Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ В РАМКАХ КООПЕРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РАБОТА НАД ТЕКСТОМ В РАМКАХ КООПЕРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Организация обучения немецкому языку в высшей школе невозможна без неучастия студентов в коллективном, основанном на взаимодействии всех участников процессе обучающего познания. В рамках подобного обучения первостепенное значение отводится развитию умения слушать других, задавать вопросы, аргументировать, отстаивать свою точку зрения. Данные умения  усиливают коммуникабельность, помогают решать конфликты, устанавливают доверительные отношения.

Мы считаем, что формированию подобных умений на занятиях по немецкому языку способствует кооперативное обучение. Совместное (кооперативное) обучение направлено на взаимовыгодное сотрудничество, при этом каждый член команды становится успешнее, как личность.

В определении понятия «кооперативное обучение» мы придерживаемся точки зрения Н. П. Хвесеня. Автор считает, что кооперативное обучение – это организация педагогического процесса таким образом, чтобы каждый учащийся был равноправно с остальными включен в учебную деятельность, когда обучаемые сами несут ответственность за образовательный процесс [3].

Привлекательность кооперативных методов, на наш взгляд, объясняется тем, что наряду с решением групповых целей важная роль отводится индивидуальной ответственности каждого участника. Мотивирующим моментом также является то, что материал глубокого и тщательно изучается каждым студентом, их деятельность в группе детально оценивается сокурсниками.

Необходимо отметить, что к основным характеристикам кооперативного обучение относятся:

1) Позитивная взаимозависимость.  Задание должно быть построено таким образом, чтобы члены группы поняли, что нельзя достичь общего положительного результата, если одному из группы не удалось что-то сделать.

2) Личная ответственность. Каждый студент в группе отчитывается о проделанной работе, и его работа оценивается.

3) Навыки работы в малой группе. Студенты должны научиться социальным навыкам, нужным для эффективной работы внутри группы [1].

К кооперативным методам обучения относятся: обучение в командах достижений, «пила», «учимся вместе», трехступенчатое интервьюирование и др. [2]

В данной работе мы хотели бы охарактеризовать некоторые методы и продемонстрировать, как они могут быть использованы на занятиях по немецкому языку в работе с текстами.

Метод «обучение в командах достижений» предусматривает группу из 4-5 студентов. Особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена малой группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над заданием. Важно, что задача каждого студента состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый студент малой группы овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся малая группа знала, чего достиг каждый ее участник [2, c. 28].

Данный метод включает следующие этапы:

1 этап. Обзорная лекция. Преподаватель дает обзорную лекцию по новому материалу с акцентом на тех моментах, по которым команды будут выполнять индивидуальные задания. Лекция должна быть достаточно емкой по содержанию и одновременно практически-направленной.

2 этап. Работа в команде над конспектом лекции. Далее студенты работают в командах над конспектами лекции, помогая друг другу понять ее содержание. Студенты могут задавать друг другу вопросы, проясняя непонятные для себя моменты. Вопросы преподавателю разрешается задавать только тогда, когда никто из членов команды не может ответить на них.

3 этап. Выполнение индивидуальной работы. После проработки конспекта лекции учащиеся выполняют индивидуальные работы. На данном этапе помощь друг другу исключается, каждый член команды работает самостоятельно. Главная особенность данного метода заключается в системе оценки индивидуальных работ. Оценка осуществляется по прогрессивно-сравнительному признаку: студент может пополнить копилку команды только в том случае, если его оценка за данную работу выше средней его оценки за предыдущие работы. Команда, набравшая по итогам изучения темы наибольшее количество баллов, считается победившей [2, c. 29].

На занятиях по немецкому языку в  виде лекции может быть представлен страноведческий материал. Отметим, что он стимулирует активизацию речевой и мыслительной деятельности студентов, способствует обогащению словарного запаса.

Например, в рамках использования метода «обучение в командах достижений» страноведческий материал по теме «Географическое положение Германии» предлагается в форме лекции. Лекционное занятие начинается с записи теоретического материала. На следующем этапе студенты, работая с конспектами лекций, во-первых, находят лексическое значение незнакомых слов, во-вторых, подбирают к данным словам синонимы, в-третьих, выделяют ключевые слова в тексте, в-четвертых, составляют план, который поможет в дальнейшем в организации дискуссии по теме. На заключительном этапе занятия студентам может быть предложен перевод словосочетаний или предложений, способствующий закреплению нового лексического материала.

Метод кооперативного обучения Jigsaw «Пила» был разработан профессором Элиотом Аронсоном в 1978 году. В дословном переводе с английского – ажурная пила, машинная ножовка [2, c. 29].

К этапам проведения данного метода относятся:

1 этап. Организация студентов по группам. Происходит организация в группы по 4-6 человек для работы над заданием, которое разбито на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член малой группы находит материал по своей части.

