Президент Российской Федерации Путин В.В. неоднократно упоминал, что путь развития России должен быть основан на широком внедрении инноваций во всех сферах деятельности. Радикальный прорыв в этом отношении даст интеграция бизнеса, науки и образования. Бизнес заинтересован в развитии науки, науке необходим бизнес для реализации своих исследований, и вместе, наука и бизнес, нуждаются в получении профессиональных специалистов, способных быстро реагировать на постоянно изменяющиеся реалии. Но как сказал генеральный директор АНО «Большой Евразийский университетский комплекс» А. Соломатин: «Бизнес, наука и образование – три важнейшие отрасли, которые развиваются параллельно, но с различной скоростью». [6, с.54] Разработка, освоение и внедрение инновационных технологий, методов и форм составляют целый кластер исследований, в том числе и в образовательной сфере. Возрастание скорости смены технологий выводит на первый план необходимость реализации принципа опережающего обучения. Задача заключается не столько в передаче знаний, сколько в подготовке выпускника к возможности самостоятельного оперативного овладения актуальными знаниями.
В профессиональном образовании особое значение имеют два аспекта: технологический, позволяющий рассматривать внешние условия подготовки специалиста и педагогический, как средство образования, в центре которого находится личность.
Исследователи подразделяют инновационные технологии в образовании на организационные (связанные с оптимизацией условий образовательной деятельности), методические (направленные на обновление содержания образования и повышение его качества) и управленческие.
По результатам исследований, одними из показателей, по которым можно судить о возможностях инновационного развития образовательной системы, являются: степень сформированности условий организации инновационной деятельности, наличие многообразия видов и типов образования, состояние управленческой культуры. Основными инновационными технологиями обучения являются личностно-ориентированная, социально-гуманитарная, профессионально-компетентностная, информационно-образовательная технологии. В настоящее время следует вести речь о современной технологии обучения, сущность которой состоит в поиске наиболее рациональных способов достижения поставленных учебных целей и которая обуславливает педагогическое проектирование как построение развивающих образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.
Внедрение в образовательный процесс инновационных методик способствует получению учащимися больше профессиональных и социальных знаний, развивать творческие способности и умение самостоятельно принимать решения, а как результат — повысить качество своей подготовки и конкурентноспособность. Развитие информационно-коммуникативных технологий позволяет использовать новые педагогические методы, формы и приемы обучения, основанные на использовании современных достижений в этой области, и реализовать такие приоритеты образования, как доступность, качество и эффективность.
Принцип доступности образования предполагает получение образования независимо от возраста, состояния здоровья, материальной обеспеченности и местонахождения, в любом учебном заведении и в любой форме. Реализуется он в традиционной форме и при помощи дистанционного образования. Вариативность, которая необходима для личностного выбора обучающимся способа получения образования в соответствии со своими потребностями и целями, создает возможность для осуществления вариативного образовательного процесса, как по содержанию, так и по используемым образовательным технологиям, что, несомненно, придает ему ярко выраженный гуманистический и личностный характер.
Основными методами при традиционном обучении признаны проблемное и проектное обучение, модульно-рейтинговое обучение, методы активного обучения, обучение на основе опыта. Условием для развития дистанционного образования явились недостаток современных учебных заведений, отвечающих заявленному уровню в местах некомпактного проживания населения, современные достижения в области средств массовой информации и связи, быстрое развитие и широкое применение разнообразных технических средств. Анализируя существующие системы дистанционного образования, можно прийти к выводу, что для поддержки дистанционного образования, в основном, используются следующие технологии: кейс-технология, TV-технология и сетевые технологии. Кейс-технология — это так называемый портфель (кейс) студента, содержащий индивидуальный план, электронные учебно-методические пособия, виртуальная лаборатория, рабочие тетради, пакет рекомендуемой литературы и др. TV-технология пока мало используется, вследствие слабой интерактивности. Интернет-обучение или сетевая технология представляет широкие возможности поиска новых форм и методов для обучения.
Сначала информационно-коммуникационные технологии использовались только в нестандартном дистанционном образовании. Затем во многих вузах стали широко применять мультимедийные средства (электронные плакаты, презентации и пр.), виртуальные лаборатории и интерактивные способы представления информации на лекционных и практических занятиях. Можно ли дистанционное обучение применить для студентов-очников, и в каких случаях целесообразна такая интеграция? Можно ли заменить традиционное (очное и заочное) обучение на дистанционное полностью? Можно ли минусы дистанционного образования превратить в плюсы?
