Развитие навыков использования научной речи наряду с исследовательской деятельностью является актуальной задачей современной школы, где научные конференции школьников, презентации проектов и другие формы обмена «научными достижениями» уже вошли в практику. При этом школьникам не хватает подготовки, которую они получают на обычных уроках английского языка, для развития такой специфической компетенции, как подготовка и презентация научного доклада или сообщения.
В более широком аспекте проблематика настоящего исследования входит в сферу анализа понятий «мотивация учения» и «внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся по иностранному языку». Внеклассные занятия выступают важным помощником учителя, который не только углубляетзнания учащихся, но и значительно влияет на развитие их культурного и творческого потенциала, интереса к культуре другой страны и, как следствие, развивает познавательные и социальные мотивы учебой деятельности. Формирование мотивации, в свою очередь,одна из центральных проблем обучения, дело общественной важности.
В результате исследования была разработана система подготовки научного доклада и презентации в рамках деятельности школьного научного кружка по иностранному языку,главная цель которого – развитие коммуникативной компетенции обучающихся в аспекте научной речи.
«Доклад – это вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нёё» [3].
Текст школьного научного доклада имеет своеобразную структуру, составные части, к которым предъявлены определённые технические требования, и которые обладают рядом синтаксических, семантических и композиционных особенностей.
На синтаксическом уровне наиболее существенными особенностями научной работы являются развернутая система союзной связи, обильное использование причастных и инфинитивных оборотов, пассивных конструкций, модальных глаголов.
Семантика научных текстов основана на терминологии, точности, прямой референции. Как правило, для научного текста использование языковых средств выражения, придающих оттенок образности, не свойственен [2].
Стратегия любого научного исследования, независимо от области знания и темы, включает три этапа: диагноз, анагноз и прогноз. Она отражается на композиционной структуре работы, воплощаясь во введение, основную часть и заключение, в том числе и в ученических докладах.
В ходе подготовки школьного научного доклада и презентации выделяют следующие этапы:
- подготовка и планирование (вцелях обретения большей ясности и экономии времени при сборе информацииобучающиеся решают, что они планируют написать и затем определяют, как это сделать);
- выбор и обдумываниетемы доклада (при выборе темы руководствуются её актуальностью, значимостью, степенью разработанности проблемы, а также собственными интересами и приоритетами);
- подбор литературы (на данном этапе определяют, какие данные по степени их уместности и достоверности подходят для доклада, какой объем данных необходим);
- работа с выбранными источниками и литературой (работу начинают с изучения наиболее важных и актуальных научных трудов, после чего переходят к второстепенным);
- систематизация и анализ материала (выделение главного в тексте, анализ проблематичного характера утверждений, оценка авторской позиции);
- составление рабочего плана доклада (необходимо выдержать последовательность основных разделов, представить их краткое содержание);
- письменное изложение материала по параграфам (текст доклада должен раскрывать тему, представлять информационное и структурное единство);
- редактирование, переработка текста (проведение тщательного анализа доклада. Ученик определяет, отвечает ли доклад содержательным, структурным и стилистическим требованиям);
- оформление доклада (соблюдение рекомендаций по дизайну школьного научного доклада)
- выступление с докладом (необходим учёт требований публичного выступления) [3].
Школьному научному докладу, как правило, всегда сопутствует компьютерная презентация, которая предполагает сочетание различных типов информации: текста, музыки, графических изображений, анимаций, видео. Необходимо учитывать рекомендации по комбинированию этих фрагментов: оптимальная громкость звуковых эффектов; изображения высокого качества, органично дополняющие текст; сжатость и краткость изложения; правильный шрифт; единое стилевое решение и т.д. Учёт особенностей составления и оформления электронной презентации в значительной степени повышает эффективность представления доклада.
Школьный научный доклад является формой и устной, и письменной речи, то есть это тщательно подготовленная речь, которая должна произноситься публично. Необходимо, чтобы речь докладчика была ясной, четкой, грамотной, уверенной, что делает ее понятной и убедительной. Нарушение в произношении слов недопустимо.Докладчик должен привлечь и удержать внимание слушателей. Это достигается как тщательным продумыванием структуры, так и экстралингвистическими средствами: мимикой, интонацией, жестами, взглядом. Обучающимся необходимо развивать умение ораторской речи.
