Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

НООСФЕРНОЕ НАЧАЛО В КАЗАХСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . НООСФЕРНОЕ НАЧАЛО В КАЗАХСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Только что появившись на свет, человек стремится познать окружающую его среду, внешний мир. Одним из признаков этого является желание пришедшего в мир ребёнка с вниманием смотреть на любой предмет, тянуться к нему рукой. У всех народов, заселяющих нашу планету, имеются свои мысли, идеи об окружающей их среде, природе, об использовании природных богатств, их освоении и защите, имеются сформировавшиеся относительно них убеждения и традиции. В сфере образования эти особенности берутся  за основу.

Например, если сопоставить систему образования и просвещения азиатских стран, в частности, Японии, а также принципы воспитания и образования из европейских стран Германии, то становится очевидным тот факт, что в качестве основополагающего направления здесь взяты национальная психология и народный темперамент. Сразу бросается в глаза соответствие образцов воспитания подрастающего поколения этих двух стран, начиная с детских садов, в работе школы и системе обучения, менталитету своих народов, их поведению и характеру.

Ещё особенность, о которой следует сказать в связи с проблемами экологии, — это различия между Востоком и Западом. Восточная культура ближе к природе, здесь, можно сказать, совершенно чуждым является превосходство над природой, безжалостное отношение к ней, в целом здесь считается всё это противоречащим воспитанию человечности, нравственным ценностям.

Если рассматривать философию номадов, то очевидно, что существуют особенности, свойственные только кочевому казахскому народу, отточенные веками нормы поведения Великой степи.

Для казахов, для формирования их духовной сущности большое влияние оказало их существование в тесной взаимосвязи со степью. Наши предки жили, приспосабливаясь к бескрайности степи, не охватываемым взором просторам. Приспосабливаясь к жизни степи, её силе и воздействию, они в то же время приспосабливали и её себе, своим потребностям. Так, во взаимной борьбе между собой и природой развивается находчивость, действенность, закаляется характер, формируются сила, решительность, понимание, чувство, высокие чувства, устремления и другие, свойственные человеку особо проявляющиеся качества. Поэтический дар, дух, уравновешенный умом, глубокие размышления, свойственные акынам и жырау древности, Абаю Кунанбаеву, Сакену Сейфуллину, Чокану Валиханову, Мухтару Ауезову, Олжасу Сулейменову и другим, родились, можно сказать, под особым влиянием чистого звёздного неба, бескрайней зелёной степи. Поэтому степной ландшафт можно назвать созидательной силой, формирующей национальный духовный фонд  [7, с. 4].

Природа, широкая степь оставили свой узорчатый след и в формировании удивительного неповторимого искусства саков. Это видно и в особо вдохновенном, мечтательном, высокого мастерства изображении современными художниками жизни степи и её устремлений.

Казахский народ особо богат легендами и сказаниями о природе-матери, связанными с ней традициями, обычаями, обрядами. В этом наследии отражается призыв наших предков к своим потомкам любить природу, защищать её, учат избегать дурных поступков, жестоких действий, одним словом, давали экологическое воспитание.

Потому что вся жизнь казахского народа протекала на природе, имела с ней общую судьбу. Так как природа была сферой существования народа, под её сенью шла жизнь, то люди воспринимали себя как порождение, часть природы, хранили её богатство, как зеницу ока.

Казахский народ, сохраняя и лелея сферу своего обитания, природу родного края, одновременно исследовали обитающих там животных, произрастающие растения, сделали свои заключения относительно их состояния и передавали это из поколения в поколение как заветы потомкам. Они понимали леса и рощи окружающей среды, её реки и озёра, её пустынные и полупустынные места и в целом всю степь как некое единство, источник жизни. Внимательно следили за природными явлениями, обладали способностью прогнозировать погодные изменения, предугадывать природные катаклизмы. Особенно благодаря умению заранее прогнозировать погоду, регулировали свои взаимоотношения с природой [6].

Например, А.Левшин в своём труде высказывает следующую мысль: «В связи с тем, что киргизы (казахи) жили вплотную с природой, питались обычной простой пищей, жили привольно, дыша чистым воздухом, у них было крепкое здоровье, долго жили, были сильными, мощными, терпеливо переносили голод, холод, жару. Киргизы оберегают, очень заботятся о родной земле, земле отцов. Никто не оставляет и никуда не уходит с земли, где он родился, где стирали его детские пелёнки» [6, с.187]. Эти слова можно рассматривать как доказательство экологической культуры людей, здорового образа жизни.

Кочевники понимали человека как часть звёздного мира, казахи с давних времён осознавали себя частью Вселенной, отсюда создавались правила распорядка жизни, существования.

Культура казахского народа своего рода экофильна. Эти традиции основаны на формирования экологического сознания, направлены на привитие любви к матери-природе в каждодневном своём бытии.

