Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Российское образование последние десятилетия претерпевает реформирование, причем эти изменения затронули практически все сферы и ступени образовательного процесса. Далеко не все из реформ признаются педагогами удачными и эффективными, однако невозможно противостоять веяниям времени, невозможно остановить процесс эволюции, пусть он зачастую и кажется нам слишком резким и болезненным. Одним из ключевых аспектов изменения образовательного процесса является внедрение компетентностного подхода в образовании, новых образовательных стандартов, начиная с дошкольной и до высшей профессиональной ступени. Стержневым показателем уровня квалификации выпускника ВУЗа становится профессиональная компетентность.

Основная проблема, с которой столкнулись в связи с этим – это обтекаемость формулировок требуемых компетенций, отсутствие прописанного содержания, к которому мы были приучены последними ГОСТами.  С одной стороны, это раскрывает поле для свободного поиска, но с другой стороны усложняет и без того непростые условия деятельности педагога в период реформирования образования, затрудняет разработку методов, критериев, инструментов оценки результатов.

Поскольку профессиональные компетенции имеют интегральный характер, необходима системность в процессе их формирования,  необходима скоординированная работа коллектива преподавателей и студентов, однако механизм этого взаимодействия не прописан.

Ситуацию необходимо менять, изменение образовательной парадигмы должно затронуть внутренние механизмы работы ВУЗа, в особенности механизмы взаимодействия субъектов, преподавателей и студентов.  На наш взгляд необходимо разработать и внедрить систему помощи, педагогической поддержки студента в решении этих трудных и не всегда однозначных задач.

Концепция педагогической поддержки ученика была разработана в  1980-х –  90-х годах в России известным педагогом О.С. Газманом и применялась для совершенствования педагогического процесса в школе [2].

Под педагогической поддержкой автор и последователи концепции понимают деятельность профессионалов — представителей образователь­ного учреждения, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи учащимся в решении их индивидуальных проблем, связанных с:

— физическим и психическим здоровьем;

— успешным продвижением в обучении;

— эффективной деловой и межличностной коммуникацией;

— жизненным самоопределением – экзистенциальным, нрав­ственным, гражданским, профессиональным, семейным, инди­видуально-творческим выбором [4].

Нуждаются ли в педагогической поддержке, помощи в процессе своего профессионального развития, образования студенты? Нам кажется, что такая поддержка, созданная на уровне ВУЗа, обеспечивая переход от привычной ориентации на «педагогическое воз­действие» к «взаимодействию и сотрудничеству учащихся и педагогов»,   переосмысление накопленного опыта и совместную практико-ориентированную деятельность, поможет реально осуществить компетентностный подход в высшем образовании.

Трудно сказать, на каком курсе обучения – начальном или завершающем,  такая поддержка может быть более значимой. На первых курсах важно мотивировать, помочь в выборе своего направления, траектории, сферы особых интересов. На последних курсах такая поддержка могла бы помочь в апробировании сформированных компетенций, выполнении дипломного проекта, выборе будущего места работы, налаживании связи с ним и многих других проблемах.

Еще одним доводом в пользу необходимости организации и осуществления педагогической поддержки при формировании компетенций студентов ВУЗа, по нашему мнению, является сам комплексный характер обозначаемых в образовательных стандартах компетенций. Их невозможно сформировать при прохождении одного курса, на одной кафедре. Это относится как к общекультурным компетенциям, например ОК-4  – (ФГОС ВПО «Педагогическое образование») – готовности использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и  профессиональной деятельности; так и к профессиональным, например ПК-7 — готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

И в том и другом случае должны быть задействованы дисциплины и естественнонаучного цикла и общепрофессиональные, изучаемые на первых и на последних курсах обучения. Значительный разброс во времени их изучения затрудняет и делает подчас невозможным эффективное овладение компетенциями. Требуются целенаправленные усилия студентов и педагогов для перекидывания мостиков между знаниями, умениями и навыками, получаемыми благодаря изучению разнопрофильных курсов.

Современное образование использует множество новых подходов как в методах, так и в применяемых средствах. Междисциплинарное модульное обучение с электронным компонентом способно обеспечить системность и гибкость в обучении, индивидуальный подход, напрямую связать процесс получения образования с формированием компетентности в профессиональной деятельности будущего выпускника [3]. Педагогическая поддержка обучающихся в ВУЗе предусматривает создание необходимой обучающей базы (желательно электронной), создание банка заданий, в которых отрабатываются компетенции, причем задействованы в этом должны быть рабочие группы преподавателей разных кафедр и представители учреждений-заказчиков.

Кроме информационного ресурса в электронной базе могут быть размещены комплексные задания-проекты, выполнение которых способствовало бы отработке и формированию конкретных компетенций.

