Профессиональная компетентность преподавателя определяется как «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» [5].
В составе профессиональной компетентности преподавателя могут быть выделены следующие ее виды [6]:
— специальная и профессиональная компетентность (знания в сфере преподаваемой дисциплины);
— методическая компетентность (методы формирования и развития знаний, умений и навыков студентов);
— социально-психологическая компетентность (в области межличностного взаимодействия);
— дифференциально-психологическая компетентность (умение оценить мотивы, способности и склонности обучаемых);
— аутопсихологическая компетентность или рефлексия педагогической деятельности (умение оценить положительные и отрицательные моменты в своей работе и собственной личности).
С учетом инновационных процессов, которые сегодня происходят в жизни общества в целом, возникают новые требования не только к уровню подготовки выпускников того или иного образовательного учреждения, но и к профессиональной квалификации преподавателей. Ряд исследователей, в частности, Б. С. Гершунский и И. А. Зимняя [2, 4], также рассматривают в качестве составляющей профессиональной компетентности преподавателей информационную компетентность, то есть знания и умения, которые дают возможность задействовать в образовательном процессе учебные материалы и реализовать проекты на основе использования информационно-коммуникационных технологий. В качестве целей развития профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в использовании информационно-коммуникационных технологий можно назвать активизацию учебно-познавательной деятельности студентов и достижение большей эффективности практической деятельности преподавателя.
Возможность использовать информационно-коммуникационные технологии позволяет по-новому организовать процесс обучения. На сегодняшний день в учебных планах высших учебных заведений по различным дисциплинам, включая иностранные языки, значительно увеличивается количество часов, которые отводятся на самостоятельное изучение ряда тем. В этих условиях компьютерная грамотность обучающихся должна быть достаточной для того, чтобы работать с компьютером в качестве пользователя. При этом информационная компетентность преподавателя должна быть достаточной для того, чтобы он мог выступать в роли организатора учебного процесса и эффективно использовать современную компьютерную технику и мультимедийные технологии для успешной практической деятельности и реализации целей и задач обучения иностранному языку. [9]
На сегодня существует множество работ, в которых рассматриваются проблемы подготовки преподавателей средней и высшей школы к применению информационных технологий в учебном процессе, в том числе особенности обучения информатике и технологиям в педагогических вузах. Ряд исследований также описывает принципы и проекты организации систем подготовки учителей и преподавателей различных дисциплин, призванных сформировать навык использования информационно-коммуникационных технологий для обучения школьников и студентов, в том числе на уровне регионов с целью создания единого образовательного пространства. [1, 7] При этом остается открытым вопрос о способах развития информационно-коммуникационной компетентности действующих преподавателей, которые в силу объективных факторов не смогли выработать нужные навыки и получить необходимые знания о применении информационных технологий. Как правило, им необходимо самостоятельно повышать свой профессиональный уровень в этой достаточно сложной области. [7]
На сегодняшний день различные организации предлагают курсы повышения квалификации, включая информационно-коммуникационную компетентность, для преподавателей иностранного языка. Форма обучения может быть как очной, так и дистанционной (онлайн-обучение). Преимуществом последней является то, что дистанционное обучение позволяет повысить профессиональный уровень преподавателей без отрыва от основной деятельности. Однако очная форма обучения представляется не менее интересной, поскольку именно такой подход предлагает больше всего возможностей для интеграции и аккумулирования опыта обучаемых по использованию информационных технологий на занятиях по иностранному языку. Обмен опытом расширяет для преподавателей спектр возможностей применения полученных знаний.
Составляющими профессиональной компетентности преподавателей иностранных языков в сфере использования информационно-коммуникационных технологий можно считать:
— умение конструировать содержание обучения в соответствии с образовательным стандартом и с учетом особенностей преподавания иностранного языка в отдельном учебном заведении и специализации студентов;
— навык подбора учебных материалов с учетом индивидуальных особенностей студентов и уровня владения иностранным языком;
— умение проектировать электронные учебные материалы (практические задания, электронные учебники) и разрабатывать тестовые задания для контроля усвоения содержания курса;
— выбор и рациональное использование эффективных средств и технологий (мультимедийные комплексы, интерактивные средства обучения, сетевые технологии);
— заинтересованность преподавателя в дальнейшем освоении технологий, которые расширяют его профессиональные возможности.
