Информационно-технологический вызов ХХІ века, постепенное создание общеевропейского и мирового образовательного пространства, значительные изменения на современном рынке труда специалистов разных профилей, а также современное понимание роли человеческого фактора во всём мире, дальнейшее развитие психолого-педагогической науки, информационных технологий вызвали модернизацию, реформирование системы среднего и высшего образования не только в Украине.
Анализ государственных документов – «Национальной стратегии развития образования в Украине на 2012-2021 годы», закона «О высшем образовании» (2014 г.), психолого-педагогической, методической литературы подтверждают приоритеты, основные направления и пути реформирования образования, сформулированные в принципах образования, главные из которых есть: приоритетность образования; системность и демократизация образования, которая предусматривает децентрализацию и регионализацию управления системой образования, создание отношений партнёрства учеников, студентов, педагогов; гуманизация, гуманитаризация образования; непрерывность образования на протяжении всей жизни; единство обучения и воспитания на основе гуманизма, демократии, взаимоуважения между нациями и народностями в интересах человека, семьи, общества, государства; поликультурность, вариативность образования, что предусматривает создание возможностей для выбора форм образования, дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса; открытость системы образования, которая связана с её ориентацией на глобальные, общемировые проблемы и их общее решение; светский характер и национальная направленность образования [4].
Национальная Доктрина развития образования в Украине в ХХІ столетии (2002 г.) стратегической целью развития образования в стране определила в постепенном переходе от репродуктивного, авторитарного образования к образованию гуманистическому, инновационному, технологическому, личностно-ориентированному. Рассмотрим это подробнее.
Концепцией гуманизации образования [1] предусмотрено существенные изменения в системе подготовки будущего учителя. Его первоосновой стала гуманизация учебно-воспитательного процесса, которую авторы концепции рассматривают как целостный целенаправленный процесс, осуществляемый на основе гуманного отношения к личности обучаемого. Ещё известный педагог, ученый А. В. Духнович решительно отказывался от авторитарной педагогики и подчеркивал, что успехов в учебе, воспитании можно достичь только если гуманно относится к ребенку. Гуманистические идеи об обучении и воспитании молодежи можно найти в работах К. Д. Ушинского, С. Ф. Русовой, А. С. Макаренко, Ш. А. Амонашвили (именно он предложил систему принципов гуманизации педагогического процесса в начальной школе, которые позже стали основой для разработки личностно-ориентированной дидактики).
Личностно-ориентированная педагогика признаёт ученика (студента) главной фигурой образовательного процесса, при котором обучение происходит через личность ученика (студента), с помощью его прошлого опыта, мотивов, ценностей, ориентаций, целей, интересов, перспектив и т.д. [2, с. 88-89]. Благоприятная психологическая атмосфера, создание преподавателем «ситуаций успеха» для каждого студента есть важными условиями личностно-ориентированного обучения.
Решение всех этих сложных проблем в полной мере зависят от учителя, качества его профессиональной подготовки в условиях модернизации содержания образования, использования инноваций и других форм организации учебно-воспитательного процесса в вузе.
Теорию инноваций и технологизации высшего педагогического образования представляют учёные А.М.Алексюк, В. П. Беспалько, М. С. Бургин, И. М. Богданова, И. А. Зязюн, Л. Я. Ляудис, Н. Г. Ничкало, Л. С. Подымова, Т. И. Пониманская, А. И. Пригожин, Е. С.Полат, Е.М. Пехота, С. О.Сысоева, Н. Р. Юсуфбекова, О. М. Якубовская, Ф.Ф.Янушкевич и др.
Проблемы модернизации, технологизации обучения в начальной школе и подготовки учителя иностранного языка для начальной школы исследуются в работах О. Б. Бигич, Л. В. Биркун, Н. Ф. Бориско, И. Н. Верещагиной, Г. В. Роговой, И. Н. Дичкивской, И. А. Зимней, О. О. Коломиновой, Е. А. Маслыко, С. Ю.Николаевой, Е. И. Пассова, С. В. Роман , О. Я. Савченко, Е. Н. Соловова и др.