На кафедре адаптивной физической культуры и медико-биологических дисциплин педагогического института физической культуры и спорта ГБОУ ВО МГПУ в настоящее время сконструированы и проходят внедрение междисциплинарные модули, предназначенные для единого овладения основными дидактическими единицами в области анатомии и физиологии человека, общей и частной патологии, биохимии, лечебной физической культуры и лечебного массажа. Модульное обучение включает в себя и электронный компонент, предполагающий возможность дистанционного обучения.

В случае обучения по специальности «адаптивная физическая культура»  умение выбирать средства и методы реабилитационной деятельности формируется полнее всего на занятиях дисциплин профессионального блока, таких как лечебная физическая культура, основы массажа. Однако выбор средств, как обозначается в определении компетенции, зависит от возраста, пола, профессиональной деятельности и психофизиологического состояния КОГО на основе данных контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся. Следовательно, чтобы правильно обосновать этот выбор, нужны знания базовых дисциплин – анатомии, физиологии человека, общей и частной патологии.

Подразделение внутри модуля на подмодули происходит по основным группам систем человеческого организма – регуляторным, опорно-двигательной системе, внутренних органов. Осваивая междисциплинарный модуль, студенты погружаются в интегральный процесс ознакомления и понимания строения, функционирования, основных патологических процессов, овладения знаниями, умениями и навыками рекреационной деятельности при нарушениях в деятельности данных систем. Это позволяет сформировать целостное представление о задачах реабилитационной деятельности с пациентами конкретного профиля.

Сконструированные модули имеют полное методическое сопровождение, размещенное в электронном обучающем пространстве. Студент может изучить модуль самостоятельно, в удобном для него темпе и уделить при необходимости больше внимания трудным для усвоения знаниям, чтобы потом использовать их при овладении умениями и навыками.

Для этого активно внедряется дистанционное обучение, преподаватели и студенты подключены к системе дистанционного образования Moodle. Студенты проходят регулярное интернет-тестирование, что является допуском к участию в практическом занятии по тематике модуля. Полученные результаты тестирования учитываются в согласии с балльно-рейтинговой системой обучения. Весь путь, который проходит студент в обучающем интернет-пространстве, отмечается и может быть проанализирован им самим и педагогами.

На подготовительном этапе элементы модульного и дистанционного обучения были апробированы при изучении некоторых дисциплин медико-биологического блока. Данный подход подтвердил свою эффективность и был положительно воспринят студенческой аудиторией. Междисциплинарное модульное обучение проводилось в течение всего 2014 года на двух потоках. В 2015 году присоединился еще один поток бакалавров 1 курса.

На базе кафедры работает экспериментальная площадка по разработке и внедрению междисциплинарных модулей. В следующем учебном году планируется полностью перейти на модульное обучение бакалавров АФК по всем дисциплинам с привлечением в расширяющий масштабы эксперимент всех кафедр института.

Важным средством педагогической поддержки в ВУЗе является совместная проектная деятельность. Компетенция это не только набор ЗУНов, но и личный опыт, свое особое эмоционально-ценностное отношение к определенной деятельности, в осуществлении которой обучающийся собственно и должен проявить  компетентность. Именно в проектной деятельности студенты могут приобрести искомый опыт, опираясь на помощь преподавателей и друг друга.

На сегодняшний момент сложилась целая культура проектной работы. Раньше она была предметом профессиональной деятельности строителей, конструкторов, технологов, промышленников. Теперь этим все чаще начинают заниматься в гуманитарной сфере, потому что проектирование позволяет не стихийно, а сознательно двигаться к изменениям, необходимым в обществе. В основе проектной деятельности учащихся лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Специалисты в педагогике продолжают изучать сущность данного метода, его особенности, разновидности и возможности. Так Блохин А.Л. в своем диссертационном исследовании определяет его как «определённым образом выстроенную совместную деятельность участников проекта, обеспечивающую движение образовательного процесса к определенному результату, в качестве которого выступают продукты творческой деятельности учащихся и развитие личностных качеств, актуализированных в этой деятельности» [1].

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Педагогический процесс в ВУЗе значительно обогащается с применением проектной деятельности, причем это обогащение может происходить на разных уровнях при изучении одной темы, овладении одной дидактической единицей или при глубокой практико-ориентированной деятельности во внешнем социуме, например, во время практики, туристической деятельности.

Под руководством преподавателей в МГПУ каждое лето проходят походы, в которых участвуют студенты разных направлений. В туристических походах не только сплачивается студенческое братство, осуществляется краеведческая деятельность, но и формируется множество значимых профессиональных и личностных компетенций учащихся. Такие походы готовятся задолго до их проведения, формируются группы организаторов, распределяются роли и ответственные, составляются планы. А это и есть настоящая проектная деятельность студентов и преподавателей.

