На современном этапе научно-технического и социально-экономического прогресса с особым акцентом ставится задача – научить учащихся учиться. Хотя эта проблема не новая [3].
Еще за четыре столетия в «Великой дидактике» Ян Амосом Коменским было заявлено, что альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учили и больше бы учились. Тогда бы было меньше напрасного труда, а больше основательного успеха.
Но, как показывает практика, до сих пор, поставленная цель «Научить учиться каждого школьника» не нашла достаточного решения. На сегодняшний день учителя не обеспечены и не владеют полным пакетом эффективных образовательных технологий, не отработан четкий механизм, который мог бы обеспечить координацию деятельности учителей работающих в одном классе, эффективную преемственность педагогов начальной, основной, профильной ступеней обучения [1]. В этих и других объективных и субъективных факторах кроятся причины низких показателей наших учащихся по результатам международных исследований PISA, в которых принимал участие и Казахстан [8].
Современный период развития Казахстана определил новые приоритеты школьного образования, соответствующие мировым тенденциям, связанные с глобализацией и вхождением в мировое образовательное пространство.
Ведущий из них — качество школьного образования, нашел отражение в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы [2] и в Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы [7].
Таким образом, остро стоит вопрос формирования функционально грамотной личности. Поэтому профессиональная работа по развитию учебных компетенций учащихся особенно актуальна. Решение этой проблемы непосредственно зависит от соответствующей подготовки будущих учителей. Отсюда явно выступает необходимость пересмотра системы педагогического образования, необходима скрупулезная работа по совершенствованию Государственных образовательных стандартов, образовательных программ.
Вместе с тем, особо важным и основным, было и остается наиболее оптимальное решение вопроса профессионально-педагогической направленности изучения учебных дисциплин — психологии, педагогики, специальных профильных дисциплин, теории и методики преподавания. Каждый преподаватель педвуза должен четко знать место своего предмета в общей подготовке будущего учителя, обязан очень ответственно отнестись к планированию, организации, осуществлению своей педагогической деятельности. От уровня профессионально–педагогической направленности обучения каждому предмету учебного плана специальности зависит формируется ли тот учитель, которого ждет система образования, школа. Мы, преподаватели педвуза, должны довести до сознания каждого своего студента, что он будет заниматься формированием функциональной грамотности у каждого ребенка, которого будет учить, что он будет принимать непосредственное участие и в ответе в том, чтобы тот, с кем он работает:
— рос физически и духовно здоровым;
— полностью усвоил программу его учебного предмета;
— умел добывать и пополнять свои знания, т.е. обучаться на протяжении всей жизни;
— умел усвоенные знания, умения и навыки применять для решения широкого диапазона жизненных задач.
Основой достижения вышесказанного, считаем, прежде всего являются наши высокие личностные моральные и профессионально–педагогические качества, то есть мы должны суметь стать примером для своего студента, тогда он будет стараться стать примером для своего ученика.
Что подразумевается под высокими личностными моральными качествами, думаем, всем известно. К основным, из них, относим – человечность, высокую сознательность, трудолюбие.
Важным профессионально–педагогическим качеством преподавателя считаем, умение распредмечивать свою учебную дисциплину. Под распредмечиванием учебной дисциплины понимается – реализация ее содержательной, процессуальной и воспитательной функций. Содержательную функцию предмета необходимо реализовать так, чтобы усваиваемый теоретический материал студенты рассматривали в тесной взаимосвязи с содержанием школьного курса математики. Процессуальная функция предмета должна подготовить студентов к достижению развивающих целей обучения математике. Воспитательная функция предмета должна обеспечить формирование у студентов прфессиональных умений и навыков воспитания конкурентоспособной личности через возможности преподавания математики.
Это непростая преподавательская работа, она требует систематического поиска, исследования, совершенствования, но, обязательно приведёт к успешному достижению цели. Система работы учителя может быть эффективной лишь тогда, когда она основывается на знании внутренних механизмов учения, на понимании того, как происходят в сознании учащихся отражение и преломление всего того, что воспринимается в ходе учебного процесса [3].
Реализация указанных трех функций преподаваемой дисциплины требует функциональной грамотности от нас самих и прежде всего профессионального владения учебными компетенциями, которые должен усвоить будущий учитель и научиться развивать их у учащихся [5]. Особого внимания требует владение методикой и технологией обучения и учения, конечная и главная цель которых, это становление учителя, который будет специально заниматься развитием учебных компетенций учащихся.
Например, достигаемый образовательный результат по математике должен отвечать, с одной стороны традиционной академической направленности школьного курса (овладение учащимися программным объемом знаний, умений и навыков по предмету), с другой стороны – возможности свободного использования математики на практике (в учебном процессе и в повседневных жизненных ситуациях). Принимая «умение учиться» как учебную компетенцию, мы должны принять во внимание, что это та компетенция, которая обеспечивает овладение новыми учебными компетенциями. Учебная компетенция это способность учащихся применять знания, умения и навыки в учебной деятельности. Компетенция мобилизует знания, умения, навыки, опыт, поведение учащегося в конкретной деятельности [4].
