Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В Концепции развития образования Республики Казахстан  предлагается изменение принципов организации обучения, роли ученика от пассивного «получателя» знаний, умений и навыков к активно познающему субъекту образовательного процесса[3].

Современные характеристики учебного процесса обусловливают  иные требования к преподавателям. Появляется  необходимость применения  новейших педагогических технологий в обучении, такие как личностно-ориентированные технологии.

Термин «личностно-ориентированное» образование появился благодаря выдающемуся психологу и педагогу гуманистического направления КарлуРоджерсу, который первоначально применил термин«личностно – центрированное» образование.Он предполагал, что достигнуть успеха в общении с  людьми, необходимаэмпатия, т.е. тёплое, человечное отношение, сопереживание, принятие человека  как есть,безжелание изменить что-либо в нем.

Обучение является взаимодействием преподавателя и студентов, эффективность взаимодействия зависит от того, насколько хорошо преподаватель научился использовать собственныеспособности, чтобы квалифицированно предложить учебный материал студентам.

В высшем учебном заведении, где  предусматривается более углубленное содержание,  профильно-ориентированное, то личностно-ориентированные технологии хорошо сочетаются и с этими образовательными системами. Эти технологии позволяют при интеграции в реальный учебно-воспитательный процесс достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету альтернативными методами, сохраняя при этом все достижения дидактики, педагогической психологии, частных методик.

Личностно-ориентированный подход применяют при реализации таких  технологий, как  исследовательская (проблемно-поисковая), имитационного моделирования (игровая), коммуникативная (дискуссионная), деятельностная,рефлексивная, психологическая (самоопределенческая).

Характерной чертой исследовательской технологии является реализация модели «обучение через открытие».

Характерной чертой технологии имитационного моделирования является моделирование жизненных профессиональных затруднений в учебном пространстве и поиск путей их решения.

Особенностью коммуникативной технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по обсуждаемым вопросам, поиском за счет сопоставления истинной точки зрения

Характерной чертой деятельностной технологии является способность студента проектировать свою будущую деятельность.

Особенностью рефлексивной. технологии является осознание студентомсобственной деятельности: того как, каким образом получен конечный результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены.

Характерной чертой психологической технологии является самоопределение студента по выполнению любойучебной деятельности.

Более подробно остановимся на  технологии имитационного моделирования, а именно дидактических игр

Применение дидактических игр позволяет интенсифицировать процесс обучения, повысить его эффективность. Ведь в ходе традиционного занятия, в той его части, когда идет устный опрос, в полную силу работает только определенная часть группы: отвечающий студент, и часть студентов, которая интересуется учебным предметом, а основная масса студентов находится в состоянии «умственной индифферентности».

Так как это повторяется от занятия к занятию, то у многих из студентов знания попройденному материалу откладывается в виде «годовых колец», где «кольца незнания» возникают благодаря их пассивности на части занятий [1, с.95]. Применение же игр в структуре урока позволяет увлечь учебным материалом эту индифферентную часть группы, повысить ее активность во время опросов, что положительно отражается на успеваемости студентов. При этом, наблюдая в ходе игры за игрой других «соперников», студент будет получать и дополнительную познавательную информацию, т.к. ему наглядно и быстро будут указывать на ошибки, как свои, так и чужие.

«Технология» дидактической игры отражает деятельность участников игры по поиску, отработке и усвоению учебной информации для принятия решений в проблемной ситуации. Она включает в себя подробное описание правил и условий игры в виде исходной информации и направляет игру по циклу обучения [2, с. 124].

Цикл дидактической игры представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения задач. Этот процесс условно расчленяется на следующие этапы: подготовка к практическим занятиям; постановка главной задачи; построение имитационной модели объекта; решение задачи на ее основе, проверка, коррекция; реализация принятого решения; оценка его результатов; анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом; обратная связь по замкнутому технологическому циклу.

Наиболее благоприятные условия для применения дидактических игр складываются на завершающем этапе подготовки в вузе — это III, IV курсы, включая педагогическую практику. К этому времени студенты накапливают известный уровень знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной работы и творческой деятельности.

