Современные социально-экономические условия требуют от выпускника колледжа, института, университета наличие профессионально-значимых качеств, которые необходимы для эффективной производственной деятельности в условиях конкуренции. Практически по всем видам производственной деятельности человека физические качества занимают ведущие место.
Направленность на качественное усвоение студентами теоретических знаний, практических умений к предстоящей профессиональной деятельности предполагает значительное напряжение умственных, физических психических сил, координации и культуры движений, высокой концентрации внимания, развитие физических качеств на определённом уровне. Реализация современных здоровьесберегающих технологий на сохранение, обогащение и стимулирование психического и физического здоровья, развитие физических качеств, позволит студентам легко адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
В связи с этим, актуальной остаётся проблема развития физических качеств у студентов с учётом современных здоровьесберегающих технологий для качественного решения последующих профессиональных задач.
В контексте нашего исследования необходимо уточнить подходы к определению понятия «физические качества», с учётом использования в литературе терминов «двигательные способности», «физические способности».
«Физические качества» – врождённые морфофункциональные качества [анатомо-физиологические], которые развиваются в процессе физического воспитания, посредством физических упражнений. Благодаря физическим качествам возможна физическая активность человека, проявляющаяся в целесообразной двигательной деятельности [2, с.9-10].
«Физические качества» – сложный комплекс биологических и психических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно-силовые и временные характеристики движения человека [7, с.70].
«Физические способности» – индивидуальные качества, определяющие уровень двигательных возможностей человека, которые связаны с успешностью осуществления какой-либо деятельности. Рассматривает целостную взаимосвязь техники, тактики, физических способностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности [1, с.52]. В.К. Бальсевич, Е.Н. Вавилова, Л.Д. Гужаловский, В.М. Зациорский, В.И. Лях, Л.П. Матвеев определяют «двигательные способности» как относительно устойчивые, врождённые и приобретённые функциональные особенности структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность двигательного действия.
Обобщив подходы к определению понятия «физические качества, мы определяем их как врождённые морфофункциональные особенности организма человека, основу двигательных способностей, которые наиболее эффективно развиваются в процессе физического воспитания, посредствам физических упражнений. Определяющую картину развития физических качеств у студентов необходимо рассматривать на уровне возрастного периода, по половым признакам, психофизиологическим особенностям, с учётом средств, методов, форм физкультурной деятельности [6].
Отметим, что «физкультурная деятельность» – это специфическая деятельность человека, проявляющаяся в генетически обусловленной потребности в двигательной активности, отвечающая психофизическим особенностям человека, которая решается в процессе физического воспитания с учётом здоровьесберегающих технологий». Концепция физкультурной деятельности определяется генетически детерминированной (обусловленной) потребностью в физической нагрузке, через свободу выбора форм, объёмов и интенсивности, к специально организованному и контролируемому её удовлетворению средствами [8].
Здоровьсеберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья человека на всех этапах его обучения и развития [3].
Теоретические основания здоровьесберегающих технологий обозначены в концепциях, определяющих сущностную основу здоровья, его сохранения и здорового образа жизни (М.Я. Виленский, Т.В. Кружилина, А.М. Митяева, Т.Ф. Орехова, Г.В. Ильина и др.).
Современные здоровьесберегающие технологии отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей и подростков к физической культуре, а также использование развивающих форм оздоровительной работы. Ряд специалистов [Н.М. Амосов, И.В. Муравов, Е.А.Пирогова, Ю.В. Менхин, В.А Карманова и др.] выделяет методические принципы занятий оздоровительными физическими упражнениями:
— постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок; разнообразие применяемых средств; систематичность занятий; дозирование по относительным значениям мощности физических нагрузок; дозирование по частоте сердечных сокращений; дозирование в соответствии с энергетическими затратами; дозирование по числу повторений физических упражнений.
Выделяют такие виды здоровьесберегающих технологий как: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии эстетической направленности, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии.
Здоровьесберегающие технологии в физкультурной деятельности студентов направлены на сохранение, поддержание и обогащение здоровья, стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, стремление к физическому совершенствованию для эффективного решения предстоящих профессиональных задач [5]. Под «физическим совершенствованием» следует понимать уровень физического развития и высокую степень здоровья, всестороннюю физическую подготовленность к жизнедеятельности.
Целью нашего исследования является развитие физических качеств у студентов многопрофильного колледжа г. Магнитогорска с применением современных здоровьесберегающих технологий (степ-аэробика, стретчинг, силовые упражнения) для эффективного решения предстоящих профессиональных задач.
Мы предполагаем, что степ-аэробика, стретчинг, силовые упражнения эффективно влияют на развитие физических качеств у студентов, формируют стойкую мотивацию к здоровому образу жизни, стремление к физическому совершенствованию.
Аэробика — это система общеразвивающих и танцевальных упражнений (энергообеспечение которых осуществляется за счёт использования кислорода) выполняемых под музыкальное сопровождение, объединенных в непрерывный комплекс, которая направлена на работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Степ аэробика — один из самых простых и эффективных стилей в аэробике. В переводе с английского языка «степ» означает «шаг». Степ-аэробика относится к ациклическим упражнениям, в которых структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила, быстрота реакции, гибкость, ловкость, выносливость. Особенность занятий степ — аэробики в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. Способы выполнения физкультурных упражнений в определенных сочетаниях и пропорциях объема, интенсивности, отягощений и отдыха между ними принято считать методами развития физических качеств личности. Степ — аэробика оказывает благоприятное влияние на весь организм: серии беговых и прыжковых упражнений влияют преимущественно на сердечно — сосудистую систему; наклоны и приседания — на двигательный аппарат, методы релаксации и внушения — на центральную нервную систему.