Если умение, являясь в какой-то степени проявлением компетенции, осуществляется в конкретной и специально созданной ситуации, его формирование отслеживается внутри предмета, чаще всего внутри изучаемой темы, то компетенция осуществляется в различных и во всевозможных ситуациях.
Показывая общность действий, например вычислительных, логических и других для разных учебных предметов, учитель математики может заложить основу учебных компетенций – видения сходных конструкций, математических моделей, то есть формирует, важнейшее умение, умение переноса знаний и умений в новую ситуацию или точнее – фактически новую компетенцию.
В настоящее время, как в профессиональном, так и в общем образовании широко внедряется компетентностный подход – подход, при котором актуализируется проблема формирования учебных компетенций различными средствами [9].
В частности, при обучении математике формирование учебных компетенций можно осуществить на основе интеграции математики и естественнонаучных предметов. При этом учебными компетенциями применительно к математике назовём способность применять усвоенные в ней знания, умения и способы деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин, физики, химии, биологии, географии, экологии.
Компетентностный подход направлен на развитие у учащихся способности к учению, так как «нельзя ничему научить, можно только научиться». Приоритетное место среди ключевых компетентностей предоставлено компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Личностно-осмысленный опыт осуществления учебно-познавательной деятельности можно определить как учебно–познавательную компетентность учащегося [6].
Учебно-познавательная компетентность, ключевая компетентность и она является базой для овладения учащимся всеми учебными компетенциями, с одной стороны, с другой — сама со временем динамически «обрастает», систематически структурно пополняется, корректируется, совершенствуется, способствуя становлению функционально грамотной личности из каждого ученика.
Учитель, владея методикой и технологией распредмечивания, может добиться определённых успехов в развитии учебных компетенций учащихся. Однако, эта работа будет намного эффективней, если добиться обязательного участия в ней большинства учителей и, в свою очередь, обязательным предполагается умелое управление этим процессом. Только при этом условии можно скоординировать деятельность учителей, работающих в одном классе и обеспечить преемственность на различных ступенях образования. -**
Важно, чтобы педагогический коллектив школы, признал ключевой характер учебно-познавательной компетентности, каждый педагог осознал, что своевременное формирование основ учебно-познавательной компетентности ключ к решению остро стоящего вопроса, добиться функциональной грамотности каждого школьника.
Список литературы:
- Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся
– М.: АПК и ППР0. -2006.
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на
2011-2020 годы. Постановление №832 Правительства Республики Казахстан
от 25 июня 2012 года.
- Есенова М.И. Особенности подготовки студентов педвуза к формированию
учебно-познавательных умений учащихся /На материале преподавания
профилирующих дисциплин отделения математики физико-математического
факультета/: дисс. канд. пед. наук. — Алма-Ата, 1987. — 152с.
- Есенова М.И., Мамбетова К.Ж., Маханова А. Оқу-танымдық құзыреттіліктің
мағынасы. — Хабаршы. Физика, математика, информатика сериясы. ҚМҚПУ. –
А.: «Қыздар университеті», №2 (56), 2015. — 109-115 б.
- Караев Ж.А., Баймуханов Б., Ахмедова Р.Б. Профессиональная
компетентность учителя по формированию функциональной грамотности
учащихся. – А.: Орлеу, 2013. – 204 с.
- Константинова С.И. Формирование учебно-познавательной компетентности
у учащихся старшей профильной школы (на материале аглийского языка):
дисс. канд. пед. наук , 2006. — 149 с.
- Национальный план действий по развитию функциональной
грамотности школьников на 2012-2016 годы. — www.edu.gov.kz.
- Основные результаты международного исследования 2012. – Астана. РГКП
«Национальный центр образовательной статистики и оценки МОН РК», 2014.
– 283 с.
- Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и
компетентностный подход // Высшее образование сегодня, 2004, № 8. –
с.26-31.[schema type=»book» name=»НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К РАЗВИТИЮ УЧЕБНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ » description=»В статье рассматриваются возможности учебного предмета в подготовке будущих учителей к разитию учебных компетенций учащихся, а, именно, умелое распредмечивание, выявление всех скрытых его возможностей. Содержательную функцию предмета необходимо реализовать так, чтобы студенты усваиваемый теоретический материал рассматривали в тесной взаимосвязи с материалом школьного курса математики. Процессуальная функция предмета должна подготовить студентов к достижению развивающих целей обучения математике. Воспитательная функция предмета должна обеспечить формирование у студентов прфессиональных умений и навыков воспитания конкурентоспособной личности через возможности преподавания математики.» author=»Есенова Мария Ибрашевна, Мамбетова К.Ж., Кудекова Н.Е., Амалбекова Л.Е.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-19″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]