Вопросы педагогической инноватики в научной педагогике считаются приоритетными. М. В. Кларин, Л. Я. Ляудис, А. И. Пригожин рассматривают существующие сегодня технологии организации учебного процесса двух типов: поддерживающие и инновационные. Поддерживающее обучение (фактически традиционное) ориентировано на стереотипы в обучении, как считают ученые, на поддержку, воссоздание культуры, социального опыта, социальной системы в том виде, в каком они уже существуют. Инновационный тип обучения по своему характеру и его результатам ориентирует деятельность педагога и учеников (студентов) на изменения существующей культуры, опыта, социальной среды; стимулирует активность в процессе поиска разрешения проблемных ситуаций, которые возникают у каждого человека отдельно, и в обществе в целом. Как подчеркивает М. В. Кларин, поддерживающее обучение нацелено на ретрансляцию (воссоздание уже существующего), инновационное обучение – на его творческое развитие и обогащение [3, с. 337]. В понимании М. В. Кларина, понятие новизны относится не столько к временным, сколько к качественным изменениям. С этой точки зрения автор рассматривает в качестве инновационных модели, в которых изменяется характер обучения относительно таких его качеств, как целевая ориентация, характер взаимодействия, их позиции в учебно-воспитательном процессе [3, с. 338].
Поэтому мы обратились к личностно-ориентированным технологиям обучения, которые предполагают и изменения в целевых ориентирах учебно-воспитательного процесса (новые, гуманистические ценности и т. д.), и в характере педагогического взаимодействия участников этого процесса. Известно, что личностно-ориентированное обучение предусматривает также изменения в схеме взаимодействия (активности) участников учебно-воспитательного процесса. Вместо схемы взаимодействия в традиционном, авторитарном обучении S↔О, где учитель (преподаватель) – субъект педагогического взаимодействия и управления, а ученик (студент) – объект такого взаимодействия (пассивный участник), здесь имеет место S↔S (субъект-субъектные) отношения, где происходит сотрудничество в решении учебных задач. «Сотрудничество» в толковом словаре определяется как «умение работать вместе, участвовать в общем деле» [7]. Обучение в сотрудничестве в мировой педагогике рассматривается как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Идея обучения в сотрудничестве гуманна по своей сути, по мнению ученых.
В нашем исследовании и практической работе мы опираемся на определение О. Я. Савченко сотрудничества между учителем и учениками, которое должно строиться на основе признаков личностно-ориентированного обучения, а именно: концентрации на потребностях студента (ученика), диагностической основе обучения, преобладании учебного диалога; сотрудничестве, сотворчестве между студентами (учениками) и преподавателем (учителем); ситуациях выбора и ответственности; заботе о физическом и эмоциональном благополучии студентов (учеников); приспособлении методики, технологии к учебным возможностям студентов (учеников); стимулировании развития и саморазвития студентов (учеников) [5]. Именно поэтому мы используем в подготовке будущего учителя иностранного языка интерактивные технологии обучения иностранному языку, которые также есть личностно-ориентированные и в которых происходит активное взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса в режиме диалога, дискуссий, использования игровых технологий обучения (ролевых, деловых игор, «мозговых штурмов») и т.д.
Необходимыми приёмами и задачами психолого-педагогической поддержки деятельности студента (ученика) при этом учеными называются: взаимоподдержка, создание преподавателем (учителем) «ситуаций успеха» для каждого обучающегося; удержание познавательного интереса; создание проблемных ситуаций и их решения. О. Я. Савченко совершенно справедливо подчеркивает, что личностно-ориентированное образование «в идеале предусматривает проектирование индивидуальной траектории профессионального становления каждого студента на протяжении всего периода его обучения» [6, с. 7], что также учитывается нами в нашем исследовании (диагностический характер в подготовке каждого студента).
Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам подготовки будущего учителя иностранного языка к инновационной профессиональной деятельности не достаточно исследованы; не полностью раскрыты проблемы, связанные с формированием готовности, в частности, ее важной составляющей- профессиональной готовности студентов – будущих учителей иностранного языка начальной школы, к инновационной профессиональной деятельности; условия формирования такой готовности. Хотя повышение эффективности личностно-ориентированного обучения и успешного внедрения инноваций в высшей педагогической школе, как и в нашем исследовании, ученые рассматривают в контексте формирования готовности студентов к такой деятельности ( М. И. Дьяченко, К .М. Дурай-Новакова, Л. А. Кандыбович, А. Ф.Линенко, М. П. Симбирская, С.А. Сластенин и др.).
Цель данной статьи – проанализировать процесс подготовки будущего учителя иностранного языка к инновационной профессиональной деятельности в начальной школе.
Прежде всего, следует подчеркнуть, что процесс подготовки будущего учителя к инновационной профессиональной деятельности в начальной школе происходит на основе целостного подхода, который позволяет рассматривать все дидактические средства как средства профессионального становления будущего учителя.
В основу исследования было положено предположение о том, что формирование готовности студентов к инновационной профессиональной деятельности будет проходить успешно, если использовать личностный подход в обучении иностранному языку; внедрять личностно-ориентированные, интерактивные технологии обучения; обеспечить активность, проблемность коммуникативного процесса обучения; разнообразие видов диалогического общения и деятельности, психологический комфорт, «ситуации успеха» для каждого студента, которые стимулируют самораскрытие и самоутверждение будущих учителей в учебном диалоге; обеспечить активное педагогическое взаимодействие, сотрудничество и сотворчество в системе «преподаватель-студент»; создание благоприятного эмоционального климата в учебном процессе.
Методологическую основу исследования составляют диалектико-материалистические учения о деятельной, творческой сущности личности; учения про единство сознания и деятельности; понимание процесса обучения как сотрудничества преподавателя со студентами; теория формирования личности современного учителя и ее системосоставляющих факторов; теории про влияние содержания деятельности и общения на профессиональное становление будущего педагога.
Теоретической основой исследования стали положения психологии личности и деятельности; теории профессионально-педагогической деятельности; исследования, связанные с инновациямии и технологическим подходом к учебно-воспитательному процессу; исследования сущности и парадигмы личностно-ориентированного подхода, его специфика и функции; соотношения обучения и воспитания в личностно-ориентированных образовательных системах; диалогический подход в подготовке учителя; идеи про диалогическую структуру продуктивной познавательной деятельности; про внутренний диалог как языковая форма взаимодействия разных точек зрения; коммуникативный подход обучения говорения и общения на иностранном языке.
Инновационную деятельность в подготовке будущего учителя иностранного языка мы определили как активную, творческую деятельность преподавателя (учителя), нацеленную на прогрессивные изменения в содержании, руководстве учебно-воспитательным процессом, и которая обеспечивает благоприятные условия для развития и саморазвития студента (ученика).
Многогранность процесса подготовки будущих учителей иностранного языка к инновационной профессиональной деятельности в начальной школе позволил нам условно разделить его на четыре этапа. В первый этап (подготовительный, І курс) мы включили вопросы профессиональной ориентации абитуриентов, активный отбор тех, кто хочет и может успешно усвоить программу курса, специальные мероприятия по ускорению адаптации первокурсников, нацеленность и установки на инновационное обучение, дальнейшую инновационную педагогическую деятельность.
На втором этапе (ориентационном, ІІ курс) и третьем (активном, III и IV курсы) процесс обучения и подготовки таких специалистов определялся и структурой учебных, рабочих планов, и целенаправленным взаимозависимым влиянием на личность студента и коллектив (группу) в таких направлениях: активизация профессиональных мотивов средствами учебно-воспитательной работы по специальности «английский язык», наглядного и словесного ознакомления с окружающими условиями будущей деятельности; накопление необходимых умений и навыков путем организации инновационной деятельности; упражнений и тренировок, самовоспитания, самообучения, а также самонастраивания; установок на успешную профессиональную деятельность.
