Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

На современном этапе экономического развития в России бухгалтерский учет находится  на активной стадии реформирования. С 1 января 2013 года вступил в силу новый закон о бухгалтерском учете, в рамках которого отражено понятие внутреннего контроля, в статье № 19 «Внутренний контроль», и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 667, как процесса управления данными субъектов компании, для достижения поставленных целей с минимальными затратами, предупреждения искажений и рисков в течение деятельности организации [1].

В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, только предприятия малого и среднего звена могут вести внутренний контроль самостоятельно, без организации службы внутреннего контроля в штате. Каждый экономический субъект должен осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а если бухгалтерская (финансовая) отчетность компании подлежит обязательному аудиту, то компания обязана проводить внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением тех случаев, когда ее руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя. Таким образом, новый закон обязывает экономические субъекты организовать контроль и проверку не только отчетности, но и ревизию сделок, событий, операций, которые влияют на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и движение денежных средств.

Учетная политика согласно ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» – это основной документ, отражающий основные способы и формы учетного процесса в экономическом субъекте, позволяющий реально оценить контроль над порядком ведения бухгалтерского и налогового учета с учетом договорных обязательств и свидетельствовать об эффективном функционировании системы внутреннего контроля ведения учета [2].

Как правило, достоверность  отчетности может быть обеспечена, если используемая для ее составления учетная информация будет формироваться в полном соответствии с правилами, установленными законодательными и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Полнота управленческой отчетности обеспечивается исчерпывающими сведениями о наличии и использовании трудовых, материальных, и финансовых ресурсов, о капитале, обязательствах, доходах, расходах, и результатах деятельности организации, о влиянии внешних и внутренних факторов на достигнутые результаты, полезные для обоснования эффективных управленческих решений.

Система внутреннего контроля разрабатывается в рамках учетной политики экономического субъекта, которая в свою очередь может быть эффективным средством для устранения угроз возникновения несостоятельности, хищений или недобросовестности действий работников. Внутренний контроль охватывает все стороны деятельности организаций и осуществляется в двух основных формах: структурно-функциональной – через функциональные связи всеми менеджерами компании в рамках  выполнения ими своих функций; прямой форме – через специализированные структурные подразделения.

На практике может быть несколько вариантов структуры самой службы внутреннего контроля. Может быть организовано отдельное структурное подразделение или выделено должностное лицо для выполнения процедур внутреннего контроля. Перечень функций и задач, возлагаемых на службу, определяется в локально-нормативном документе – например, в положении или внутренней процедуре. Также обязанности по осуществлению функций внутреннего контролера должны быть указаны в трудовых договорах и должностных инструкциях работников подразделения.

Существует также возможность  заключения соответствующего договора с контрагентами, которые специализируются на оказании услуг внутреннего контроля. С учетом новых требований аутсорсинговые компании будут предлагать услугу по внутреннему контролю. Какие именно функции, и в каком объеме они могут осуществляться, определяет договор оказания услуги между контрагентами.

Как правило, эффективность службы внутреннего контроля проявляется в основных  ее функциям, а именно:  1. Мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля. Постановка необходимых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу внутреннего контроля обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию.  2. Исследование финансовой и управленческой информации. Эта функция включает в себя обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур. 3. Контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля проверяемого лица. 4. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также внутренних требований руководства.

Главной целью службы внутреннего контроля коммерческих организаций в отношении работы бухгалтерского подразделения является координация по вопросам постановки бухгалтерского учета, налогового учета и, в отдельных случаях, управленческого учета, обеспечение единого подхода при отражении на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета хозяйственных операций.

Весьма перспективным, как показывает практика, является сочетание системы внутреннего аудита со структурно-функциональной формой внутреннего контроля. Такой гибрид весьма полезен с точки зрения экономии затрат при обеспечении достаточно высокой степени эффективности системы внутреннего контроля, поскольку небольшая система внутреннего аудита играет роль разработчика, организатора и методолога контрольной работы, проводимой в основном силами внутренних контролеров [3, с.13].

