Многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.
Для понимания сущности поликультурного образования особое значение имеют идеи М.М. Бахтина, В.С. Библера, о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями – культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других.
В поликультурном образовании понятие «культура» является ключевым, понимается как многомерное, многофункциональное и многоаспектное явление, которое оказывает влияние на развитие личности в целом, становление ее в общечеловеческом и профессиональном плане.
Вариативность современного образования, альтернативность образовательных организаций, повышение культуросообразных функций образовательных организаций требуют изменения функций и содержания профессиональной деятельности педагога.
Сегодня педагог испытывает дефицит в профессиональной деятельности, т.к. налицо явное противоречие между все более осознаваемым социальным заказом на гармонизацию воспитательными средствами межнациональных отношений и устаревшими содержанием, средствами соответствующих воспитательных воздействий в сфере государственно-общественного воспитания, начиная с дошкольного.
Готовность воспитателей дошкольных образовательных организаций к реализации поликультурного содержания дошкольного образования представляет собой интегративное психолого-педагогическое новообразование личности воспитателя, которое характеризуется сформированной общей и профессиональной культурой, глубиной и гибкостью педагогического мышления; установками на сотрудничество с детьми; аналитическими, прогностическими, конструктивными, организаторскими и коммуникативными умениями.
Критериями сформированной готовности воспитателя к реализации поликультурного содержания дошкольного образования являются: ценностно-содержательный, деятельностно-творческий, мотивационно-потребностный критерии. Интегративными характеристиками их содержания выступают: поликультурная грамотность, творческий подход к деятельности, толерантное отношение к поликультурным ценностям и мотивация к активной воспитательной деятельности в поликультурной среде.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание образования должно обеспечивать … интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с объектами иной национальной культуры и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе. Наряду с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны основные принципы, это: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка.
В отличие от Запада, где идеи поликультурного образования развиваются уже три столетия, в России они только начинают получать свое развитие.
Поликультурное образование для России – сравнительно новое явление, применительно к дошкольникам – это приобщение детей к культуре своего народа и культуре народов ближайшего национального окружения, формирование толерантности.
Формирование толерантности ребенка позволит во многом решить вопросы, связанные с его адаптивностью в социальном мире.
Толерантность выполняет такие функции, как мирообеспечивающая, регулирующая, психологическая, воспитательная, коммуникативная, культуросохраняющая, креативная, фелицитологическая.
Рассмотрим функции толерантности, каждую в отдельности: Мирообеспечивающая определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам; служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона.
Регулирующая позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную; предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.
Психологическая служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); формирует и развивает этническое самосознание; обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию; поддерживает и развивает самооценку личности, группы; снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам.
Воспитательная обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; обеспечивает успешную социализацию; развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.
Коммуникативная развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.
Культуросохраняющая обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.
Креативная обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности; создает условия для творческого самоутверждения.
Фелицитологическая позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом.
Если учесть тот факт, что свое влияние на формирующуюся личность семья, религиозные и национально-культурные сообщества оказывают уже в самом раннем детстве, то, очевидно, что и система соответствующего государственно-общественного воспитания должна начинаться с дошкольного возраста.
Дошкольные образовательные организации могут помочь ребенку раньше и глубже понять, осознать и оценить и его собственную культуру.
Проблема раннего формирования у дошкольников ценностных отношений в сфере национальных интересов может практически решаться лишь в воспитательном процессе, в центре которого стоит встречное движение исторически соседствующих национальных культур, предусматривающее взаимный интерес, взаимное изучение, деятельностное общение. Важнейшей, а может быть и главной составной частью раннего гражданского воспитания должно стать поликультурное воспитание, встречное движение культур, проживание ребенком прелестей национальных танцев, игр и песен, проигрывание сказочных сюжетов разных народов, вхождение в фольклорные корни различных культур.
Приобщение дошкольников к социальной действительности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде – актуальная проблема современного дошкольного образования.
Поиск нового содержания продолжается и идет в настоящее время в нескольких направлениях: нахождение новых аспектов в содержании народоведческого образования; объединение линий когнитивного, оценочного, эмоционального и поведенческого развития; активизация роли самого ребенка в развитии самосознания; взаимосвязь национального и планетарного начал личности.
