Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.
Даже при наличии большого числа обучающих программ, электронных пособий и учебников, разработка новых не теряет своей актуальности. Это обусловлено тем, что не все из них отражают ту специфику, все те необходимые аспекты, которые зависят от предметной области и требований преподавателя. К тому же постоянно возникают новые задачи, изменяются требования к существующим проектам, изменяется сам предмет. Поэтому существующие программно-педагогические средства зачастую уже не могут применяться в полной мере.
По определению Д.В. Кухтина, педагогические программные средства –это отдельные программы и программные комплексы, предназначенные для применения в процессе изучения образовательной дисциплины[2, С.53].
Разработка методического, информационно-технологического и другого обеспечения, его внедрение в учебный процесс, особенно актуально для высшей школы, в связи с тем, что именно на этом этапе происходит становление будущего специалиста. Исследованием психолого-педагогических, дидактических и методических принципов проектирования и использования педагогических программных средств занимались А.А. Вербицкий, Р.Вильямс, П.Я. Гальперин, Б.С. Гершунский и другие ученые [1, 2].
Многие абитуриенты сталкиваются с проблемой сдачи ЕГЭ. Для успешного написания экзамена требуются твердые знания и хорошо сформированные умения по разделам дисциплины «Информатика и ИКТ».
Целью Единого государственного экзамена является установление уровня освоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ. Используемые при этом контрольные измерительные материалы позволяют соотнести результаты, показанные отдельными экзаменующимися, путем выставления за работу количественной оценки по стобалльной шкале.
Программа-тренажерсоздана обеспечить, с одной стороны, возможность формирования умений и навыков в решении типовых заданий ЕГЭ по информатике обучаемого, с другой – принимать на себя рутинную часть текущего или итогового контроля[3, С.137]. Таким образом, тренажер может быть применен как на занятиях для закрепления и проверки знаний учащихся, так и для подготовки студентов к сдаче ЕГЭ по информатике.
Исходя из назначения программы-тренажера и анализа разделов ЕГЭ по дисциплине «Информатика и ИКТ», была предложена следующая струткура приложения:
- «Тематические блоки», позволяющую закрепить знания и умения учащимися по изученной теме из курса информатики, а также проверить первичное понимание полученных знаний.
- «Тренинг по вариантам», проверяющую знания учащихся по полному изученному курсу информатики.
Содержание раздела «Тематические блоки» включает основные темы курса информатики и информационн-коммуникационных технологий (рис. 1).
Рисунок 1. Содержание программы тренажера
Тренажер предполагает следующую технологию работы: обучающиеся, работая с разделом «Тематические блоки», на первом этапе выбирают раздел и тему курса «Информатики и ИКТ», которая интересует их на данный момент. На следующем шаге происходит загрузка заданий в программу. Все задания сделаны и подобраны самостоятельно в соответствии с требованиями ЕГЭ по информатике и ИКТ. Каждое задание выполняется студентом самостоятельно. В случае затруднений системой предусмотрена контекстная помощь.
Система подсказок составлена в соответствии с возможными затруднениями студентов. Она позволяет восполнить пробелы в знаниях по данному виду работ. Кроме того, она позволяет проконтролировать свои действия.
В каждом задании в зависимости от уровня сложности приводятся различные требования к записи ответа.
Задания типа А предполагают выбор одного из нескольких предложенных вариантов ответа (рис. 2).
Задания типа В предполагают самостоятельный краткий ответ на задание и относятся к повышенному уровню сложности.
Задания части С нуждаются в развернутом варианте ответа. Пользователь заносит решение в файл текстового редактора, который может быть специально открыт и свернут при необходимости.
Рисунок 2. Рабочее окно приложения
После выполнения заданий, нажав на кнопку «Показать результат», учащемуся показывается таблица с верными и неверными ответами (рис. 3).
Рисунок 3. Результаты тестирования
Также имеется возможность перейти на Главную форму, с которой можно перейти в раздел «Тренинг по вариантам».
Второй раздел посвящен тренингу учащихся по вариантам, аналогичным КИМам текущего учебного года.
«Тренинг по вариантам» – аналог экзамена по информатике. При выборе этого раздела учащемуся предоставляется вариант демонстрационного теста ЕГЭ по информатике.
Тест состоит из 32 вопросов, 12 из которых представлены с вариантами ответа, на 20 – нужно самостоятельно дать ответ. При затруднении ответа на вопрос, его можно пропустить, а затем вернуться и доделать. При завершении теста учащемуся предоставляется возможность просмотра вопросов, в которых он ошибся.
