В XXIвеке произошли глобальные изменения в науке и в общественной жизни, возрос поток информации, жизнь человека стала основана на постоянном движении. В современное время успеха могут добиться только люди коммуникабельные, умеющие самостоятельно принимать решение в любой ситуации, обладающие способностью анализа и переработки полученного материала.
В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится: «новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы» [13]. Методологическую основу требований Стандарта составляет системно-деятельностный подход, сформировавшийся в отечественной педагогике, в том числе в результате разработки теоретических основ систем развивающего обучения Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова и их реализации в практике. Таким образом в настоящее время приоритетными становятся идеи развивающего обучения, целью которого являются, прежде всего, интересы личности.
Леонид Владимирович Занков (1901–1977) крупнейший специалист в психологии и педагогике, разработал дидактическуюсистему начального образования, соответствующую требованиям современного успешного человека [5]. Академик Л. В. Занков разрабатывал психолого-педагогическую систему основываясь на трудах своего учителя, великого психолога – Льва Семеновича Выготского, который выдвинул теоретическое положение о том, что обучение является ведущей деятельностью в развитии ребенка.Ключевым понятием процесса обучения, по Л. С. Выготскому, является «зона ближайшего развития» – область не созревших, но созревающих процессов. Она включает в себя задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить в классе под руководством учителя.
Цель психолого-педагогической системы Л. В. Занкова – оптимальное общее развитие каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья. Эта цель полностью совпадает с целью, поставленной сегодня перед образованием и отраженной в ФГОС НОО: «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» [13, c. 3]. Такое совпадение целей обосновано учением Л. С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося.
Н. Я. Дмитриева пишет, что Л. В. Занков целью в своей дидактической системе назвал такое развитие школьника, при котором усвоение знаний, умений и навыков происходит наряду с развитием ума, воли и чувств. Обучение по данной развивающей системе выдвигает на первый план усвоение знаний и умений, а затем приобретение фактических знаний. Л. В. Занков также говорит и о том, что обучение должно быть личностно-ориентированным, т.е., направлено на каждого ребенка индивидуально, а не на класс в целом[5]. Этот принцип всецело соответствует ФГОС НОО: «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания усвоения мира составляет цель и основной результат образования»[13, c. 3].
Л. В. Занков определил основную задачу обучения – предоставить ребенку широкую целостную картину мира средствами науки, искусства и непосредственного познания. Об этом же говорит и ФГОС НОО в «Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» в разделе «Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования» [13, с. 10].
Образовательный Стандарт ставит перед российским образованием две задачи:формирование универсальных учебных действий (УУД), что должно выражаться в самостоятельном успешном усвоении знаний, умений, приобретении творческих навыков, а также анализа и интерпретации полученной информации; формирование у школьников мотивации к обучению, помощь в самоорганизации и саморазвитии [13].
Н. В. Нечаева, описывая систему Л. В. Занкова, говорит о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного, то есть тех качественных характеристик развития личности ребенка, требования к уровню сформированности которых сегодня сформулированы во ФГОС начального общего образования как «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования». Здесь отмечаются следующие требования: а) личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; б) метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; в) предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира [10].
Анализу деятельностного подхода в образовании и основных видов универсально-учебных действий посвящены исследования А. Г. Асмолова, С. Г. Воровщикова, Л. С. Выготского, О. В. Гневэк, Н. В. Нечаевой и других ученых. Так, О. В. Гневэк проводит сравнительный анализ наполнения состава общеучебных умений в классификациях А. Г. Асмолова и С. Г. Воровщикова [3, с. 51].А. Г. Асмолов выделяет специфику универсальных учебных действий, и считает, что «универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; лежат в основе организации любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания» [1].
На наш взгляд именно так организовано образование детей по системе Л. В. Занкова. Рассмотрим это на примере урока «Физические свойства воды». Цели урока: организовать наблюдения и, используя мысленный эксперимент и практическую работу, «открыть» свойства воды.
Оборудование: стаканы с водой и молоком, рисунки (либо фотографии, открытки) рек и морей, пипетка, полоски фольги, камешки. На учительском столе лёд, два термометра. В классной комнате – штатив для нагревания воды, аквариум.
Учитель начинает урок с актуализации знаний детей. Необходимо вспомнить летние каникулы, летний отдых. От разговора о море, речке, озере логически переходим к описанию воды. Какая она – вода? Дети дают определения, а учитель молча записывает их на доске. В результате на доске появляются записи – холодная, сквозь нее все видно (прозрачная), морская, болотная, соленая, горячая, не пахнет, и др. Затем детям предлагается прочитать записи и подумать — в какие четыре группы можно соединить слова. Дети размышляют и в итоге получают группы: температура воды, прозрачность воды, местонахождение воды, вкус и запах воды. После распределения слов на эти 4 группы, учитель спрашивает – «Какие науки изучают воду?». На основе ответов (физика, химия, биология и др.), учитель просит детей сформулировать тему урока, и затем открывает запись ее на доске – физическиесвойства воды.