Предметами исследования становятся вопросы:
а) «социальной компетентности» ребенка;
б) осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода;
в) восприятия детьми мира предметов, созданного всем человечеством и отдельными этносами;
г) формирования у ребенка целостной «картины мира», соотношения национального и межнационального начал в воспитании.
Поскольку идеям современного народоведения предшествовало интернациональное воспитание, то, прежде всего, уточним положения концепции Эммы Константиновны Сусловой, занимавшейся долгое время вопросами интернационального воспитания дошкольников.
По определению Э.К. Сусловой, понятие «этика межнационального общения» детей дошкольного возраста включает в себя «симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей; национальным обычаям и традициям других народов; интерес к их жизни, культуре; стремление «присвоить» общечеловеческие ценности.
По мнению Э.К. Сусловой, основа этики межнационального общения – формирование отношения к людям разных национальностей и воспитание у детей чувства дружбы как такового. Отношение к людям разных национальностей должно быть построено на доброжелательности, уважении, на интересе и симпатии к сверстникам и взрослым, прежде всего своего народа, а затем иных национальностей и рас.
Таким образом, национальное воспитание предшествует интернациональному и оно должно рассматриваться как одна из первоочередных и обязательных задач современного дошкольного образования.
Определяя национальное воспитание как начало в системе знаний о народах, она отмечает, что этот процесс должен быть постепенным, а приобщение к миру общечеловеческих ценностей в первую очередь должно осуществляться на материале близком и понятном детям.
В своей концепции Э.К. Суслова определила объем и содержание познавательного материала о народах, сформулировала педагогические условия реализации этики межнационального общения дошкольников на основе взаимодействия детского сада с семьей и школой; создание условий для практического общения детей с представителями людей родной национальности и представителями других этносов в детском саду, в быту и т.п.; использование художественной литературы с примерами проявлений дружелюбия к сверстникам разных национальностей; проявление на практике сочувствия, сострадания, сопереживания, такта и деликатности в отношении к знакомым и незнакомым людям; выполнение «домашних заданий» ребенком и родителями, делая их равными и активными участниками педагогического процесса.
Разработанная Светланой Акимовной Козловой концепция, представленной в дошкольном образовании как «методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», определяет «социальный мир как людей, общество людей. Этот мир люди создают сами, структурируют его. В нем люди социализируются, действуют, преобразуют его в соответствии со своими потребностями», а социальная действительность – «конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества». Исходя из современных научных знаний о развитии ребенка, его возможностях, С.А. Козлова предлагает широко знакомить детей с социальной действительностью, начиная с самого себя, постепенно расширяя круг представлений о мире.
Знания о человеке в современном дошкольном образовании должны, по мнению С.А. Козловой, стать стержневыми, так как они позволят ребенку в дошкольном возрасте, а затем и на других ступенях развития осознанно включаться в процессы саморазвития и самовоспитания.
Важно сформировать у детей внимание к себе, понимание человеческой сущности, постепенное осознание своих возможностей, привитие навыков внимательного отношения к своему физическому и психическому здоровью, через себя научить видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. Принцип «от близкого к далекому» в ее подходе предоставляет воспитателям возможность включать знания о народах региона в педагогических процесс с дошкольниками. Ведущей является задача воспитания доброжелательных взаимоотношений между детьми, желания играть вместе, умения не ссориться, «мирно» разрешать возникающие конфликты.
Натальей Геннадьевной Капустиной представлена интеррасовая концепция воспитания дошкольников.
Под интеррасовым воспитанием автор понимает целенаправленную работу по знакомству детей с «комплексом морфофизиологических признаков групп людей», отличающихся цветом кожи, чертами лица (раздел глаз, форма губ, носа и т.п.), цветом и структурой волос и др., суть которой, как и выше представленных концепциях, заключается в том, чтобы социальное воспитание дошкольников было направлено на воспитание доброжелательности к разным народам, используя уникальную возможность показать детям значимость каждого отдельного человека, целого народа, ценность человечества в целом.