Основу дистанционного образования составляет целенаправленная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также с использованием личного контакта. [1] В настоящее время учебный процесс в вузах по многим дисциплинам базируется, в основном, на самостоятельной работе студентов даже при очном обучении. Технологию дистанционного обучения, ориентированную на проведение занятий, проводимых виртуально, можно применить для проведения консультаций, выдачи практических заданий. Более широко ее можно использовать для проведения индивидуальных занятий со студентами, имеющими (по разным причинам) свободный график посещения занятий и со студентками, родившими ребенка (это даст им возможность не уходить в академический отпуск). Следует помнить, что студенты, в этом случае, должны обладать сильной мотивацией к обучению и самодисциплиной. Для самообразования характерно наличие активных познавательных потребностей и интересов, побуждение личности к их удовлетворению, проявление высокой степени сознательности и организованности. Самостоятельные активные действия в свою очередь способствуют развитию инициативности. Реализуется также принцип индивидуализации образования, когда одной из форм (с учетом демографической ситуации, когда ощущается недостаток абитуриентов так называемого студенческого возраста) становится обучение в малых группах сотрудничества и индивидуальная работа.
Проблемы дистанционного образования, такие как отсутствие очного общения между обучающимся и преподавателем, недостаток практических и занятий, сложность выполнения проектов и необходимость иметь техническую оснащенность и доступ к источникам информации, решаются уже сейчас. Оснащенность людей средствами передачи информации растет день ото дня (телефон и связь Интернет доступны практически каждому), а такие социальные программные продукты как Skype, WhatsApp дают широкие возможности для проведения индивидуальных чатов и групповых видео-конференций. Таким образом, возникает возможность работы в команде над комплексным решением практических и проблемных задач, проведение таких форм обучения как мозговой штурм, круглый стол, дискуссия. В связи с этим в системе образования появляется механизм получения знаний и умений, основанный на новых методах информационного и методического обеспечения, структуры образовательной программы, комфортности условий получения образования. Возрастает роль дистанционных образовательных технологий, информатизации и компьютеризации образовательного процесса. Однако проблема демонстрации трудового опыта при дистанционном образовании остается. Ее можно решить в кооперации с вузами того региона, где проживает обучающийся, но это также вопрос для обсуждения.
Важнейшим показателем эффективности инвестиций в образование является его качество. Главная содержательная задача образовательного процесса состоит в обеспечении требуемого качества профессиональной подготовки специалиста и поиске механизмов его повышения. В современных педагогических исследованиях изучаются пути и средства повышения качества образования в целом и качества обучения в частности. Можно сказать, что концептуально качество образования складывается из качества трех основных его составляющих – человека, содержания образования и образовательных технологий. Высокое качество образования сможет обеспечить учебное заведение, которое будет обладать не только разнообразным учебно-методическим и материально-техническим оснащением, но и будет проводить анализ рейтинга кадрового состава.
Успеваемость студентов в процессе обучения и качество обучения конкретного специалиста на выходе контролируется. Для оценки качества обучения студентов, применяются как традиционные методы (в форме цифр по пятибалльной системе и «зачтено» или «незачтено») так и новые – (рейтинг-контроль, тест-контроль). В профессионально-компетентностной модели подготовки результат присвоения компетентностей фиксируется на трех уровнях: формальное знание, деятельность, социальная зрелость. [3, с. 89] Формальное знание может быть проверено в ходе контрольных работ, зачетов, устных или Интернет-экзаменов. Система интернет-видеоконференции позволяет проводить синхронные устные экзамены в диалоговой форме. Уровень деятельности — применение знания в соответствующей ситуации — в системе образования может регистрироваться при выполнении творческих курсовых и дипломных работ (проектов). Проверка уровня усвоения прикладных технологических или социальных знаний возможна на основе специально разработанных тестов, в том числе в ходе Интернет-тестирования. Для оценки компетентности или некомпетентности студента, проверки наличия или отсутствия у него опыта профессиональной или социальной деятельности предлагается использование технологий «портфолио» как средства накопительной оценки. Ни один из методов, на сегодняшний день, не дает полной картины успеваемости. Многообразие способов оценивания указывает на необходимость применения вариативной системы контроля, как наиболее полноценно реализующей основные функции в учебном процессе. Однако сочетание разных методов контроля (традиционных и дистанционных) также может иметь место. Более эффективное использование современных образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно ведет к тому, что будет стираться грань между очными, заочными и дистанционными формами обучения. [1].
