Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ МЕЖНАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ МЕЖНАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Педагогика, занимая центральное место в системе общественных наук, имеет одну существенную особенность, связанную с ее предрасположенностью к интеграции всесторонних знаний о человеке. Ее установил известный чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский. Посещая научные кружки выдающихся европейских ученых, он всесторонне изучил законы в области естествознания и обществознания и, обосновав аппарат теоретической педагогики, сделал открытие мирового уровня, суть которого состоит в том, что педагогика как самостоятельная область человекознания, ее объект, предмет, язык и методы имеют интегративную природу. Иначе говоря, она может существовать и полноценно развиваться только на основе взаимодействия с другими науками.

В отечественной педагогике эту особенность глубоко и всесторонне исследовал великий педагог XIX столетия К.Д. Ушинский. В капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» он представил структуру педагогической науки, построенной на ее межнаучных связях с диалектикой, логикой, историей, географией, психологией, анатомией, физиологией, социологией, статистикой и с другими науками.

Ключевая задача педагогической науки, по К.Д. Ушинскому, состоит в том, чтобы «извлечь из массы фактов каждой науки те, которые могут иметь приложение в деле воспитания, отделив их от великого множества тех, которые такого приложения иметь не могут, свести эти избранные факты лицом к лицу и, осветив один факт другим, составить удобообозреваемую систему, которую без больших трудов мог бы усвоить педагог-практик и тем самым избежать односторонностей, нигде столь не вредных, как в практическом деле воспитания» [5, с. 29].

Следует отметить, что в отечественном науковедении интерес ученых к проблеме межнаучного взаимодействия постепенно расширялся и после того, как в философии, теории информации и психологии был выявлен механизм и обоснованы его методы, среди которых метод межнаучного синтеза стал выполнять определяющую роль в исследовании широкого спектра межнаучных связей (Б.Г. Ананьев, П.И. Зинченко, Б.М. Кедров, П.В. Симонов, А.Д. Урсул, Г.И. Щербицикий и др), межнаучная коммуникация стала объектом и предметом отдельных исследований в педагогической науке (А.И. Еремкин, В.И. Журавлев, Л.В. Загрекова, В.К. Кириллов, В.В. Краевский, Р.П. Петрова, В.П. Полонский и др.) [1; 3; 4].

Педагогика высшей школы как отрасль педагогической науки, получив заметное развитие в XX веке, сохраняет эту особенность в современных условиях. Достаточно сказать, что она воплотила в себя выявленный и исследованный образовательный потенциал бинарных и более сложных связей с философией, теориями информации и коммуникации (Р.С. Гиляревский, П.С. Гуревич, Я.А. Ваграменко, В.З. Коган, А.И. Михайлов, А.И. Черный, А.Д. Урсул, И.Т. Фролов, В.М. Шепель, Б.Г. Юдин и др.), с психологией (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Нечаев и др.), с теорией систем, программмирования и технологиями управления процессом обучения и контроля за его результатами (В.В. Афанасьев, В.П. Беспалько, Т.Г. Везиров, Б.С. Гершунский, Г.М. Добров, Т.А. Ильина, Н.Д. Никандров, Н.Ф. Талызина, Ю.А. Урманцев, С.Е. Шишов и др.).

Необходимо отметить, что тезаурус современной педагогической науки, по данным многих экспертов, около 80% включает базовые категории, которые были заимствованы и экстраполированы из других наук и, в первую очередь, из наук о человеке, при этом подверглись педагогической интерпретации и наполнились собственно педагогическим содержанием, то есть сформировались благодаря межнаучной коммуникации. Например, такие понятия, как: «цель», «содержание», «сущность», «форма», «метод», «язык», «принцип», «закономерность», «количество», «качество», «задача» и множество других понятий, являющихся по сути своей общенаучными (межнаучными), многократно подвергаясь педагогизации, породили качественно новое множество других понятий. Скажем, понятие «задача» породило такие понятия, как: «учебная задача», «учебно-познавательная задача», «контрольная (оценочная, проверочная задача)», «исследовательская задача», «воспитательная задача», «диагностическая задача», «управленческая задача», «типовая задача», «задание» и т.п.

