Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СТРОИМ ОБЩЕСТВО ИНКЛЮЗИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СТРОИМ ОБЩЕСТВО ИНКЛЮЗИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Образовательная система зависит от государственной системы и ее образовательной политики. Цели и задачи ставятся общенациональной образовательной доктриной, определяющей направления, содержание и приоритеты образования. Политика государства в области образования выражает интересы всех социальных групп общества.

В этом смысле, инклюзивное образование можно определить, как социальный заказ государства, достигшего определенного уровня правового, демократического, экономического и культурного развития.

Государство признает принцип равных возможностей в области образования (начального, среднего и высшего) для детей, молодежи и взрослых, имеющих ограниченные возможности здоровья, в том числе и инвалидов. Оно (государство) обязуется обеспечить включение образования людей с ОВЗ, в качестве неотъемлемой части, в систему общего образования. Об этом свидетельствует наличие российской и международной правовых баз.

Однако, повсеместное внедрение инклюзии на всех уровнях (детский сад, школа, высшие и средне-специальные учебные заведения) может обнажить новые проблемы.

Учитывая особенности российского общества, отсутствие устойчивых демократических традиций, длительную изоляцию инвалидов при предшествующем тоталитарном режиме и существующий менталитет, наибольшим препятствием для  внедрения инклюзивного образования является отсутствие инклюзивной культуры.

Также, развитию инклюзии препятствует психологическая неготовность общества к восприятию других людей. Причем, навыки адекватного общения необходимы как здоровым, так и людям с ОВЗ.

Все это говорит о том, что ни финансовое, ни юридическое, ни педагогическое решение вопроса не будет способствовать развитию инклюзии, если общество, как в целом, так и в отдельно взятой школе, классе, районе не готово к принятию этого процесса.

Только философское осмысление необходимости создания равных условий для всех людей поможет сформировать здоровое общество, комфортное для всех его членов, позволяющее развить имеющиеся у человека (в том числе и с ОВЗ) способности и творческие амбиции.

Такое общество исключает диктатуру как большинства над меньшинством, так и меньшинства над большинством.

Особенностями внедрения инклюзивного образования в российской средней школе, которые необходимо учитывать при реализации этого проекта, мы называем 3 наиболее важных фактора. Надо отметить, что они не являются исчерпывающими условиями успешной инклюзии. Не менее важную роль играют наличие финансирования и юридической базы, политическая воля правительства и методическая, а также профессиональная готовность учителя.

Однако, без выполнения этих специфических для нашей страны условий, мы не добьемся положительных результатов.

  1. Все участники процесса инклюзии (учитель, ученик с ОВЗ, его родители и коллектив класса) должны иметь навыки инклюзивной культуры.
  2. Реализация инклюзии в средней школе может быть успешной, если удастся организовать совместную, добровольную деятельность 4-х компонентов инклюзивного образования (учителя, ученика с ОВЗ, его родителей и коллектива класса). Ведущая координационная деятельность принадлежит учителю.
  3. Реализация инклюзивного образования в средней школе возможна, только если совместная деятельность 4-х компонентов не только учебная, но и общественная, направленная на гуманизацию общества, призывающая к патриотизму и формированию активной жизненной позиции.

Реализация инклюзивного образования как учебно-воспитательного, культурно-нравственного, мировоззренческого и социального процесса, происходит в конкретных условиях, в конкретной стране, городе, районе, школе. И участники его (процесса) реальные люди, которым еще предстоит осмыслить те изменения, которые должно принести инклюзивное образование в жизнь общества, в случае его успешного распространения в нашей стране. Широкое распространение инклюзивного образования и инклюзивной культуры учат нас жить вместе. Это обязательное (но не единственное) условие построения толерантного общества.

Особенностью нашей страны является отсутствие устойчивых демократических традиций, в следствии чего, долгое время было принято изолировать инвалидов. Для того, чтобы научить всех участников процесса инклюзии жить, учиться и работать сообща, на наш взгляд, необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Формирование навыков инклюзивной культуры должно проходить (желательно) с самых ранних лет, т. е. с детского сада, младших классов, бесед в семье. Желательно также прямое или заочное знакомство с людьми с ОВЗ.
  2. Навыки культурного, адекватного общения должны иметь как здоровые люди, так и люди с ОВЗ.
  3. Простое, понятное и четкое определение людей с ОВЗ, в том числе и инвалидов, требующих особых образовательных условий и особых условий для приспособления к жизни в городе.
  4. Определение инвалидов, как членов общества, имеющих равные со всеми права, в том числе и право на образование (среднее, среднеспециальное и высшее).
  5. Формирование позитивного отношения к людям с ОВЗ.
  6. Знакомство с достижениями известных людей-инвалидов, внесших существенный вклад в науку, политику, культуру, являющихся примером активной жизненной позиции, несмотря на ОВЗ.
  7. Анализ исторических тенденций в вопросе развития инклюзии в мире и в России.
  8. Знакомство с основными документами, определяющими юридическую базу инклюзивного образования ([6], [7], [8], [11]).
  9. Формирование понятия толерантности, как цели инклюзивного образования. Философское осмысление инклюзии.