Если для западной цивилизации космос и природа представляют собой объект действий, соответствующий достижению целей человека и поэтому стоящий вне личности, то для кочевников они рассматриваются в качестве действующей личности. Космос понимается ими не как холодное, бесконечное пространство, а как вечный гарант человеческого существования. Человек, будучи частью космоса, не может оставаться равнодушным, не размышляя о различных свойствах окружающей среды, её внешнем облике и виде, сущности. Веками выношенная народная мудрость гласит: вся Вселенная одна, а люди являются составной частью цельной природы. Проблема освоения бесконечности – мотив, идущий ещё с шумерской цивилизации, отражённой в «Сказании и Гильгамене». Окинув взором бескрайнюю степь, номад увидел прежде всего большой круг – горизонт. Он стоял, как бы обшитый небесным куполом. Понять умом бесконечность невозможно. Это – таинственная сущность, знак неизвестности, темноты, мрака. Житель широкой степи в поисках ориентира смотрит на небо, отыскав Полярную звезду, далее находит месторасположение Большой Медведицы, обращает внимание на Венеру, Стожары, Плеяды, тем самым приближает к себе небо. Войско, отправившееся в поход, путник, собравшийся в дорогу, пастух, смотрящий за скотиной ночью, отыскивали направление, ориентируясь по звёздам [2, с. 211].

Номады верили в правильность выбора этой своей роли на земле. Таким образом, табу были для людей  в их повседневной жизни ориентиром в делах и поведении, защищали от совершения негативных поступков. С их помощью старшие без насилия, свободно передавали подрастающему поколению жизненные ценности. Народ, породивший эти жизненные нормы поведения, смотрел на земное бытие с глубоко философской точки зрения, с глубоким пониманием. Конечно, эти нормы поведения постоянно обогащались практикой пришедших на смену новых поколений [1, с.3].

Наряду с многочисленными рассказами, повествованиями, дающими понятия и представления познавательного характера о родном крае, земле, окружающей среде, природе, существуют запреты, поверья и приметы, как знаки хорошего предзнаменования и как преграды плохому – правила, установления, вобравшие в себя богатый опыт народа в воспитании примерного поведения, начиная с детского возраста и до взросления. В основе каждого запрещающего слова лежит воспитательный смысл, отвращающий от плохих действий, чуждых умыслов и намерений, философские заключения [1, с.5].

В человеческом обществе нет сфер, где бы не было запретов. Чтобы понять воспитательное значение запретительных слов, необходимо рассматривать их дифференцированно, в соответствии со свойственными им семантическими особенностями. Так, если взять запретительные слова, связанные с природой, охраной окружающей среды, то сразу можно увидеть элементы экологического воспитания. Например, «Увянешь, как всё зелёное» — предсказание чего-то плохого, чтобы не дать возможности «рвать зелень»; «Грех так делать» — говорят так, чтобы не разрешать бесцельно топтать посевы, луга с травой под сенокос; «И у воды есть просьба», «Текущая вода пусть течёт по своему руслу», «Дорога бия честная, дорога воды – чистая»: этими словами запрещается заворачивать текущую по своему руслу воду [5, с.198].

Играющих детей родители, взрослые, с детства приучают: «не колоти воду», «не загрязняй родник», «не болтай воду», «не плюй на воду» [4, с.190; 5, с.213]. Держать воду чистой – значит защищать её. Не мутить, не загрязнять воду стало прямой обязанностью каждого степного жителя. Всё это не только забота о воде, это значит и защита всего живого там: водной растительности, рыбы, птиц, обитающих вдоль берегов, то есть, слова о защите подобных живых организмов в целом, традиционные запретительные слова, рождённые желанием им спокойствия, удобного, благоприятного существования. Такие примеры можно приводить во множестве.

В сущности любое сознательное человеческое общество не бывает без запретов. Потому что такого рода запреты, как традиции, верования, морально-этические и правовые положения, работают на регулирование отношений в любой общественной среде, на сплочение людей для достижения определённых целей и тем самым достижения общественного согласия и гармонии. Традиции, основы человечности, религии, права, то есть в широком смысле основы культуры, формируются благодаря запретам, поэтому, наверно, народ говорит: «Молодёжь в стране без запретов – странствующие дервиши» [3, c.38]. Запреты сегодняшнего общества – право и конституция.

Подводя итог, можно отметить, что несмотря на то, что в различные исторические эпохи запреты в сознании человека имели в основе своей разные причины, они имели общественно-социальную значимость.

 

Список литературы:

  1. Бердалы Оспан // Adam Reader’s, «оранжевый» номер. Источник: guljan.org https://odnaknopka.ru/add/https://odnaknopka.ru/add/
  2. Ғабитов Т., Мүтәліпов Ж., Құлсариева А. Мәдениеттану: оқу құралы. Алматы: Қаржы-Қаражат, 2003. – 408-б.
  3. Кенжеахметұлы С. Қазақ халқының салт-дәстүрлері мен әдет-ғұрыптары. А.: Ана тілі, 1994. – 103 б.
  4. Кенжеахметұлы С. Ұлттық әдет-ғұрыптың беймәлім 220 түрі: көмекші оқу құралы. Алматы, Санат 1998. — 256 б.
  5. Қазбеков М. Наурыз: жаңғырған салт-дәстүрлер.-Алматы: Қазақстан, 1991. -356 б.
  6. Левшин А. Қырғыз-қазақ немесе қырғыз-қайсақ ордалары мен даласының сипаттамасы. Орыс тілінен аударма жасаған Кеңпейілов М.: Санкт-Петербург, 1983. – 3 т. – 230 б.
  7. Мырзабаев А.Б. Дала экожүйесі: жануарлар: оқу құралы. Қарағанды: ҚарМУ баспасы, 2010. -109 б.[schema type=»book» name=»НООСФЕРНОЕ НАЧАЛО В КАЗАХСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ» author=»Мырзабаев Аманай Байтурымович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found