Стретчинг (растягивание) — это комплексные упражнения, которые положительно влияют на весь организм, улучшая самочувствие человека, способствуют растяжению мышц, сухожилий и связок всего туловища и всех конечностей, эмоциональному равновесию, усидчивости, концентрации внимания, содержат основу лечебной физкультуры [4]. Выделяют четыре метода проведения стретчинга:
— балистический метод, который основан на весе тела и его силе. Эффект упражнений зависит от силы движений и скорости выполнения при которых намного быстрее происходит растяжение мышц;
— медленный, при котором мышцы растягиваются очень медленно до максимума без болезненных ощущений. Этот метод можно назвать ритмической гибкостью, часто используется для разминки;
— статистический, используется в практике йоги, когда упражнения выполняются медленно, плавно с маленькой задержкой каждой позиции;
— PNF, заключается в тренировке с партнером, один из которых принудительно помогает другому растягивать мышцы, фиксируя принятое положение на несколько секунд.
Нами разработан комплекс занятий степ-аэробикой, стретчингом с силовыми упражнениями на 8 недель. Занятия проводились 3 раза в неделю по 60 минут с учетом физических возможностей студентов (от простых базовых элементов до более сложных связок). Занятия включали: разминку, основную часть, заминку. В разминке использовались ходьба и бег с элементами стретчинга (потягивание колена к груди, наклон вниз на каждый шаг и др.). В основной части проводилась степ-аэробика и различные силовые упражнения на степах (отжимания) и матах (упражнения на пресс, ягодицы). И в заключительной части мы использовали медленный и статический методы проведения стретчинга.
Выделим ряд моментов, которые важно учитывать во время занятий степ-аэробикой. Для сохранения правильного положения тела во время степ — аэробики необходимо:
— держать плечи развёрнутыми, грудь вперёд, ягодицы напряжёнными, колени расслабленными; избегать перенапряжения в коленных суставах; излишнего прогиба спины; наклонятся всем телом; при подъёме или опускании со степ — платформы всегда использовать безопасный метод подъёма; стоя лицом к платформе, подниматься, работая ногами, не спиной; держать тело близко к степ-платформе.
Основные правила техники выполнения степ — тренировки:
— выполнять шаги в центр степ — платформы; ставить на платформу всю подошву ступни при подъёме, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг; опускаясь со степ — платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней; не отступать больше, чем на длину ступни от степ — платформы; не начинать обучение с работы рук, пока студенты не овладеют движениями ног; не подниматься и не опускаться со степ — платформы, стоя к ней спиной; делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ — платформе ногами.
В ходе эксперимента нами проведено тестирование физической подготовленности студентов (в начале и завершении эксперимента). Тестирование на контрольном этапе эксперимента выявило значительное улучшение показателей (сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость) в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
В итоге, мы уточнили понятие физические качества как врождённые морфофункциональные особенности организма человека, которые наиболее эффективно развиваются в процессе физического воспитания, посредствам физических упражнений. Представили здоровьсеберегающую технологию как систему мер, включающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья человека на всех этапах его обучения и развития.
Обозначили степ-аэробику, стретчинг как здоровьесберегающую технологию, направленную на развитие физических качеств, сохранение, поддержание и обогащение здоровья, стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, стремление к физическому совершенствованию для эффективного решения предстоящих профессиональных задач.
Экспериментально проверили комплекс занятий степ-аэробикой, стретчингом с силовыми упражнениями на развитие физических качеств студентов многопрофильного колледжа г. Магнитогорска, который можно использовать на тренировочных занятиях со студентами институтов и университетов.
Перспективы дальнейшей работы связаны с разработкой занятий-тренировок для студентов на фитболах (фитбол-аэробика, фитбол-гимнастика), способствующих развитию физических качеств, укреплению мышц спины и брюшного пресса, создающих хороший мышечный корсет.
Цель нашего исследования достигнута, перспективы дальнейшей работы определены.
Список литературы:
- Большой психологический словарь / ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: «Олма Пресс», 2004. – С.135-139.
- Захаров, Е. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств / Е. Захаров, А. Карасёв, А. Сафронов.– М.: Лептос, 1994. – 368 с.
- Здоровьесберегающие образовательные технологии: Материалы междисциплинарной научно-практической конференции. Москва, 25 октября 2007 Г./Отв. ред. Е.В.Усова. М.: Издат-во СГУ, 2007. 255 с.
- Зуев, Е. И. Волшебная сила растяжки. 2-е издание. – М.: «Советский спорт», 1990. – 63 с.
- Ильина, Г. В. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе/ Г. В. Ильина // Формирование ценностно-мотивационного отношения студентов к реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурной деятельности дошкольников: монография / Г. В. Ильина и др. — Красноярск: ЦНИ «Монография», 2014. — С. 88-108.
- Ильина Г. В. Реализация преемственности в развитии физических качеств детей: монография / Г. В. Ильина. — М: Германия, Ламберт, 2014. — 404 с.
- Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для пед. вузов / Н.Н. Кожухова. – М.: Академия, 2002. – 316 с.
- Попов Г.Г. Контроль физкультурной деятельности дошкольников. – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – 96 с., с.14-20.[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ» author=»Жердева Светлана Евгеньевна, Набойченко Анна Георгиевна, Ильина Галина Вячеславовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]