Внимание – это способность концентрировать психические и физические силы человека в течение определенного периода времени на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности [1, 5, 8]. В исследованиях Р.С. Немова определено, что внимание в познавательной деятельности характеризуется свойствами: объемом, концентрацией и переключаемостью, распределением [3].
Проявление свойств внимания зависит от функциональных особенностей нервной системы, возникновения в коре головного мозга процессов возбуждения и торможения [9, 4]. Любые отклонения в высшей нервной деятельности, характерные для детей с задержкой психического развития (ЗПР), приводят к нарушениям свойств внимания, которые являясь неотъемлемой частью познавательных процессов, обеспечивают выполнение любого вида деятельности. Что обуславливает острую необходимость коррекции этих свойств [2, 7]. Как показал анализ соответствующей литературы для эффективной коррекции свойств внимания необходима организация специально-направленной двигательной деятельности. Организованная двигательная деятельность с целенаправленным использованием физических упражнений может оказывать положительное влияние, как на рефлекторные связи, так и на развитие познавательных процессов [4, 5]. В ходе изучения современных подходов к коррекции познавательных процессов у детей с ЗПР было выявлено, что несмотря на имеющиеся предпосылки, и фундаментальные разработки в области исследований взаимосвязи физического и психического развития, средства физической культуры для коррекции первичных дефектов в психическом развитии детей с ЗПР не используются.
Цель нашего исследования заключается в организации занятий с использованием средств физической культуры, влияющих на коррекцию свойств внимания у детей с ЗПР.
Задачи исследования:
- Определить средства физической культуры и методы их обучения, способствующие коррекции свойств внимания у детей с ЗПР.
- Опытно-экспериментальным путем определить эффективность применения средств физической культуры, направленных на коррекцию свойств внимания у детей с ЗПР.
Для решения первой задачи определялись основные требования к подходам коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР [9]:
- Удовлетворение интересам детей с ЗПР.
- Разнообразие осваиваемого материала, соединяющегося с последовательностью его раскрытия;
- Чередование смены двигательных действий с повторением.
- Включение в процесс обучения мыслительной деятельности.
Такого рода требованиям для коррекции свойств внимания средствами физической культуры в наибольшей мере отвечают, как показал проведенный анализ, физические упражнения из классической аэробики, характерной особенностью которых при обучении является задействование мыслительной деятельности. Характер освоения и выполнения упражнений проявляется в последовательном введении большого числа новых элементов и повторении уже ранее изученных упражнений. При этом освоение двигательных действий осуществляется разными методами, благодаря которым возможно избирательное и целостное воздействие на свойства внимания: линейным методом и методом зигзага.
Линейный метод направлен на коррекцию свойств внимания: устойчивости, переключаемости и объема. Метод заключается в последовательной смене элементов после многократного повторения каждого элемента. Такой алгоритм обучения цепочке сменяющих друг друга действий, без возврата к предыдущему, позволяет актуализировать переключение внимания, с другой стороны повторение одного элемента и добавление к нему движений рук способствует в течение определенного времени удерживать внимание, а постепенное увеличение двигательных действий расширяет границы объема внимания [6].
Метод зигзага используется для укрепления концентрации внимания. Активизация процессов внимания детей с ЗПР осуществляется за счет постоянного добавления двигательных действий без остановок через возврат к первому элементу [6].
Для актуализации всех свойств внимания при выполнении упражнений осуществляли смену траектории перемещения, увеличивали темп и добавляли движения руками.
Для решения второй задачи у детей с ЗПР, учащихся в пятых, шестых, седьмых классах коррекционной направленности в МКОУ «СОШ № 3» г. Заречного в течение двух лет (2011-2013) проводилось опытно-экспериментальное исследование формирующего характера. В эксперименте участвовало восемьдесят учащихся с ЗПР. Содержание экспериментальных занятий включало освоение и выполнений специфических упражнений из классической аэробики, соединение их в танцевальные связки с использованием линейного метода и метода зигзага.