Вместе с тем в педагогике высшей школы, несмотря на существование нескольких классификаций взаимодействующих наук и использование в образовательном процессе отдельных типов и видов междисциплинарных связей, существует множество нерешенных задач, связанных с реализацией образовательно-развивающего потенциала межнаучной коммуникации [2; 5]. Например, в системе высшего педагогического образования в условиях межнаучного взаимодействия актуальными, в нашем представлении, выступают следующие задачи:

◙ разработка системной классификации наук о человеке и исследование широкого спектра множественных многосторонних межнаучных связей педагогики;

◙ определение межнаучного подхода к структурированию содержания педагогического образования как наиболее оптимального и эффективного подхода к его совершенствованию;

 ◙ разработка базы современных межнаучных данных о человеке;

◙ разработка развивающего образовательного ресурса и построение развивающей образовательной среды педвуза на межнаучной основе;

◙ построение эффективной системы информационного обслуживания студентов в образовательном процессе;

◙ определение методологического минимума знаний, умений и навыков в собственно педагогической подготовке студентов и установление его связи с формируемыми межнаучными знаниями об изучаемых ими педагогических фактах, явлениях, теориях, концепциях, системах;

◙ разработка наиболее приемлемой в условиях межнаучной коммуникации образовательной технологии;

◙ исследование условий перехода от предметоцентрированного обучения к интегративной – развивающей образовательной системе.

Как показывают результаты выполненного нами исследования проблемы интеграции педагогического образования в условиях межнаучного взаимодействия, перечисленные задачи становятся приоритетными задачами на пути совершенствования профессиональной подготовки студентов педагогических вузов [6].

Действительно, построение образовательного процесса на межнаучной основе позволяет, во-первых, включить студентов в непрерывной поиск качественно новой – межнаучной информации, трансформирующейся в качественно новые – межнаучные знания, восполняющие пробел в классических, постепенно устаревающих собственно педагогических знаниях. Во-вторых, овладение даже на элементарном уровне языками других наук о человеке, способствует выработке метаязыка и формированию обобщенных учебно-познавательных действий.

Основываясь на том, что эффективное развитие познавательного опыта субъекта образовательного процесса происходит только в развивающей образовательной среде (В.В. Давыдов, Л.П. Доблаев, А.Я. Данилюк, Г.Ф. Федорец, М.А. Холодная и др.), в результате опытно-экспериментальной работы со студентами бакалавриата мы установили, что развитие их образовательных способностей происходит в том случае, если учебно-познавательная и научно-исследовательская деятельность строится на межнаучной основе и приобретает интегративную направленность. Следовательно, полноценная реализация компетентностного подхода, обоснованного в педагогике высшей школы как наиболее оптимального и эффективного подхода к профессиональной подготовке студентов, возможна в условиях межнаучного взаимодействия и использования развивающего потенциала множественных многосторонних межнаучных связей педагогики в образовательном процессе.

Это означает, что качество высшего образования в современных условиях будет во многом зависеть от того, насколько предмет и методы педагогики высшей школы в условиях межнаучного взаимодействия позволяют, во-первых, выявлять и исследовать образовательно-развивающий потенциал современного человекознания, а, во-вторых, разрабатывать технологии нового поколения, с помощью которых он может быть максимально реализован на практике.

Данные результаты, как мы полагаем, можно экстраполировать в образовательные среды всех гуманитарных вузов, поскольку гуманитарные науки в значительной степени предрасположены к межнаучному взаимодействию, обеспечивающему комплексное изучение и решение проблем человека.

Вместе с тем следует отметить, что результат межнаучного взаимодействия в любой области познания и его продуктивное использование в преобразующей деятельности человека определяется степенью взаимодействия естественных, общественных и технических наук, которое усиливается по мере их самостоятельного развития и появления новых наук.

Таким образом, педагогика высшей школы, заимствуя всесторонние данные других наук о человеке и не только, обогащает свой объект, предмет, язык, задачи и методы, способствует тем самым построению качественно новой – развивающей образовательной системы, направленной на совершенствование профессиональной подготовки студентов.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. 2-е изд. – СПб: Питер, 2001. – 260 с.
  2. Гребенюк Т.Б Проблемы педагогики средней и высшей школы: сборник научных трудов молодых ученых / Под ред. Т.Б. Гребенюк, А.В. Петрущенкова. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. – Вып. 2. – 153 с.
  3. Кедров Б.М. Взаимодействие наук. Теоретический и практический аспекты. – М.: Мысль, 1984. – 320 с.
  4. Краевский В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2001. – 244 с.
  5. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собрание сочинений. Т. 1-11; редколл. Е.Н. Медынский. – Т.8-9. – М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.
  6. Хроменков П.А. Использование современного человекознания в высшем педагогическом образовании: монография. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – 226 с.[schema type=»book» name=»ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ МЕЖНАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» author=»Хроменков Петр Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found