОУ [4].

Совет ДОУ является коллегиальным органом управления ДОУ и реализует определенные полномочия. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5).

Задачи, которые решает Совет ДОУ:

  • Определение основных направлений развития учреждения, которые прописываются в Программе развития учреждения на период до 2020 года.
  • Контроль за соблюдением нормативных требований к условиям организации образовательного процесса (создание условий для реализации основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО).
  • Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда работникам ДОУ.
  • Развитие взаимодействия ДОУ с социальными партнерами.

В состав функций Совета ДОУ входят:

  • Рассмотрение, обсуждение и рекомендация к утверждению на педагогическом совете ДОУ основной образовательной программы, программы развития, проекта годового плана на текущий год.
  • Рассмотрение, обсуждение и рекомендации к утверждению Устава ДОУ и изменений в Устав и другие локальные акты [2].

Организация управления Советом ДОУ осуществляется со стороны первого руководителя.  В состав Совета ДОУ входят представители всех категорий работников: педагоги, вспомогательный и обслуживающий персонал, представители администрации и общественности.  На заседания Совета ДОУ приглашаются представители учредителя (Главный бухгалтер по вопросам оплаты труда в новых условиях финансирования; председатель районной профсоюзной организации), общественных организаций (представители депутатского корпуса).

Таким образом, реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  обеспечивается взаимодействием государственных и общественных структур, деятельность которых регламентируется федеральными нормативными документами. Локальными актами дошкольной образовательной организации.

Литература:

  1. Акинфиева Н.В., Владимирова А.П. Государственно-общественное управление образовательными системами: Учебно-методическое пособие. – Саратов, 2006.
  2. Аникеева Н.В.Вовлечение общественности в управление образованием как механизм запуска инноваций в управлении //Нововведения в управлении образованием / под ред. А.М.Моисеева.- М., 2004.
  3. Современное качество общего образования: модели образовательных систем и эффективные педагогические механизмы достижения: монография/В. Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф Ильясов и др.; науч.ред. : В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова.- Челябинск: ЧИППКРО, 2012.-240с.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации»[schema type=»book» name=»РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДОО В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» description=»авторами статьи на основе анализа нормативно-правовой базы сферы образования описана деятельность структур государственно-общественного управления реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на принципах государственно-общественного управления образованием.» author=»Яковлева Галина Владимировна, Мирошниченко Оксана Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found