Определение развития свойств внимания осуществлялось на основании следующих тестовых методик: «Запомни и расставь точки», «Перепутанные линии» и «Корректурная проба» [10].
Методика «Запомни и расставь точки» определяющая объем внимания, заключается в демонстрации восьми таблиц, в некоторых клетках которых поставлены точки, на просмотр каждой таблицы — 1 сек. После просмотра детям необходимо в пустых таблицах расставить точки в соответствии с тем, что они видели. Всего 44 точки в таблицах, показатель объема внимания определяется по формуле: *100%, где х – это количество точек, верно поставленных в таблицах. Данная методика предложена Немовым Р.С.
Для определения развития концентрации внимания использовалась методика «Перепутанные линии», для выполнения которой необходим бланк с изображением множества пересекающихся линий, слева от которых проставлены цифры, а справа пустые клетки, необходимо началу каждой линии слева найти соответствующий конец линии справа и поставить такую же цифру в пустую клетку. На выполнение задания дается 10 минут. показатель успешности выполнения задания определяется по формуле: , где 25 – количество линий, х – количество правильно прослеженных линий [10].
Методика «Корректурная проба» оценивает способность к переключению внимания. Методика заключается, в зачеркивании указанных букв среди других, всего на бланке 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке. Тест выполняется 4 мин. Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле: c = , где «So» – количество ошибочно проработанных строк, «S» – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
Методика Б. Бурдона, направленная на исследование распределения внимания, заключается в поиске 15 пропущенных чисел в таблице, в которой в случайном порядке уже написаны числа от 1 до 40. Время выполнения методики 1,5 минуты. Правильно найденные все 15 цифр составляют стопроцентное выполнение.
Исходные и итоговые результаты проведенной опытно-экспериментальной работы приводятся на рис.
Рис. Динамика показателей развития свойств внимания у детей с ЗПР за 2 года формирующего эксперимента.
Данные на рис. определяют положительную динамику в коррекции всех свойств внимания у детей с ЗПР. Наибольшее улучшение определено в распределении внимания и составляет 47%, наименьшее изменение показателей определено в переключаемости внимания — 31%. В показателях объема, концентрации внимания изменения произошли на 38% и 37% соответственно.
Выводы:
- Отклонения в познавательных процессах, дефицитарность в развитии свойств внимания у детей с ЗПР обуславливает необходимость проведения целенаправленной коррекционной работы, значительное место в которой могут (и должны) занимать средства физической культуры (физические упражнения).
- Одним из наиболее действенных средств, используемых для коррекции свойств внимания у детей с ЗПР, могут являться элементы классической аэробики, во-первых, требующие при выполнении проявления всех свойств внимания. Во-вторых, отчетливо обозначенные различные алгоритмы освоения таких элементов и обучение специальными методами позволяет направленно управлять концентрацией, распределением, переключаемостью и объемом проявляемого учащимися внимания.
Литература
- Выготский Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С. Выготский. — Спб.: СОЮЗ, 1997. — 144 с. — (Психология ребенка).
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев — М.: Изд. Моск. университета, 1981. — 584 с.
- Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — 2 — изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
- Крестовников, А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. [Текст] / А.Н. Крестовников. — М.: Физкультура и спорт, 1951. — 532 с.
- Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 1 [Текст] / П.Ф. Лесгафт. — М.: ФиС, 1951.- 289 с.
- Лисицкая, Т.С., Аэробика: В 2 т. Т. I. Теория и методика [Текст] / Лисицка Т.С., Сиднева Л.В. — М.: Федерация аэробики России, 2002. 232 с.
- Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989.- 104 с.
- Майерс, Д. Психология [Текст]: пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова; худ. обр. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2001. – 848 с.: ил
- Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Никашиной. — М.: Просвещение, 1981. — 119 с.
- Психология личности: Тесты, опросники, методики / Сост. Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова, М.: Геликон, 1995. – 220 с. – (Б – кА практич. психодиагностики).[schema type=»book» name=»НАПРАВЛЕННАЯ КОРРЕКЦИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» author=»Летова Евгения Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]