Гармонизация межэтнических отношений в современной школе является одной из серьезных проблем современного образовательного пространства. Педагоги знают, что расистские и ксенофобские установки ребенка и подростка чаще всего формируются под воздействием взглядов значимых взрослых, которыми для ребенка являются как родители, так и учителя. А это значит, что установки на межэтническую толерантность, на диалог и бесконфликтное поведение могут и должны быть частью учебного и воспитательного процесса в школе.
Новые регионы, ставшие частью Российской Федерации в прошлом году – Республика Крым и г. Севастополь имеют в этом отношении интересный опыт, с которым могут ознакомиться их коллеги – российские педагоги.
Крым всегда являлся регионом, в котором проживало большой количество представителей разных этнических групп. Неудивительно, что отношения между ними в силу самых разных социальных, экономических и политических причин складывались далеко не всегда безоблачно. Тем не менее, крымская общественность в целом и крымские педагоги в частности с успехом воплотили образовательный проект, который существенно снизил межэтническую напряженность в регионе, позволил рядовым гражданам Крыма узнать больше о живущих бок о бок с ними соседях, позволил свести к минимуму почву для негативных стереотипов межэтнического восприятия с помощью просвещения и воспитательных технологий. В детских садах, школах и ВУЗах Крыма был введен курс «Культура добрососедства».
Автор данной публикации познакомилась на данный момент только с тем сегментом данного проекта, который касался введения данного курса в начальных школах Крыма. В ходе работы в июле 2014 года по обучению педагогов Крыма новому российскому предмету «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Инициаторами и реализаторами нового учебного курса стали как научные работники, педагоги и методисты, так и представители общественности и бизнеса. Среди партнеров были Таврическая группа медиации, Иноформационно-исследовательский центр «Интеграция и развитие», Крымский филиал Научно-методического центра среднего образования Министерства образования и науки Украины АРК, Крымское отделение института востоковедения Национальной академии наук Украины.
Авторский коллектив разработчиков проекта составили педагоги и научные работники республики Крым под руководством М. А. Араджиони, Е. В. Быкова, Л. Ф. Кравцова, Л. Г. Мухоморина, О. К. Смирнов, Т. Э. Яковлева, Н. Ю. Опенко, Л. В. Утикас, Е. В. Черный.
Авторы проекта сразу предусматривали системный общекомпетентностный характер курса – они планировали развивать данный предмет не только в начальной школе, но и начиная с дошкольного обучения, а также обучая педагогов в ВУЗах республики и повышая их квалификацию в рамках последипломного образования. Курс изначально был задуман и как практико-ориентированный и как просветительский. В качестве «знаниевого» курса «Культура добрососедства» был предназначен для этнического просвещения как детей, так и родителей и педагогов; в качестве практического он был основой для системного формирования добрососедских отношений между представителями разных этнических и конфессиональных групп, для приобретения ими навыков культуры консенсуса. Между прочим, крымские педагоги уже в ходе обучения продемонстрировали большую терпимость к различным религиоведческим концепциям, непритворную заинтересованность и убежденность в нужности такого рода знаний для школьного педагога, а также творческий характер преподавания данного предмета в школе, который в ходе нашего обучения был перенесен и на ОРКСЭ. Пожалуй, еще ни в одной московской группе автор не сталкивался с таким количеством авторских и творческих разработок мероприятий и уроков, как среди коллег, имеющих опыт преподавания «Культуры добрососедства» в Крыму.
На карте Крыма можно увидеть как широко была внедрена в преподавание новая дисциплина[1].
«Культура добрососедства» изначально планировался как интегрированный, систематизирующий курс, который обобщает уже имеющиеся у детей знания по краеведению, источниковедению, этнической истории и этнографии Крыма, а также прикладной аксиологии и конфликтологии.
В то же время этот курс существенно отличался от знакомого российскому педагогу краеведческого курса в первую очередь тем, что был полноценным курсом, направленным на формирование общих ценностей и культуры гражданственности среди детей и молодежи Крыма. В данном случае знания служили основой для формирования области духовно-нравственной культуры, построенной на принципах культуры мира и взаимоуважения между народами, проживающими в Крыму. Именно поэтому данный курс может быть отнесен к духовно-нравственному краеведению.
По заявке самих авторов курса, его целью являлось именно воспитательное воздействие на ребенка, приобретение им определенных личностных качеств «воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов Крыма и Украины, хорошо знакомых с родным краем и гордящихся им, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал»[2]. Причем, при введении данного предмета использовался опыт именно воспитательной работы, полученный педагогами в процессе организации и проведения летних «лагерей мира», круглых столов, семинаров, конференций по вопросам мультикультурного образования, толерантности и межэтнического взаимодействия.
Нормативно-правовая база курса также опиралась на определенную традицию: данный учебный курс состоял из региональной программы по межкультурному образованию детей дошкольного возраста «Крымский веночек», утвержденной решением коллегии Министерства образования и науки АРК от 22.08.2004 г. № 6-4, и двенадцати взаимосвязанных и структурно единообразных программ для 1-12-х классов (по 35 учебных часов ежегодно), каждая из которых имела своё название, отображающее ведущую идею содержательной части курса в соответствующем классе.
Предметная часть курса состояла из нескольких учебных блоков: география региона, краеведение, материальная и духовная культура народов Крыма, мировые религии в Крыму, народные ремесла и декоративно-прикладное искусство, традиционный быт, образ жизни и этикет народов Крыма. На каждом уровне, даже для самых маленьких был предусмотрен блок по воспитанию предотвращения и конструктивного поведения в конфликте: изучался т.н. «язык соседа» (особенности бытового уклада и поведения), могущие привести к непониманию, если о них не узнать заранее, аксиология и конфликтология, применительно к возрастной психологии ребенка. Кроме того, сам курс изначально был практико-ориентрован, так как подразумевал краеведческую и поисково-исследовательскую работу. В школах были сформированы специальные кабинеты народоведения, в одном (д. Орехово, Сакский район) из которых автору довелось побывать. В целом, несмотря на весьма скромные материальные условия данный кабинет представлял собой полноценный школьный краеведческий музей, со значительной интерактивной составляющей, причем большинство экспонатов музея были созданы руками педагогов и детей, а также представляли собой семейные реликвии, и предметы быта и традиционной культуры народов Крыма, подаренные семьями обучающихся.
Таким образом, следует отметить, что данный предмет является существенным ресурсом педагогов Крыма, способствующим успешному преподаванию нового учебного курса ОРКСЭ. Культурологические знания о религиоведении, полученные крымскими педагогами в ходе преподавания «Культуры добрососедства» позволяют существенно сократить время на освоение знаниевого компонента нового российского курса. Кроме того, крымские педагоги оказались морально подготовленным к введению нового курса, у них уже был опыт преподавания курса из близкой предметной области, методические наработки, основные опорные знания по возможностям культурологической трактовки религиоведческих знаний. Более того, они меньше волновались о восприятии данного курса родителями и детьми. В большинстве они были убеждены, что данный курс необходим, и способствует взаимопониманию и предотвращению конфликтов между детьми.
[1] См.
[2] См. type=»book» name=»ОПЫТ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПЕБЛИКЕ КРЫМ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ» author=»Клишина О. С.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]