Целью обучения иностранному языку является формирование и развитие языковой коммуникативной компетенции учащегося. Последняя, согласно документу Совета Европы «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка» (“Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment”), включает лингвистический (знания базовой фонетики, лексики, грамматики и применение их на практике), социолингвистический (социокультурные условия использования языка) и прагматический использование языковых средств в определенных функциональных целях в соответствии со схемами взаимодействия) компоненты. Приобретенная студентами коммуникативная языковая компетенция позволит им стать участниками профессионального общения на иностранном языке, реализовать свои профессиональные потребности и личные деловые контакты, предоставит возможность профессионального самообразования и совершенствования.
Учебные Интернет-ресурсы должны способствовать формированию и развитию:
- иноязычной коммуникативной компетенции, включая все ее компоненты (лингвистический, социокультурный, учебно-познавательный и т.д.);
- коммуникативно-когнитивных умений осуществлять поиск и отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации;
- коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты работы с Интернет-ресурсами;
- умений использовать Интернет-ресурсы для ознакомления с культурно-историческим наследием различных стран и народов;
- умений использовать ресурсы для удовлетворения своих информационных и образовательных интересов и потребностей [1,с.19].
Интернет предоставляет пользователям средства коммуникации и информационные ресурсы. Наиболее распространенными средствами коммуникации являются электронная почта, чат, форум, ICQ, видео, веб-конференции и др. Информационные ресурсы Интернет содержат текстовые, аудио-визуальные материалы по различной тематике. Интернет-ресурсы (ИР) создаются исключительно для учебных целей. В сети существует много готовых шаблонов для создания обучающих веб-заданий и тестов. Они представляют собой электронные страницы, содержащие форматы заданий, куда нужно просто впечатать материал, и он автоматически преобразуется в электронный веб-документ. По техническим принципам построения подобных страниц их можно разделить на две основные группы: тестовые задания, созданные на основе уже имеющихся шаблонов и успешно применяющиеся на занятиях по грамматике, лексике, письму, и группа шаблонов для создания более сложных поисково-проблемных веб-заданий. Это задания форматов Hotlist, Multimedia Scrapbook, Treasure Hunt, Subject Sampler, WebQuest] [4,с.95].
Hotlist – простой и эффективный способ интеграции ресурсов Интернета в процесс обучения. Hotlist содержит дополнительный учебный материал, значительно сокращает время поиска информации для студентов, избавляет преподавателя от ксерокопирования материалов. Hotlist можно постоянно обновлять и дополнять в любое время, oн является базой для создания и выполнения более сложных веб-проектов. Шаблоны для создания Hotlist можно найти в сети.
Multimedia Scrapbook (MS Мультимедийный альбом) может использоваться, когда студенты имеют общее представление о теме. Преподаватель подбирает в Интернете различные ресурсы по данной теме и классифицирует их по различным категориям (фотографии, карты, текстовая информация, аудио и видео материалы, виртуальные туры и т.п.). Студенты используют материал для разработки отдельных аспектов предложенной темы. MS расширяет способы выполнения отдельных заданий, развивает критическое и логическое мышление, ориентируя студентов на самостоятельную работу.
Subject Sampler (SS, Образец постановки проблемы) – особый вид веб-проекта, позволяющий выявить интересующие студентов аспекты темы и нацелить их на критическую оценку полученной информации. Создавая SS, преподаватель подбирает несколько интересных сайтов, посвященных обсуждаемой теме. После изучения веб-материала, студенты выражают свое мнение по поводу прочитанного, обсуждая проблему в общем. Работа с SS не требует от студентов конкретных глубоких знаний по обсуждаемой проблеме, у них должно сформироваться определенное представление о проблеме, интерес к ней, определены конкретные аспекты темы для дальнейшей разработки [2,с.190].
Treasure Hunt (TH, Охота за богатствами) позволяет студентам получить основную информацию по теме, и, кроме ссылок на различные сайты по изучаемой теме, содержит и вопросы по содержанию каждого сайта. С помощью этих вопросов преподаватель направляет поисково-познавательную деятельность студентов. На конечном этапе работы над TH преподаватель задает финальный вопрос, при ответе на который студенты синтезируют полученные знания, благодаря чему у них формируется глубокое понимание проблемы. Студенты обсуждают проблему в группе, делают самостоятельные выводы.
WebQuest (WQ, Интернет-проект) – один из самых сложных видов веб-заданий. Это сценарий организации проектной деятельности студентов по любой теме с использованием сети Интернет. Он включает в себя все компоненты четырех вышеуказанных ресурсов и предполагает участие всех студентов группы. Сначала студенты знакомятся с общими сведениями по теме, затем они делятся на группы, каждая группа получает определенный аспект темы и работает над ним, используя учебные Интернет-ресурсы. WebQuest направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления, преподаватель, создающий webquest, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции. Тематика webquest может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты webquest могут быть в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п. В процессе представления результатов своей работы по отдельным конкретным аспектам, учащиеся получают друг от друга полное представление об обсуждаемой проблеме или теме [3,с.53].
Каждый из пяти видов учебных Интернет-ресурсов связан с предшествующим, постепенно усложняется и позволяет решать более сложные учебные задачи. Первые два направлены на поиск и отбор информации. Остальные содержат элементы проблемного обучения и направлены на активизацию поисково-познавательной деятельности студентов.
Большой банк англоязычных ИР находится в сети на сайте www.kn.att.com. Для пользования ими необходимо ввести в поисковую систему ключевое слово (изучаемую тему) и выбрать ресурс (Hotlist или Webquest).
Внедрение в процесс обучения иностранным языкам учебных ИР, предоставляющих возможность варьировать сложность и объем учебного материала, позволяет успешно формировать коммуникативную и информационную компетенции учащихся и создавать благоприятные условия учащимся с высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции для реализации своего интеллектуального потенциала.
Список литературы:
- 1. Арефьева Т.С. Использование вебинаров в изучении иностранных языков. Международный журнал экспериментального образования. 2013. №7. С. 18–19.
- Асмаков С. Бумажная книга против электронной / Под ред. С.Асмаков, Н.Елманова // М.: КомпьютерПресс – 2005. – №7. – С. 189 – 191.
- Бахарев В.В. Возможности мультимедийных средств в организации самостоятельной работы студентов (на примере изучения английского языка) //Традиции и новаторство в гуманитарных исследованиях: Сб.науч.тр.посвящ.50-летию ф-та иностр.яз. Мордов.гос.ун-та им.Н.П.Огарева \Редкол.: Ю.М. Трофимова (отв. ред) и др. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. – С. 52-54
- Герасименко Т.Л., Грубин И.В., Гулая Т.М., Жидкова О.Н., Зенина Л.В., Лобанова Е.И., Романова С.А. Лингводидактический аспект обучения иностранным языкам с применением современных интернет технологий.- 115с.[schema type=»book» name=»ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ» author=»Омарова Сафура Караулбековна, Жаксыбаева Гульмира Даулетбековна, Кабдрахманова Арайлым Избасаровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]