Специализация обучения на завершающем этапе подготовки открывает новые возможности в планировании и организации проблемных ситуаций при решении учебных задач. Чаще всего они возникают, когда будущие педагоги сталкиваются с практическими задачами использования имеющихся знаний. Поэтому дидактическая игра должна быть профессионально направленной.

Рассмотрим примерный цикл дидактической игры. На начальном этапе идет подготовка к учебным занятиям; сбор, оформление и обработка необходимой информации; изучение исходной информации; проведение инструктажа о предстоящей игре, определение участников игры; объединение студентов в группы, назначение или избрание руководителей групп. Здесь анализируются конкретные ситуации, разыгрываются роли и таким образом разрабатывается ход игры.

Затем строится имитационная модель (ИМ) объекта будущей профессиональной деятельности, происходит переход к решению главной задачи. Это может быть решение конкретной проблемы, актуальность которой выявлена на лекциях.

Затем преподаватель вводит в игру факторы возмущающих воздействий (ВВ) на деятельность участников игры, препятствующие выполнению главной задачи. Так возникает проблемная ситуация в обучении.

Студенты оценивают возникшую обстановку, проводят анализ проблемной ситуации и ищут пути выхода из нее. Решение применяется, ведутся соответствующие расчеты, полученные результаты фиксируются, сообщаются преподавателю и направляются другим группам, работающим параллельно на других имитационных моделях. Далее результаты проверяются и оформляются в виде таблиц и графиков, производятся расчеты и аттестация деятельности руководителей групп.

Результаты и деятельность каждого участника игры обсуждаются, проводится анализ принятых решений, оформляются окончательные итоги. Полученные результаты цикла дидактической игры входят в содержание исходной информации для подготовки к следующему циклу, устанавливается обратная связь, поскольку дидактическая игра, как правило, состоит из нескольких циклов. Все завершается общим анализом принятых решений и обсуждение деятельности участников игры.

Разрешение реальных проблемных ситуаций имеет большое воспитательное и образовательное значение. Это побуждает участников игры к самостоятельному поиску путей разрешения поставленной задачи. Актуальная проблема производства в игре становится учебной программой.

В процессе дидактической игры решение даже одной задачи влечет за собой целый ряд незаметных, на первый взгляд, проблем, позволяет наметить пути их разрешения, расширить кругозор студентов.

Таким образом, в игре студент должен учитывать или реализовывать две системы ориентации в процессе самой игры. Первая из них связана с конкретными действиями в предметном контексте, а вторая — в социальном контексте внутриколлективного взаимодействия. В обществе, в системе самой игры лежит диалог самих участников на языке поступков, решений, действий, основанный на условных правилах рассматриваемой ситуации. Эта ситуация, в силу своей конкретности на данный момент времени, обязывает субъектов игры действовать и принимать решения, что позволяет наблюдать реакцию системы на решения игроков, т.е. поддерживать обратную связь с ними. При этом преподавателю предоставляется возможность анализировать не только отдельные действия студентов, но и всю линию их поведения, т.е. игровую стратегию.

Применение  в обучении примеров жизненных ситуаций близко по смыслу к имитационной  системе обучения. В первую очередь речь идет о кейс-методике — разбор конкретных ситуаций из деловой и производственной практики, технологии обучения действием, выполнения проектов приближенных к действительности, в том числе, по материалам  работающих производств. Эта технология может использоваться и самостоятельно, и как часть традиционных методов обучения или деловых игр и тренингов.

Кейс-методика позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по любой дисциплине, практический опыт студентов, их способность генерировать и формулировать свои мысли и предложения, умение выслушать чужую точку зрения, и аргументировано высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.

В процессе обучения достигаются следующие задачи:

— принятиеправильных решений в условиях неопределённости;

— разработкапорядка принятия решений;

— применение полученные  знания для решения практических ситуаций;

— кооперация  при принятии заключительного решения.

Особенности ситуационного метода следующие:

а) для решения  применяется конкретный объект;

 б) проблема формулируется в процессе решения ситуации;

в) студенты активно участвуют в процессе обсуждения;

г) возможно несколько решений  проблемы.