Последний пункт представляется особенно важным в связи с тем, что сегодня профессиональное самосовершенствование считается самостоятельным видом профессиональной деятельности и неотъемлемой составляющей подготовки преподавателя. [3]
Успешное повышение информационной и коммуникационной компетентности преподавателей иностранного языка зависит от ряда условий, которые могут включать:
— точное определение целей и задач обучения;
— детальное планирование самостоятельного обучения преподавателя с поэтапным освоением новых ресурсов и технологий;
— наличие способов контроля за качеством обучения и высокий профессиональный уровень преподавателей, осуществляющих подобный контроль;
— наличие учебно-методического обеспечения, размещенного на разных видах носителей;
— сочетание контактных и дистанционных форм обучения;
— наличие у преподавателей базовых навыков работы на компьютере;
— мотивация преподавателей к самостоятельной работе. [7]
Вероятнее всего такие условия могут быть реализованы при наличии единых требований к конечному результату обучения иностранному языку и возможности точной оценки преподавателями доступных для них технических средств обучения, а также возможности обратиться за консультацией к специалистам в области информационных технологий, то есть в отдельном учебном заведении.
Как отмечено выше, необходимо учитывать уровень оснащенности высшего учебного заведения техническими средствами и возможности, которыми располагают его преподаватели для использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
Основные навыки информационной и коммуникационной компетентности, необходимые для преподавания иностранного языка, включают:
— навык использования электронной почты для рассылки домашнего задания, планирования графика выполнения заданий на семестр/ учебный год или предоставления ссылок на материал, необходимый для подготовки к занятию или самостоятельного изучения;
— навык работы в компьютерном классе: работа с электронными приложениями к учебникам, аудио- и видеоматериалами, тестирование, дополнительная мотивация студентов (например, игровые задания для студентов, которые раньше других справились с материалом урока), а также возможность работы в группах с разным уровнем языковой подготовки;
— навык работы в компьютерном классе с подключением интернета: доступ к оригинальным материалам, вовлечение студентов и преподавателя в творческий процесс создания нового знания, создание естественной языковой среды.
Таким образом, процесс формирования и развития информационной и коммуникационной компетентности преподавателей иностранного языка включает в себя самостоятельную работу преподавателей, отдельную от учебного процесса (прохождение курсов повышения квалификации с целью овладения необходимыми знаниями), но при этом является неотъемлемой частью самого учебного процесса (реализация подготовленных проектов, выполнение заданий в учебной аудитории) и фактором ее дальнейшего развития (накопление и обмен опытом практического использования полученных знаний и как следствие — развитие контактов между высшими учебными заведениями, формирование связей в рамках педагогического сообщества).
Еще одним важным фактором достаточной информационно-коммуникационной компетентности преподавателя является понимание того, что применение информационных технологий не следует превращать в самоцель. [7, 8] Любое средство, которое используется в учебном процессе, является равноценной составляющей дидактической системы наряду с ее другими компонентами, а появление нового средства, которым являются информационные технологии, предполагает изменения во всех этих компонентах, включая цели, формы и методы обучения, а также работу преподавателя и студентов. В связи с этим использование информационных технологий необходимо рассматривать как составляющую общей методики преподавания иностранного языка, а информационно-коммуникационную компетентность преподавателя – как один из аспектов методической компетентности.
Список литературы:
- Акапьев, В. Л. Модель формирования информационно-технологической компетенции преподавателей [Электронный ресурс] // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время, Т. 1 Вып.2, 2012.URL: e-almanac.space-time.ru/assets/files/…/rubr9-rakurs-st2-akapev-2012.pdf (дата обращения: 12.03.2015)
- Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века. — М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
- Заславская, О. Ю. Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя в условиях внедрения информационных технологий. 4 с. [Электронный ресурс]// URL: vestnik/ 2004/4.pdf
- Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] //URL: aspirant.rggu.ru/article. html?id =50758 (дата обращения: 15.03.2015)
- Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь/ Г.М. Коджаспирова. – Академия.: 2001. – 672 с.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастерства производственного обучения/ Н.В. Кузьмина. – М.: Высшая школа. – 1990. – 198 с.
- Маркова, В. И. Педагогические условия повышения информационно-коммуникационной компетентности преподавателей [Электронный ресурс] // Историческая и социально-образовательная мысль Вып.3 Т.5 2010., С. 82-84. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-povysheniya-informatsionno-kommunikatsionnoy-kompetentnosti-prepodavateley (дата обращения: 10.03.2015)
- Миллер, В. В. Интернет-технологии как эффективный способ формирования коммуникативной компетентности студентов [Электронный ресурс] // Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием) «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры», Секция №20 «Профессиональная компетентность преподавателя лингвистических дисциплин», С. 1472-1475. URL: https://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf6/20.pdf (дата обращения: 10.03.2015)
- Степанова, О. А. К вопросу о совершенствовании информационной компетентности преподавателей вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета №9 (137)/2013, С. 51-53.[schema type=»book» name=»О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА » author=»Щетинина Александра Тариэльевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]