Четвертый этап (завершающий, V курс) – подведение итогов готовности и начало профессиональной деятельности (активная педагогическая практика). Этот этап предусматривает наиболее конкретное учитывание особенностей, связанных с работой учителя иностранного языка в начальной школе, сохранение и поддержку настраиваемости и установок на будущую работу в полном соответствии с характером и сложностью задач учителя иностранного языка начальной школы.
Одним из особенных, важных заданий профессионально-педагогической подготовки учителей иностранного языка начальной школы на всех этапах подготовки было активное формирование и развитие творческой индивидуальности будущих специалистов (кстати, в педагогике творчество рассматривается как деятельность, которая связана с новаторством, инновационной деятельностью).
Фиксирование исходного уровня личностных качеств позволил нам целенаправленно вести работу по их развитию и корректированию в дальнейшем.
В соответствии с методологическими ориентировками исследования, с поставленной целью, заданиями, теоретической основой исследования была построена экспериментальная технологическая модель подготовки учителя иностранного языка и формирования его готовности к инновационной профессиональной деятельности. Используя системный подход, который ориентировал исследование на раскрытие целостного процесса обучения иностранному языку, а также учитывая особенности технологического подхода в образовании, мы выделили такие структурные компоненты модели: четыре этапа подготовки; психолого-педагогические условия, которые обеспечивали успешное формирование готовности будущих учителей иностранного языка к инновационной профессиональной деятельности в начальной школе; общую цель обучения, учебно-воспитательную цель для каждого этапа подготовки; субъекты учебно-воспитательного процесса (студенты и преподаватель); содержание учебного материала согласно рабочим программам; личностно-ориентированные технологии обучения иностранному языку (диалоговые, игровые, проектные и т.д.); результаты, оценка и корректирование деятельности.
Мы думаем, что технологическая грамотность даст возможность будущему педагогу уверенно чувствовать себя в профессиональной деятельности, быстрее адаптироваться в условиях современной школы, успешно решать сложные задачи учебно-воспитательной работы, глубоко анализировать результаты своей деятельности. Идеальным результатом личностно-ориентированного обучения есть специалист с гибкими осознанными знаниями, субъект своего учения, а потом и всей своей жизни. Учитель иностранного языка начальной школы — это особенный учитель, который должен быть особенно активной, творческой личностью, способной заинтересовать, увлечь учеников, чего и мы добивались своим исследованием и практической работой.
Список литературы:
- Гончаренко С. У. Гуманізація загальної середньої освіти / С. У. Гончаренко, Ю. І. Мальований // Початкова школа. – 1995. – № 3. – С. 4-10.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология : [учебник для вузов] / И. А. Зимняя [изд. доп., испр. и перераб.]. – М. : Логос, 2000.
- Кларин М. В. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (зарубежный опыт) // Инновационное движение в российском школьном образовании. – м. : Парсифаль, 1997.
- Національна стратегія розвитку освіти в Україні на 2012-2021 роки [Електронний ресурс]. – Режим доступу : .
- Савченко О. Я. Дидактика початкової школи / О. Я. Савченко. – К. : Абрис. – 416 с.
- Савченко О. Я. Удосконалення професійної підготовки майбутніх учителів початкових класів / О. Я. Савченко // Проблеми сучасної педагогічної освіти. Серія Педагогіка і Психологія : Зб. статей. – К. : Педагогічна преса, 2001. – Вип. 3. – Ч. 1.
- Шапар В. Б. Сучасний тлумачний психологічний словник. – Х. : Прапор, 2007. – 640 с.[schema type=»book» name=»Подготовка будущего учителя иностранного языка к инновационной профессиональной деятельности в начальной школе» description=»В статье анализируются предпосылки, причины появления инноваций, современных технологий в среднем, высшем образовании, рассматриваются вопросы личностно-ориентированного образования, личностно-ориентированных технологий обучения в системе подготовки будущего учителя иностранного языка начальной школы, анализируются другие технологические особенности процесса подготовки таких учителей, этапы инновационной подготовки и некоторые выводы, связанные с результатами экспериментальной модели подготовки.» author=»Гудзяк Алла Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-20″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]