Внешний вид также играет немаловажную роль. Это касается позы, жестов, одежды, прически, макияжа и аксессуаров юного учёного. Элегантность и аккуратность, способствует хорошему впечатлению и благоприятному расположению публики.
Письменный текст должен бытьграмотно написан и правильно оформлен, подробно и последовательно раскрывать тему содержания, в то время какустное выступление должно хорошо восприниматься на слух, быть интересным для аудитории.
Обучение подготовке и выступлению с научным докладом целесообразно проводить на занятиях школьного научного кружка, поскольку кружковая работа является одной из эффективных синтетических форм внеклассной работы, в которой могут сочетаться различные виды деятельности (конкурсы, перевод, театральные постановки,и т.д.). Как и другие формы внеклассной работы, кружковая деятельность основана на принципах коммуникативной активности,сочетания коллективных групповых и индивидуальных форм работы,учета уровня языковой подготовки учащихся и преемственности с уроками иностранного языка, а также на добровольности и инициативности обучающихся [4].
В рамках занятий разработанного нами школьного научного кружка «Youngscientists»осуществляется:
- изучение основ стиля английской научной прозы (понятия «функциональный стиль», «стиль научной прозы»; синтаксические, семантические, композиционные и другие особенности научных работ);
- анализ англоязычной научной литературы и особенности реферирования текстов;
- изучение доклада как жанра научной прозы (стадии подготовки научного доклада);
- изучение особенностей текста научного доклада (особенности синтаксиса, лексики, композиции, клише и т.д.);
- изучение особенностей выступления с докладом (ясная, чёткая, уверенная речь, правильный тон, драматизация)
- изучение рекомендаций по составлению электронных презентаций (основные правила комбинирования различных типов информации: текст, звуковые эффекты, графические изображения, видео и т. д.)
- драматизация научных дебатов;
- участие в школьных научных конференциях и др.
В систему входят 16 занятий, 7 из которых лекционные, 9 организованны в форме викторин, цель которых — закрепление знаний, полученных в ходе деятельности кружка.
Подобная деятельность способствует не толькорасширению и углублению знаний, умений и навыков, но и развитию интереса и индивидуальных наклонностей учащихся к определенной отрасли науки,вооружает их методами добывания знаний, стимулирует развитие личности школьника, положительно влияет на его мотивационную сферу.
Апробацияпредставленной разработки оправдала все ожидания.Этот проект готовился и проводился с большим энтузиазмом, были выполнены все педагогические задачи данного учебно-воспитательного дела. Школьники тщательно планировали и готовили свои «научные проекты», учитывая особенности изложения материала в научном стиле, следуя всем стадиям подготовки. Тексты школьных научных исследований логично раскрывали тему, были грамотно написаны, правильно оформлены и представлены как информационное и структурное единство. Обучающиеся воодушевлённо выступали с докладами и анализировали выступления своих одноклассников, участвовали в научных дискуссиях.
Литература:
- Аксарина, Н. А. Руководство научно-исследовательской деятельностью школьников :учеб.-метод. пособиедля учителей общеобразоват. шк. / Н. А. Аксарина ; Российская Федерация. М-во образования и науки. Федерал. агентство по образованию ; ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», филол. фак., каф. рус. яз. — Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2008. — 100 с.
- Гальперин, И. А. Стилистика / И. А. Гальперин. — М. :Высш. шк., 1981. — 316 с.
- Методические рекомендации по написанию докладов и рефератов [Электронный ресурс] / сост. А. В. Шуст. — Электрон. дан. — Новосибирск, 2012. https://www.ddtum.edu54.ru/DswMedia/rekomendaciiponapisaniyudokladov.doc— Загл. с экрана.
- Савина, С. Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе / С. Н. Савина. — М. : Просвещение, 1991. — 160 с.[schema type=»book» name=»Научный кружок как форма развития навыков подготовки научных докладов у школьников» description=»В статье рассматриваются основные этапы подготовки и презентации школьного научного доклада на иностранном языке, представлен план работы школьного научного кружка.» author=»СунгатуллинаА.О.,КомуцциЛ. В.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]