Разработки и применение кейса включает в себя несколько основныхшагов:

  1. Выбор концепции кейса.
  2. Определение источников и обработка материалов для кейса.
  3. Процесс разработки структуры кейса, связь с проблемной ситуацией.
  4. Составление практического руководства для преподавателя.
  5. Разработка папки преподавателя:

— цели, задачи;

 — методы обучения;

 —  технические средства обучения;

 — список литературы.

  1. Апробация иприменение кейса в учебном процессе:

— индивидуальное изучение кейса;

— разборситуации и допустимые варианты  решения;

— работа в  группах, обсуждение;

— презентация выработанных решений по ситуации;

— преподавательская оценка и экспертиза полученных решений.

Кейс-методика опирается на методы стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности. Кейс-метод объединяет в себе  более простые методы,  интегрируя в общую систему методы, такие каксистемный анализ, моделирование, игровые методы, проблемный метод и другие.

Преподавательконтролирует направление дискуссии с помощью своих  вопросов, количество времени работы,  предлагаетстудентамрассмотреть все стороны проблемы,  побуждает всех участников группы в процесс исследования кейса. Разработка кейсов – преподавательская деятельность, выдвигающая требования высокого педагогического мастерства,профессионализма и общечеловеческой эрудиции.

Кейс-методикапозволяет  обогатить творчество преподавателя, создает ощущение полезности обществу и  поднимает самооценку.

Имитационное моделирование как разновидность моделирования в педагогике включает в себя имитацию не полного производственного процесса или задачи, а отдельных его элементов. Оно проводится с целью акцентировать внимание обучаемого на каком-то важном понятии, категории, предоставляет студентам возможность в творческой обстановке сформировать и закрепить те или иные навыки производственного процесса.

Применение в учебном процессе анализа настоящихжизненных ситуаций, с которыми студент столкнется в своей будущей производственной деятельности, прежде всего помогает решить проблемы профессионального обучения,  обеспечивают развитие личности и формируют у студентаспособности исследовательского и творческого  отношения к окружающей действительности.

Список литературы:

1.Ахметов Н., Хайдаров Ж. Теория и технология игры: Как научить мыслить? Как научить жить? Как научить ребенка думать? – Алматы, 1998. – 295 с.

2.Кудиярбекова Г.К. Игра как процесс обучения // Вестник ЕАГИ. – Астана. – № 3 – 2006ю – С.123-128.

3.https://www.unesco.kz/rcie/data/koncepciya.htm[schema type=»book» name=»ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА» author=»Дубинец Наталья Александровна, Кудиярбекова Гульмира Казтаевна, ИскаковаАрнаМейрамовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Современная система образования находится в непрерывном процессе обновления, который затрагивает практически  все стороны системы профессиональной подготовки кадров, в том числе и в области физической культуры. Модернизация физкультурного образования,  в свою очередь, требует  компетентностного подхода к подготовке будущих специалистов, который акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных жизненных ситуациях.

Компетентностный подход дает возможность не просто приобретать набор знаний, а развивать творческие способности обучаемых, используя исследовательские методы при изучении курса. Здесь  можно сказать об инновационных, активных и интерактивных методах обучения, а также умении применять свои знания на практике.

В научно-методической литературе представлено большое количество взглядов и концепций,  объясняющих такое сложное явление каким является обучение. Среди них выделяются научные взгляды И.М.Сеченова и И.П.Павлова, касающиеся высшей нервной деятельности, разнообразные теории учения, построенные на изучении физиологических и психофизиологических механизмов управления произвольными движениями (П.К. Анохин, Н.А.Бернштейн), анализе процесса познания, формировании способностей и высших психических функций (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), поэтапном формировании умственных и моторных действий (М.М.Боген, П.Я.Гальперин) [1,с.24-25].

Понятие «обучение» имеет большое количество трактовок. В Педагогическом энциклопедическом словаре (2003) обучение представлено как совместная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и воспитание.

Применительно к физической культуре и спорту, под обучением понимается организованный процесс передачи и усвоения системы специальных знаний и двигательных умений, направленных на физическое и психическое совершенствование человека [2, с.26].

Эффективность процесса обучения в подготовке будущих учителей физической культуры во многом зависит от правильного выбора методов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся и деятельности преподавателя. Выбор того или иного метода и методических приёмов также зависит от способностей  и подготовленности занимающихся,  от квалификации педагога и его творческой активности.