Учитель: «Теперь, ребята докажем, что вода прозрачная. Как мы можем это сделать?». Дети указывают на аквариум, стоящий в классной комнате, в котором видно рыбок. Предлагают налить в один стакан воду, а в другой молоко и поставить открытки за этими стаканчиками. Такой опыт наглядно показывает, что сквозь воду все видно, а сквозь молоко – нет. Можно положить камушки в эти стаканы и убедиться, что в молоке камушки не видны, а в воде – видны.
Затем дети предлагают как понаблюдать за изменением температуры воды и что происходит при этих изменениях.
Таким образом, урок наполнен работой над развитием у детей всех четырех групп универсальных учебных действий, и это происходит в их тесном переплетении. На протяжении всего урока формируются познавательные УУД; дети работают в парах – при этом реализуются коммуникативные и личностные УУД.
В задачу учителя также входит прогнозирование предстоящей работы, что выражается в домашнем задании для учащихся, а также осуществлении познавательной и личностной рефлексии. Всё это характеризует личностные УУД.
Учебники, разработанные по системе Л. В. Занкова просты, понятны и построены таким образом, чтобы дети смогли освоить новую информацию и применить ее в последующие годы обучения. Задания в учебнике представлены в виде огромного количества иллюстраций, загадок, постановок проблемных задач. Всё это говорит о разнообразном подходе к обучению и, как следствие, упрощении усвоения нового материала для детей. Все темы разработаны в соответствии с личностно-ориентированным характером обучения. Ребёнок является главным действующим лицом во всей системе образования.
УМК всех учебных курсов характеризуются заданиями, которые побуждают детей к учебной деятельности, основанные на творческой и наполненной эмоциями деятельности. Учитываются возрастные особенности обучаемых, а также особенности их мышления [5]. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках ФГОС содержание программ по системе Л. В. Занкова и, разработанных на их основе учебников для 1-4 классов, направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных действий.
Списоклитературы:
- Асмолов, А. Г., Бурменская, Г. В., Володарская, И. А., Карабанова, О. А., Салмина, Н. Г., Молчанов, С. В. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли. / под ред.А. Г. Асмолова – М.: Просвещение, 2008. – 151 с. Режим доступа:
- Выготский,Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.
- Гневэк, О. В. К проблеме формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся в общеобразовательной школе / О. В. Гневэк // Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного и общего образования: Монография. – Уфа : Аэтерна, 2015. – 216 с.
- Гусева, Л. Г. Zankov’s innovative system of elementary schooling in Russia / Eastern Europe today: Education in Transition. Deer Park, NY: Linus Publications, Inc. 2010. ISBN: 1-60797-128-3 – 124 с. С. 79-88.
- Дмитриева, Н. Я. Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков // Система Л. В. Занкова: программы начального общего образования [Электр. ресурс]. – режим доступа: https://zankov.ru/rest/parentslib/article=1262/
- Дмитриева,Н. Я. Окружающий мир : учебник для 4 кл. – В 2 ч / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Изд. дом Федоров, 2010.
- Дмитриева,Н. Я. Окружающий мир : учебник для 2 кл. – В 2 ч. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Изд. дом Федоров, 2011.
- Дмитриева,Н. Я. Окружающий мир : учебник для 3 кл. – В 2 ч. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Изд. дом Федоров, 2010.
- Занков,Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. – М. : Новая школа, 1996. – 432 с.
- Нечаева, Н. В. Реализация нового образовательного стандарта средствами системы развивающего обучения Л. В. Занкова / Н. В. Нечаева // Информационный бюллетень. — 2011. — № 2. — С. 2-3.
- Товпинец, И. П. Я и окружающий мир: учебник для 1 кл. четырехлетней нач. школы / И. П. Товпинец. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 127 с.
- УшинскийК.Д. Сочинения / К. Д. Ушинский. – М.; Л. : АПН РСФСР, 1942. – Т. 2.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. : Просвещение, 2010. – 31 с.[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО СИСТЕМЕ ЛЕОНИДА ВЛАДИМИРОВИЧА ЗАНКОВА» description=»В данной статье авторы проанализировали возможности психолого-педагогической системы в реализации ФГОС начального общего образования, в осуществлении деятельностного подхода в обучении и формировании универсальных учебных действий младших школьников. » author=»Гусева Людмила Григорьевна, Третьякова Ольга Дмитриевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]