Преобразования, происходящие в социально-экономической жизни общества, обусловили необходимость изменений в содержании и технологиях образования. То, в какой мере оно сможет эффективно отвечать вызовам времени, зависит от педагогов, от их готовности и способности включаться в процесс обновления практики образования.
Согласно профессиональному стандарту педагога, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, учитель должен быть высоко методически подготовлен, владеть современными педагогическими технологиями, в том числе и информационными.
Профессия педагога предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. В соответствии со стандартом меняется характер педагогической деятельности: педагог должен не учить, а помогать учиться ребенку. Новый преподаватель – это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, владеющий современными образовательными и информационно-коммуникационными технологиями обучения.
Учитель должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию, для того чтобы включить в образовательный процесс любых учеников: со специальными потребностями в образовании; одарённых учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональный стандарт педагога утверждает, что трудовые действия учителя должны включать в себя «формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задач там, где это эффективно; сотрудничать с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков; профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации; использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов; возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий». [3, с.16]
Помимо трудовых действий педагога в стандарте представлен перечень необходимых умений для осуществления педагогической деятельности. Так, одними из них являются умения учителя квалифицированно набирать математический текст. Чем обусловлено появление данных умений?
Математические знания и навыки сегодня необходимы практически во всех сферах деятельности, прежде всего, конечно, в тех, что связаны с естественными науками, техникой и экономикой. Расширяется применение математических методов и в таких гуманитарных областях, как политические науки, психология, лингвистика, история. Математика лежит в основе всех современных технологий и научных исследований. Создание современных информационных и коммуникационных технологий является, прежде всего, математической деятельностью.
Математическая культура — неотъемлемая часть общей культуры современного человека. Для деятельности различных групп людей, в том числе: специалистов по приложениям математики, педагогов‐математиков, профессионалов в области информационных технологий, важны свои виды и уровни математической компетентности, как и всеобщая математическая грамотность.
Где может встречаться набор математического текста? На уроках в школе, в проектной и исследовательской деятельности учащихся и педагога, в ходе подготовки учителя к уроку, в методических пособиях, практикумах, электронных книгах. С распространением компьютерной сети Интернет появилась необходимость размещения в ней математических текстов. Сегодня достаточно интенсивно происходит информационный обмен с использованием математического текста как между педагогами, так и между педагогами и учащимися.
В системе дополнительного образования также должны «развиваться такие новые формы, как получение математического образования в дистанционной форме, интерактивные музеи математики, математические проекты на интернет-порталах и в социальных сетях, профессиональные математические интернет-сообщества». [2, с.9]
Кроме того актуализируется проблема организации самостоятельной учебной деятельности учеников, в том числе и учеников с ограниченными возможностями здоровья.
Опыт реализации дополнительных профессиональных программ для учителей начальных классов, учителей математики основного и среднего общего образования, педагогов математики среднего профессионального образования, а также анализ учебно-методической документации, позволяет сделать вывод относительно низкой квалификации набора математических текстов у значительной части практикующих педагогов. [1]
В условиях информатизации математическое образование должно включать в себя обучение компьютерным технологиям и современным информационным возможностям. Поэтому и можно говорить об умениях учителя квалифицированно набирать математический текст, как о важном показателе качества подготовки учителя в условиях дополнительного профессионального образования.
Под квалифицированным набором текста будем понимать набор текста, требующий специальных знаний, навыков. В случае квалифицированного набора математического текста будем понимать набор математического текста с помощью специальных компьютерных средств для этого предназначенных.
Программные средства позволяют получить качественную запись достаточно сложного математического текста, который потом можно будет использовать в различных документах. Возможности, предоставляемые данными системами, очень широки: от набора текста в самых простых программных средствах до проведения математических исследований, требующих вычислений и аналитических выкладок; разработок и анализа алгоритмов; математического моделирования и компьютерного эксперимента; анализа и обработки данных; визуализации, графиков; разработке графических и расчетных приложений.
В условиях информатизации образования именно программные средства заслуживают особого внимания для развития умений учителя квалифицированно набирать математический текст. Если у педагога будет развито данное умение – это благоприятно скажется на формировании профессиональной ИКТ-компетенции у учителя, а также на развитии математического образования.
Но и сам математический текст может нести в себе различную информацию, предназначенную для определенных целей. Будь то выступление учителя перед широкой аудиторией или это будет индивидуальная консультация с учеником. В рамках ограниченного времени большое значение будет иметь простота и скорость набора математического текста. Подготовка сложного текста, насыщенного математической символикой, также заслуживает особого внимания. Поэтому существует необходимость выбора наиболее подходящих компьютерных средств для квалифицированного набора учителем математического текста.
В настоящее время отсутствуют исследования, раскрывающие специфику развития умений учителя квалифицированно набирать математический текст в условиях дополнительного профессионального образования. Изучение состояния данного вопроса позволило выявить ряд следующих противоречий:
— между запросом профессионального стандарта педагога и существующими умениями учителя набора математического текста;
— между необходимостью определения средств развития умений учителя квалифицированно набирать математический текст и недостаточной разработанностью педагогических технологий, обеспечивающих этот процесс.
Данные противоречия определили выбор темы исследования – «Развитие умений учителя квалифицированно набирать математический текст в условиях дополнительного профессионального образования».
Цель исследования – обосновать, разработать и реализовать модель развития умений учителя квалифицированно набирать математический текст.
Объект исследования – умения учителя квалифицированно набирать математический текст.
Предмет исследования – процесс развития умений учителя квалифицированно набирать математический текст в условиях дополнительного профессионального образования.
Гипотеза – развитие умений учителя квалифицированно набирать математический текст будет обеспечено в соответствии с профессиональным стандартом педагога, если:
— определено содержание понятия «квалифицированно набирать математический текст»;
— выявлены структура и содержание умений квалифицированно набирать математический текст;
— разработана модель развития умений учителя квалифицированно набирать математический текст в условиях дополнительного профессионального образования;
— выявлена методика реализации модели развития умений учителя квалифицированно набирать математический текст;
— проведен педагогический эксперимент по апробации разработанной модели развития умений учителя квалифицированно набирать математический текст и методике ее реализации.
Цель и гипотеза позволяют сформулировать конкретные задачи, подлежащие решению:
- Определить содержание понятия «квалифицированно набирать математический текст».
- Выявить структуру и содержание умений квалифицированно набирать математический текст;
- Разработать модель развития умений учителя квалифицированно набирать математический текст в условиях дополнительного профессионального образования;
- Выявить методику реализации модели развития умений учителя квалифицированно набирать математический текст;
- Провести педагогический эксперимент по апробации разработанной модели развития умений учителя квалифицированно набирать математический текст и методике ее реализации.
Список литературы:
- Бондаренко Л.Н., Домнин Л.Н. Об использовании математических формул при дистанционном обучении [Электронный ресурс] — Режим доступа: .
- Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р, 2013. – 9 с.
- Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, 2013. – 20 с.[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ КВАЛИФИЦИРОВАННО НАБИРАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ» author=»Бугрова Ольга Викторовна, Уткина Тамара Ильинична» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]