Особенно наглядно роль организации и проведения туристического похода как проекта видна при вовлечении в него студентов, обучающихся в педагогическом институте физической культуры и спорта, ведь им предстоит в будущем самим руководить такими туристическими походами в своей педагогической деятельности.

Участвуя в подготовке похода, отвечая за свой участок проекта и наблюдая за взаимодействием остальных, будущие учителя физической культуры и тренеры приобретают огромный личный опыт, по-настоящему становятся компетентными в своей профессии.

За прошедшие годы в стенах сначала Московской государственной академии делового администрирования, а потом в Московском городском педагогическом университете в проведении туристических слетов и походов участвовали сотни студентов. Многие из них, закончив ВУЗ, стали компетентными специалистами и продолжили свою туристическо-краеведческую деятельность, привлекая к ней школьников и студентов.

Знания, умения и навыки, полученные в ВУЗе и отработанные в том числе в походах, активно задействуются в настоящей педагогической деятельности, и это происходит благодаря организованному педагогическому сопровождению преподавателями и сотрудниками высшего учебного заведения.

Таким образом, просуммировав все вышесказанное, можно утверждать, что система педагогической поддержки в высшем учебном заведении может стать очень важным и значимым звеном студентоцентрического образовательного процесса.  Ее основное значение заключается в коллективной профессиональной помощи студентам при формировании их ключевых компетенций, превращении учащихся в компетентных профессионалов, мотивированных на развитие в профессии.

Результат может быть достигнут, на наш взгляд, благодаря созданию мобильной современной системы педагогической помощи, к которой обращался бы студент по мере необходимости.

По нашему мнению основными направлениями педагогической поддержки в формировании компетенций студентов в учреждениях ВПО должны являться:

  • Создание электронной базы необходимой теоретической и методической информации, требуемой для формирования каждой профессиональной компетенции.

Для этого на основе учебного плана, программ и консультаций формируются специальные рабочие команды (мини-группы) педагогов кафедр, заявивших свое участие в формировании конкретной компетенции в рабочих программах. Ими определяется необходимый объем и набор информации, который затем переносится в электронную базу.

  • Создание банка проектных заданий, с помощью которых можно отрабатывать практические навыки и умения, необходимые для формирования конкретной компетенции.

Задания могут быть разными по объему, индивидуальными и групповыми. Они могут преподноситься в виде в виде заданий для самостоятельной работы на семинарах, на практике, в качестве домашних заданий. Из них в будущем могут строиться и тестовые задания при всех видах аттестации студентов.

  3) Формирование индивидуальных образовательных траекторий студентов на основе психолого — педагогического тестирования и анкетирования.

  • Оказание адресной помощи в осуществлении студенческих проектов преподавателями, включенными в группу по формированию компетенции.

Данный вид помощи может быть оказан и дистанционно при совместной работе в системе электронного образования   типа Moodle (виртуальной обучающей среды), и при непосредственных личных консультациях на аудиторных занятиях.  Студенты должны быть осведомлены, к каким конкретно преподавателям они могут обратиться за поддержкой при возникновении вопросов, проблем, возникающих в процессе освоения компетенции.

Осуществление этих направлений педагогической деятельности позволит установить эффективную деловую и межличностную коммуникацию, наладить  совместную работу преподавателей разных кафедр и студентов, четко определить цели и обозначить конкретные шаги педагогической поддержки формирования компетентных, мотивированных специалистов.

Список литературы:

1.Блохин А.Л. Метод проектов как личностно-ориентированная педагогическая технология [Текст]:Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Ростов н/Д, 2005. – 154 с.

2.Газман О.С., Вайс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. –М.: «Просвещение», 1995. – 156 с.

3.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999. – 224 с.

4.Юсфин С. М., Александрова Е. А., Михайлова Н. Н. Педагогическая поддержка ребенка в образовании. –М.: Academia, 2006. – 288 с.[schema type=»book» name=»ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ» description=»Проблемы формирования профессиональных компетенций студентов ВУЗов могут быть решены благодаря организации и внедрению системы педагогической поддержки обучающихся. Она должна включать в себя междисциплинарное модульное обучение с электронным компонентом, практико-ориентированную проектную деятельность и оказание адресной помощи в осуществлении студенческих проектов преподавателями, включенными в группу по формированию компетенции. На базе кафедры адаптивной физической культуры и медико-биологических дисциплин МГПУ работает экспериментальная площадка по разработке и внедрению междисциплинарных модулей, где и были апробированы элементы модульного и дистанционного обучения.» author=»Зверева Марина Валентиновна, Митин Михаил Николаевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found