Проведённые исследования показывают, что применение привычных методов обучения в процессе подготовки квалифицированных специалистов по физической культуре, перестают приносить должные результаты: учебный процесс становится неинтересным и малоэффективным, студент играет роль пассивного слушателя,  практически не прослеживается целенаправленное формирование гностических умений у студентов в решении педагогических задач обучения, также отсутствует мотивация к изучению нового материала и т.д.[1].  В связи с чем,  возникает проблема поиска и выбора таких методов обучения, которые бы: заставили студентов независимо от их желания быть активными на занятиях; самостоятельно и творчески вырабатывать решения;  постоянно взаимодействовать друг с другом и с преподавателем с помощью прямых и обратных связей; формировать умения и навыки в ходе практической деятельности и через них получать новые знания.

Понимание обучения как процесса взаимодействия преподавателя и студентов, направленного на достижение объединяющей их цели – формирования специалиста по физической культуре и спорту обусловливает появление понятия «активное обучение», которое знаменует собой  переход от преимущественно регламентированных, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса в вузе к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим порождение познавательных мотивов, интереса к будущей профессиональной деятельности, условий для творчества в обучении [3].

Активные методы обучения — это способы активизации познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты  [4].

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенность данных методов заключается в том, что знания, в значительной своей части, не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности, что значительно повышает и мотивацию к обучению, и эффективность образовательного процесса в целом.

Одним из активных методов обучения является проблемное обучение, которое ставит своей задачей развитие творческого мышления.

Схема проблемного обучения представляет собой последовательность процедур, включающих:

  • постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации;
  • осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе чего учащиеся овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний;
  • применение данных способов для решения конкретных задач.

Основные условия для успешного применения проблемного обучения следующие:

  • проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;
  • быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям;
  • должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;
  • задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного [5].

Существенным признаком проблемного обучения считают особенности организации преподавателем учебно-познавательной деятельности учащихся. Эти особенности заключаются в постановке проблемы и поиске её решения,  создании проблемных ситуаций, использовании проблемных заданий.

Высокая эффективность процесса формирования двигательной и методической подготовленности будущих учителей физической культуры обеспечивается оптимальным соотношением взаимосвязанных компонентов, составляющих модель организационно-педагогических условий, направленных на улучшение  содержания и качества учебного  процесса по спортивно-педагогическим дисциплинам:

  1. Формирование у студентов положительной учебной мотивации и осознанного отношения к предстоящему изучению материала.
  2. Вовлечение в учебный процесс всех участников (обсуждение, обмен мнениями, анализ и т.д.)
  3. Представление сущности изучаемого материала в виде постоянно усложняющихся проблемных ситуаций и проблемных заданий.
  4. Увеличение доли самостоятельной работы студентов в процессе освоения ими учебного материала.
  5. Использование различных видов контроля с целью определения качества усвоения материала.

Другим педагогическим условием повышения эффективности учебного процесса мы считаем обеспечение субъектности обучения, когда студент по отношению к себе и учебному материалу становится деятелем самого себя. Овладение студентами методами для обучающего и обучаемого, привлечение их к роли помощника преподавателя с одновременным формированием двигательных и профессионально-педагогических умений и навыков в ходе педагогического процесса,  позволит в значительной мере активизировать сознательную деятельность студентов, ускорить процесс обучения в целом.

Таким образом,  использование активных и интерактивных методов обучения повышают его качество, способствуя не только усвоению знаний, но и формированию умений эффективного поведения, способствует развитию системного мышления. Помимо того активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов вуза, а также  оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности.

Список литературы:

  1. Инновационная методика поэтапного обучения гимнастическим упражнениям студентов факультета физической культуры/ Дюжина С.А.- диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук/Тула, 2007.
  2. Булкин В.А. Основные понятия и термины физической культуры и спорта./В.А.Булкин-СПб.: изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 1996.-48с.
  3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход/А.А.Вербицкий-М.:высш.шк.,1991.-224с
  4. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991.
  5. Арапов К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников [Текст] / К. А. Арапов, Г. Г. Рахматуллина // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 290-294.[schema type=»book» name=»ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» author=»Шепеленко Светлана Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found