Таким образом, концепции авторов, рассмотренных выше, выражают идеи национального и многоэтнического воспитания дошкольников. Являясь, на наш взгляд, по сути поликультурными образовательными моделями, авторы находят концепциям разные названия, избегая термина «поликультурное образование», тогда как в российском образовании последнее десятилетие вопросы поликультурного подхода в образовании активно включаются в теорию и практику общей педагогики.
Поликультурное образование можно рассматривать как один из возможных путей решения задач нравственного, социально-нравственного, нравственно-правового воспитания.
Поликультурное образование в первую очередь должно быть направлено на формирование национального сознания посредством овладения национальной культурой. Проблема овладения национальной культурой требует от педагогов осмысления адекватности соотнесения интернационального, общечеловеческого и национального. Процесс формирования у детей чувства этнической принадлежности, национальных интересов, чувства гордости за достижения национальной культуры должен происходить в сочетании с уважением к культуре других народов, являясь в то же время важной стороной самосознания личности.
Задача современного педагога – учить детей жить в многонациональном мире, не замыкаясь в границах своего этноса, воспитывая в детях толерантность, терпимость к чужому, многонациональному ядру образования должна быть подчинена вся политика России в области просвещения.
Педагогический процесс должен быть организован так, чтобы он был по-настоящему совместной деятельности педагога и ребенка, при котором ни социальное положение, ни принадлежность к различным национальным культурам не были бы препятствием к сотрудничеству обучающего и обучаемого.
Таким образом, можно прийти к следующим выводам:
— в системе непрерывного образования поликультурное образование наиболее успешно может достичь своих целей при условии поощрения и уважения принципа многообразия;
— этническое содержание необходимо интегрировать во все образовательные предметы на протяжении всего периода обучения. Культуру образовательных организаций и их обучающие программы следует изменить в той мере, в какой это необходимо для отражения культур и когнитивных стилей подрастающего поколения – представителей разных этнических групп, обеспечивая равные возможности в получении образования;
— поскольку безоценочное осознание детьми цвета кожи, физических характеристик людей начинается рано, то в работе с дошкольниками нужно учитывать эти особенности онтогенеза идентификации детей, то есть в образование дошкольников должно быть включено поликультурное воспитание;
— в ходе образовательного процесса педагог должен специально акцентировать и давать позитивную оценку различий этносов, а не пренебрегать ими или исключать их из поля зрения;
— поскольку окружающая среда дает детям богатую и разнообразную информацию о мире, то необходимо активно использовать в образовательных целях естественную или специально созданную социальную среду;
— параллельно с поликультурным образованием дошкольников необходимо вести работу по изучению анатомии и физиологии человека, показывая в первую очередь всех людей биологическими существами, а затем уже находить сходства и различия, обусловленные этнической, расовой принадлежностью.
— союзниками в работе должны стать педагоги и родители, так как доказано, что стереотипные представления и предубеждения в отношении рас и народов у маленьких детей закладывают именно взрослые из его ближайшего окружения, поэтому дети нуждаются в помощи со стороны педагога и семьи.
В связи с этим рождается новое понимание проблем, связанных с подготовкой подрастающих поколений к жизни, осмыслением важности приобщения их к ценностям мировой культуры и культуре своего народа, воспитанием их в духе взаимоуважения и взаимопомощи, бережного отношения к родному языку и национальному достоянию народа, равенства и равноправия всех наций и народностей, на основе приоритета общечеловеческих ценностей, что нашло отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
- Дети и проблемы толерантности: сборник научно-методических материалов / Отв. ред. Т.З. Адамьянц. – М.: ИС РАН, 2003.
- Капустина Н.Г. Воспитание у старших дошкольников доброжелательного отношения к людям (на материале ознакомления с людьми разных рас): Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. – Екатеринбург: ПО «Исеть», 1996.
- Козлова С.А. Мы имеем право! Учеб.-метод. пособие для пед. коллективов дет. дошк. учреждений. – М.: Обруч, 2010.
- Крылова Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования // Новые ценности образования. – М.,1996.
- Поповицкая Н.В. Дошкольное образование: особенности поликультурного воспитания детей. Непрерывное педагогическое образование. ru., 2014.Т.2 №8.с.87[schema type=»book» name=»ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ» author=»Поповицкая Наталья Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]