Для эффективности процесса обучения в современных условиях необходимо применение современных технических средств. Инновационное построение и эффективность учебного процесса зависят от уровня информационно-педагогической и профессиональной компетентности сотрудников учебного заведения. Актуальными становятся вопросы профессиональной компетентности каждого педагога, его мотивации к своей профессиональной деятельности, стимулирования профессионального роста, обеспечения возможностей повышения квалификации.
Применение информационных технологий для разработки и использования учебно-методического материала, для проведения визуальных и интерактивных занятий, электронных учебников и пособий для самостоятельной работы студентов и оценки качества их обучения предполагает, что и преподаватель и обучающийся должны обладать информационной культурой. [4, с. 84] Неотъемлемой частью информационной культуры являются: знание новых информационных технологий, умение извлекать информацию из различных источников, умение применять различные технические устройства для выполнения рутинных операций и творческих заданий.
Особое значение имеют научные исследования, производящие инновационные ресурсы, информационно-образовательные программы. Образование остро ощущает недостаток средств. С одной стороны, учебному заведению предлагается зарабатывать самим, с другой — инвестировать средства мог бы бизнес. Сегодня необходимо выстраивать взаимовыгодное партнерство системы образования и бизнеса. Для этого образовательные учреждения должны активно изучать профессиональные особенности бизнеса, поддерживать прямые контакты с работодателями, уточнять их потребности в кадрах и в обучении, организовывать производственную практику, а в дальнейшем и трудоустройство выпускников с учетом интересов конкретных компаний [5, с 107].
Эффективность подготовки студента, его готовность к будущей профессиональной деятельности формируется в результате практико-ориентированного подхода в обучении. Творческие способности получают развитие в ходе исследовательской работы. Возможность решения задач учебно-исследовательского характера, например, по анализу каких-либо производственных, управленческих и других ситуаций может быть реализована с помощью информационно-образовательных технологий. Сочетание традиционных и инновационных технологий в образовании помогут достичь желаемого результата – получение квалифицированного специалиста. Насколько профессионал-специалист оказывается способен квалифицированно решать профессиональные задачи, находить оптимальные пути решения проблемных ситуаций в различных областях своей профессиональной деятельности учебное заведение может знать, если будет иметь сведения о трудоустройстве своих выпускников, отзывы работодателей.
Современная система образования интенсивно развивается, пополняясь технологиями нового поколения, новыми подходами и формами обучения. Действенным механизмом повышения гибкости образования является предоставление образовательных услуг в различных формах (вариативность) на продолжении всей жизни (непрерывность). [2, с. 17] В этом ключе переход к вариативному подходу к формам, методам подготовки, представлению содержания учебных дисциплин, изменение порядка и содержания взаимодействия вуза и профессионального сообщества представляется наиболее значимым направлением преобразований.
Литература
- Андреев А.А., Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования. — М.: РИЦ `АЛЬФА` МГОПУ, 2002. – 168 с.
- Барышова Т.Л. Анализ тенденция развития системы высшего образования и ключевых направлений ее модернизации. – НАУ, ежемесячный научный журнал. – 2015. — №5(10). – с.16-18.
- Барышова Т.Л. Вариативная система оценки качества обучения студентов технических специальностей в вузе: дис. канд. пед. наук. – М., 2009. – 179 с.
- Бешенков, С.А. и др. Информатика и информационные технологии. – Екатеринбург, 1995. – С. 84
- Вейс Т.П. Инновационная образовательная система как фактор развития общества. — Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2008. -№1. – с.104-110
- Соломатин А. Университет XXI века: ставка на инновационные технологии. — Инвестиционный путеводитель по России «МАРЧМОНТ». – 2007. — № 2 (2). – с. 54.[schema type=»book» name=»РЕАЛИЗАЦИЯ ДОСТУПНОСТИ, КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ВАРИАТИВНОСТИ И ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» description=»В статье рассматривается возможность повышения доступности, качества и эффективности образования посредством различных вариаций образовательных технологий и их интеграции.» author=»Барышова Тамара Леонидовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]