Проведение внутрисистемного аудита по вопросам соблюдения положений по учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, исполнения норм законодательства Российской Федерации и внутренних локально-нормативных актов, осуществление полного контроля за конечными результатами деятельности при соблюдении установленной методологии бухгалтерского и налогового учета.

Внутренний контроль должен рассматриваться не как однократные или периодические мероприятия, а чтобы иметь представление о состоянии дел на каждом участке работы, как постоянные процедуры. Частота проведения повторных аудитов зависит от масштабов организации и количества сотрудников в службе внутреннего контроля. Можно выделить предварительный, текущий и последующий виды контроля, что означает соблюдение непрерывности процесса аудита.

Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он предполагает экспертизу будущих результатов, которые ожидаются от свершения таких операций, предупреждение нарушений. При текущем контроле происходит отслеживание совершаемых хозяйственных операций. Он осуществляется на всех стадиях движения денежных средств компании. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. При текущем и последующем контроле выявляются допущенные нарушения и принимаются меры к их устранению.

По результатам проведения внутреннего контроля оформляется отчет. В нем по каждому объекту проверки приводится описание выявленных недочетов и нарушений в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета, даются рекомендации по порядку исправления ошибок и устранению недочетов, указывают сроки, в течение которых эти ошибки должны быть исправлены. Отчет, составленный по результатам внутреннего аудита, может быть использован при проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, если внешний аудитор будет уверен в эффективной организации системы внутреннего контроля. Результаты контроля служат предпосылкой для проведения других мероприятий внутреннего контроля: обучения сотрудников, консультационной поддержке.

Таким образом, еще одним инструментом службы внутреннего контроля является обучение сотрудников бухгалтерской службы. Целью проведения обучающих мероприятий является своевременное ознакомление сотрудников с изменениями в законодательстве, с новыми процедурами работы, обсуждение систематических ошибок или проблем, возникших в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета, разрешение спорных вопросов.

Служба внутреннего контроля может привлекаться к участию в налоговых проверках для предоставления устных и письменных пояснений в ходе проверки, а по ее окончании принимать непосредственное участие в подготовке возражений по акту проверки. Основными преимуществами наличия данной службы в самой организации можно считать то, что при внутреннем контроле возможно улучшение качества организации бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта; это положительно скажется на дальнейшем развитии бизнеса и поможет привлечению инвестиций или кредитов. На крупных предприятиях могут быть организованы специальные подразделения внутреннего контроля – отделы внутреннего аудита. Согласно последним статистическим данным, в российской практике ведения внутреннего контроля принимаются четыре формы СВК:  система внутреннего аудита (СВА); структурно-функциональная; контрольная служба; аутсорсинг и ко-сорсинг. Ведение обязательного внутреннего контроля поможет собственникам компании принимать правильные решения в будущем для развития своего бизнеса.

Подробно изложенные положения учетной политики, выделенные пункты о внутреннем контроле и его формах, предотвращают возникновение ошибок, снижают риск необноружения ошибки, позволяет более полно и достоверно отражать факты хозяйственной деятельности и принятие положительных управленческих решений [4].

Список литературы:

  1. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный закон  № 402-ФЗ: принят ГД ФС РФ 22 ноября 2011 г. (в редакции изменений от 28.06.2013 № 134-ФЗ) //  Консультант Плюс: Версия Проф. – 2014.
  2. Российская Федерация. Приказ. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» ПБУ 1/2008. [Электронный ресурс]: № 106н: утвержден Минфином РФ 6 октября 2008 г. (в редакции изменений от 18.12.2012 № 164н) // Консультант Плюс: Версия Проф. – 2014.
  3. Ерохина Л.И. Проблемы и перспективы функционирования системы внутреннего контроля налогообложения в управленческой инфраструктуре современного хозяйствующего субъекта [Текст]/ Л.И. Ерохина// монография. — – 384 с.
  4. Пономаренко А. А. Взаимосвязь внутреннего контроля и учетной политики [Текст] / А. А. Пономаренко // Молодой ученый. — 2014. — №4.2. — С. 102-105.
  5. Интернет ресурс: материалы сайта kumc.ru
  6. Интернет ресурс: https://www.consultant.ru.[schema type=»book» name=»ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ» author=»Волошина Светлана Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found