Совместная работа выделенных нами компонентов инклюзивного образования (учителя, ученика с ОВЗ, его родителей и коллектива класса) протекает одновременно по следующим направлениям, под руководством учителя:

  1. Работа по формированию навыков инклюзивной культуры у всех участников учебно-воспитательного процесса.
  2. Диагностическая и коррекционная работа по определению психофизических особенностей учащихся, в том числе и с ОВЗ, Должна осуществляться учителем, владеющим навыками психодиагностики и коррекции (совместно с психологом, если он есть в школе). При этом, учитель активно привлекает к процессу коррекции родителей учеников и самих учащихся, особенно, старшеклассников. Все участники процесса должны иметь знания (на разном уровне) об индивидуальных психофизиологических особенностях личности и возможностях их коррекции. Таким образом, учащиеся получат навыки самокоррекции.
  3. Совместное участие в учебно-воспитательном процессе происходит под руководством учителя. Инклюзивное образование внедряется, на данный момент, хаотично и, часто, стихийно, т. е. нет специальных педагогов, участие социальных работников в процессе инклюзии, в большинстве регионов также остается пожеланием. Не думаем, что, таким путем, будет достигнуто финансирование, необходимое для развития инклюзивного образования. Так, в Москве, которая является особым регионом, на 1 ученика с ОВЗ отпускается в 5 раз больше денег, чем на обычного. И этих средств недостаточно (как показал опыт) для привлечения необходимых специалистов. Мы исходим из реальной ситуации, которая возникает при наличии острой общественной потребности в инклюзивном образовании. При этом, функцию социальных работников и других специалистов фактически выполняют родители учеников с ОВЗ, а также их здоровые одноклассники, которые добровольно помогают ученикам с ОВЗ в учебной и внеучебной деятельности. Такова реальность, которую мы наблюдаем в учебных заведениях нашего города. Мы не видим в этом трагедии, более того, надеемся, что сложившийся союз учителя, ученика с ОВЗ, родителей и коллектива класса является прототипом будущего общества, где они сумеют применить полученные навыки толерантного общения с разными людьми.
  4. Рекомендуется активное совместное участие во внешкольных мероприятиях. Мы обращаем внимание на общественную значимость дела и на активную позицию всех участников проделанной работы. Положительный, общественно значимый результат поможет становлению личностей всех учащихся и сформирует у них активную жизненную позицию.

Такие важные характеристики личности, как любовь к родине, патриотизм, забота о благоустройстве места, где ты живешь и учишься, внимание к окружающим людям в школе, дома на улице, формируются не только за счет знаний, полученных на уроках, но и в процессе добровольной совместной деятельности, направленной на практическое устранение препятствий для гармоничного сосуществования разных людей.

В итоге мы получим учащихся, способных активно вмешаться в благоустройство общества, его гуманизацию и оздоровление.

Примером тому может служить совместная работа компонентов инклюзивного образования по выявлению архитектурных недочетов в городе, приуроченная к программе «Доступная среда» и устранение их после обращения в администрацию города.

Все это можно считать выполнением того самого общественного заказа на реализацию инклюзии.

Список литературы

  1. Еремкина О.В. Понимать проблемы, соучаствовать в саморазвитии школьников // Народное образование. – 2007. – № 2. – С. 184–188.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012г. № 273-Ф3
  3. Конвенция ООН о правах ребёнка
  4. Конституция Российской Федерации
  5. Малофеев М. Н. «Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учебное пособие для студентов педагогических вузов. М., Просвещение, 160 c.
  6. Постановление Правительства Рязанской области от 28 сентября 2012г. № 278 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «доступная среда» на 2013-2015 г.»
  7. Программа Правительства РФ «Доступная среда» на 2011-2015гг. от 18.11.2009 г. №ВП-П13-6734
  8. Протокол № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
  9. Тарасенко Е. А. Государственная социальная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (сравнительный анализ на примере США, РФ и Великобритании). М., 2005, с. 22-24, 38.
  10. Ткаченко В. С. «Общество и проблемы инвалидности: монография. Ставрополь, Сервисшкола, 2006, с. 90
  11. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. №181-Ф[schema type=»book» name=»СТРОИМ ОБЩЕСТВО ИНКЛЮЗИИ» author=»Шайкевич Мария Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found