2 этап. Обмен мнениями «экспертов». Затем студенты, которые изучают один и тот же вопрос, но при этом состоят в разных малых группах, встречаются и обмениваются данной информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

3 этап. Обучение членов группы. Далее они возвращаются в свои малые группы и обучают всему новому, что узнали сами от других членов малых групп. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Студенты заинтересованы в том, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свое задание, так как это отражается на их итоговой оценке. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом.

4 этап. Контроль усвоенного материала. На данном этапе преподаватель может  спросить любого члена команды ответить на любой вопрос по данной теме [2, c. 29].

Например, при изучении темы «Достопримечательности Берлина» каждый студент малой группы самостоятельно находит информацию о своей достопримечательности (Бранденбургские ворота, университет имени Гумбольдта, Берлинский кафедральный собор, площадь Александра). Затем на занятии группы формируются из экспертов по каждой отдельной достопримечательности. Между ними происходит обмен собранной информацией, уточнение каких-либо данных и фактов. Могут быть обсуждены следующие вопросы: В какой части Берлина расположена достопримечательность? Когда и кем она была построена? Чем она привлекательна для туристов? Какую роль сыграла в истории Германии?

На следующем этапе скорректированная информация предлагается для обзора членам своей группы.  Она может быть представлена в виде доклада, презентации. На заключительном этапе занятия преподаватель осуществляет контроль усвоенного материала с помощью  блиц-опроса или письменного тестирования.

Следующий метод – это метод Learning Together «Учимся вместе». Он  разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (David Johnson, Roger Johnson) [2, c. 31].

К этапам проведения  относятся:

1 этап. Деление на группы. Преподаватель разбивает учебную группу на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек.

2 этап. Предоставление задания каждой малой группе. Каждая малая группа получает одно задание, которое  является подзаданием какого-либо задания, над которым работает вся учебная группа. В результате совместной работы малых групп достигается решение общего задания. Оценивается работа малой группы в зависимости от достижений каждого студента. Поэтому и в этом случае задания в группах дифференцируются по сложности и объему. Обязательным остается требование активного участия каждого члена малой группы в общей работе, но в соответствии со своими возможностями [2, c. 31].

Приведем пример работы с текстом по теме «Объединение Германии». Общей для всех задачей является пересказ данного текста. Предварительно каждая малая группа получает свое задание. Первая группа должна выписать незнакомые слова из текста (entstehen, errichten, eine Mauer, verlangen, stattfinden). Вторая группа осуществляет их перевод (возникать, возводить, стена, требовать, состояться). Третья группа разбивает текст на смысловые части и выбирает ключевые слова (1 часть – разделение Германии на части. 2 часть – Жизнь страны после возведения Берлинской стены. 3 часть – Начало демонстраций в Германии.) На завершающем этапе занятия, после демонстрации выполнения каждой малой группой своей части задания, каждому студенту предоставляется возможность пересказать текст.

К этапам трехступенчатого интервьюирования относятся:

1 этап. Образование пар. В группах из четырех человек студенты образуют пары и проводят в них однонаправленное интервью по теме занятия.

2 этап. Обмен ролями. Студенты меняются ролями, и интервью проводит бывший интервьюируемый.

3 этап. Обмен информацией. По завершении своих интервью, студенты вкруговую, по очереди обмениваются информацией, полученной из интервью [2, c. 32].

Данный метод можно применить в работе над текстом. Прежде чем приступить к интервьюированию студенты читают текст и составляют вопросы, которые носят уточняющий характер. Например, по тексту «Немецкоговорящие страны» могут быть заданы следующие вопросы: Какие страны относятся к немецкоговорящим? Какая страна самая большая по своей территории? Какая самая маленькая? С какими государствами они граничат? и др.

После обмена ролями вопросы частично могут повторяться, но основной акцент отводится новым вопросам, способствующим детальному изучению текста. На завершающем этапе студенты делятся полученной информацией и высказывают собственное мнение о прочитанном.

В заключение хотелось бы отметить, что кооперативное обучение на занятиях по немецкому языку в рамках работы с текстом ориентирует студентов на постоянную взаимопомощь и взаимоподдержку сокурсников через совместное выполнение предлагаемых заданий, пересказ друг другу изучаемого материала, совместную подготовку.

Список литературы:

  1. Дидактика высшей школы : сб. рефератов / редкол. : М. А. Гусаковский (отв. ред.) [и др.]. Мн. : БГУ, 2005. 162 с.
  2. Реутова Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). Новосибирск : Изд-во НГАУ, 2012. 58 с.
  3. Хвесеня Н. П. Методика преподавания экономических дисциплин : учебно-методический комплекс. Минск : БГУ, 2006. 116 с.[schema type=»book» name=»РАБОТА НАД ТЕКСТОМ В РАМКАХ КООПЕРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ» author=»Старостина Наталья Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-10″ edition=»ВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found