Курс разработан на основе анализа кодификатора элементов, содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ЕГЭ по информатике и ИКТ, спецификации контрольных измерительных материалов ЕГЭ, а также контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике и ИКТ Министерства Образования и науки РФ.
С целью апробации и исследования эффективности применения разработанной программы-тренажера нами была проведена экспериментальная работа.
На констатирующем этапе группу слушателей подготовительных курсов разбили на 2 подгруппы: контрольную и экспериментальную. Перед началом экспериментальной работы в подгруппах была проведена контрольная работа по теме «Программирование» (прототип задания 8 «Анализ алгоритмов с циклами») с целью определения уровня сформированности предметных умений обучающихся.
На основании результатов выполнения контрольной работы нами были выделены следующие уровни сформированности предметных умений.Низкий уровень сформированности предметных умений – менее 50% решенных задач.Средний уровень сформированности предметных умений – 50-70% решенных задач.Высокий уровень сформированности предметных умений – 70-85% решенных задач.Продвинутый уровень сформированности предметных умений – свыше 85% решенных задач.
Результаты констатирующего среза представлены в таблице 1 и на рисисунке4.
Таблица 1
Результаты констатирующего среза
Уровень | Низкий | Средний | Высокий | Продвинутый |
Контрольная подгруппа | 2 | 5 | 2 | 1 |
Экспериментальная подгруппа | 2 | 6 | 1 | 1 |
Результаты показывают, что обе подгруппы незначительно отличаются друг от друга по уровню сформированности предметных умений.
Рисунок 4.Результаты констатирующего среза
На этапе экспериментальной работы разработанная программа-тренажер активно применялась на занятиях по подготовке к сдаче ЕГЭ информатике и ИКТ в экспериментальной подгруппе. Преподаватель сочетал традиционные формы проведения занятий с применением программы-тренажера. Часть типовых задач разбиралась совместно с преподавателем. Для формирования предметных умений был использован раздел «Исполнение алгоритмов» (прототипы заданий 11 «Рекурсия», 20 «Анализ алгоритмов с циклами», 21 «Анализ подпрограммы»).
Обучающиеся имели возможность на основании разобранных примеров самостоятельно осуществить выбор и решение задачи, соотнести полученные результаты с правильным ответом, при необходимости получить консультацию преподавателя.
Анализ проделанной работы показал, что количество разобранных на занятии задач обучающимися выросло на треть. Эффективность обучения повысилась за счет того, что часть функций преподавателя взяла на себя программа-тренажер. Сократилось время на проверку заданий и выявление недочетов в сформированных умениях. Обучающиеся имели возможность выбрать тот тип задания, который для них был менее понятен и разобрать столько задач, сколько необходимо. Это позволило сделать процесс обучения более индивидуальным.
На контрольном этапе обучающимся была предложена контрольная работа по пройденной теме (прототипы заданий 11 «Рекурсия», 20 «Анализ алгоритмов с циклами», 21 «Анализ подпрограммы»), по результатам которой обучающиеся опять были распределены по уровню сформированности предметных умений.
Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты контрольного среза
Уровень | Низкий | Средний | Высокий | Продвинутый |
Контрольная подгруппа | 1 | 5 | 3 | 1 |
Экспериментальная подгруппа | 0 | 2 | 5 | 3 |
Наглядно результаты контрольно среза представлены на диаграмме (рис. 5).
Рисунок 5. Результаты контрольного среза
Исследование уровня сформированности предметных умений до и после экспериментальной работы показало, что уровень сформированности предметных умений у обучающихся, с которыми проводилась целенаправленная работа с разработанной программой-тренажером, выше, чем у обучающихся контрольной подгруппы. Это позволяет сделать вывод о том, что целенаправленная работа с программой-тренажером позволяет повысить эффективность процесса подготовки будущих абитуриентов к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Список литературы:
- Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. — Ростов н/Дону: Феникс, 2010. — 314с.
- Ликсина Е.В., Мишин А.В. Педагогические программные средства: учебное пособие. – Пенза: Изд-во ПензГТУ, 2014. – 376с.
- Орлов С.А. Технологии разработки программного обеспечения: учебник для вузов / Орлов, Сергей Александрович. — 4-е изд. — СПб: Питер, 2012. — 608с.[schema type=»book» name=»ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММЫ-ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ АБИТУРИЕНТОВ К ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ» description=»Подготовка к единому государственному экзамену предполагает высокий уровень сформированности умений по решению типовых и нетиповых задач. В данной статье рассматриваются возможности применения программы-тренажера с целью повышения эффективности подготовки к сдаче единого государственного экзамена по курсу «информатика и ИКТ».» author=»Ликсина Елена Владимировна, Смирнова Анастасия Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]