Методология проектирования ОНП в университете базируется на системно-синергетическом, ресурсном, компетентностном, интегративном подходах [1, 2, 3].
Системный подход, являясь основой системно-синергетического, предполагает целостное рассмотрение проектирования, описание его состава, структуры, функций, и этапов развития. Применение системного подхода в проектировании ОНП позволяет формализовать и установить последовательность в этапах проектирования: целеполагание, концептуализация, конструирование, планировании, программирование, реализация проекта и его оценка. Объект проектирования – ОНП также проектируется как система. Конкретизация данного свойства к университету предполагает, что проектируются системно задачи ОНП: формирование общекультурной и профессиональной компетентности выпускника, сохранение его здоровья, развитие личных социально-приемлемых качеств. Для их решения подсистемы элементов содержания образования строятся по содержательному признаку, по уровням нарастания самостоятельности студента в его образовательно-научной деятельности, по степени нарастания человеческого ресурса субъектов ОНП.
Системно-синергетический подход, включает синергетическую составляющую и предполагает, что большинство существующих в природе систем — системы открытого типа, с большой долей неопределенности, между которыми происходит обмен информацией и состоят они из постоянно флуктуирующих подсистем. Относительно его применения стоит учесть, что основным элементом проектировании образовательно-научного процесса является человек, как личность (также неопределенность). В свою очередь, образовательно-научный процесс в университете, как открытая общественная система, рассматривает эту личность как основу общественных связей. Такой взгляд на данный подход и его конкретизация к проектированию позволяют выявить следующие требования системно-синергетического подхода в проектировании образовательно-научного процесса:
- Проектирование образовательно-научного процесса осуществляется в рамках многостороннего социального диалога.
- Процесс проектирования является открытой системой, то есть:
а) состоит из подсистем (этапов), между которыми происходит постоянный обмен информацией;
б) является подсистемой системы более высокого порядка и обменивается информацией с другими ее подсистемами.
- В проектировании должен быть обеспечен переход от управления к самоуправлению; от группового к индивидуальному уровню проектирования, от проектирования по заранее установленным совместно или извне общим правилам к проектированию и по стихийно возникающим, внутренним правилам.
В основании модели заложено представление того факта, что развитие ресурсов субъектов проектирования ОНП идет через актуализацию и реализацию их внутренних заранее неизвестных потенциалов, через личностно-значимую проектировочную деятельность при учете индивидуальных особенностей. Разработанная модель предполагает, что любые инициатива в проектировании, направленная на развитие ресурсов субъекта и любые свойства субъекта сами являются ресурсами его участия в проектировочной деятельности. Синергетическая методология позволяет установить особую систему координат развития ресурсов и субъектов образования и университета как организации. Речь идет о том, что в этой методологии при направлении на развитие человеческого ресурса ставится под сомнение наличие универсальных законов и принципов проектирования ОНП, универсальных причинно-следственных связей, которые раньше были рациональным основанием проектирования ОНП. Университет понимается как система нелинейная, нестабильная, открытая, эволюционирующая, вынужденная проектировать свой главный процесс – ОНП в условиях неопределенности, нестабильности и даже хаоса. И синергетика позволяет конструктивно учитывать эти особенности в проектировании ОНП, опираясь на учет значимости человеческого ресурса субъекта образования и его возможностей к саморазвитию, самоорганизации, актуализации его потенциала.
Ресурсный подход представлен в модели двумя своими формами: ресурсно-ситуационной и программно-целевой. Ресурсно-ситуационный аспект представляет собой способ мышления субъектов проектирования, когда в общем образовательно-научном процессе выделяются ситуации, связанные с актуализацией ресурса субъекта проектирования. Тогда в отношении данных ресурсов разрабатывается проект действий. В этом случае главным элементом проектирования образовательно-научного процесса является ситуация выявления и актуализации ресурса субъекта образования. Ресурсно-ситуационный аспект ориентируется на ресурсы всех участников ситуации – проектировщиков образовательно-научного процесса, но в первую очередь, на человеческие ресурсы «виновника» — студента. Главное требование — четкое определение признаков актуализации ресурса и границ ситуации по изменению проекта, разработка программы действий по разрешению ситуации. Ресурсно-ситуационный аспект в проектировании образовательно-научного процесса предполагает опору на следующие положения:
- проектирование осуществляется с учетом рассмотрения образования как сферы, в которой создается и воспроизводится социально-экономический ресурс;
- при проектировании интеграция образования и науки предстает как ресурс образованной личности, а проектировочная деятельность субъектов образования, как деятельность, обеспечивающая самовозобновление и развитие человеческого ресурса субъектов образования;
- ведущим в проектировании становиться вопрос наращивания личного ресурса субъекта образования в ходе его движения по образовательной траектории;
- сущность проектирования состоит в педагогическом содействии самоуправлению субъектов образования своими ресурсами, в управлении ресурсами окружающей среды для реализации программ образования по отношению к каждому субъекту проектирования;
- процесс проектирования предусматривает интеграцию цели субъектов и учет ресурсов каждого субъекта проектирования, корректировку, конкретизацию разработанных проектов ООП ВПО в случае актуализации ресурсов субъектов образования;
В ходе ресурсного проектирования значимыми становятся:
- правильная оценка актуализировавшихся ресурсов (определение их значимости в образовательно-научном процессе);
- описание ожидаемого эффекта в личностном развитии субъекта образования от изменения проекта;
- предвидение как положительных, так и отрицательных последствий от коррекции проекта;
- обеспечение соответствия конкретных педагогических методов конкретным ситуациям, обеспечение достижения целей субъектов проектирования оптимальным способом в существующих обстоятельствах.
На некоторых этапах проектирования ресурсный подход может приобретать свою жесткую форму — программно-целевую. В этом случае ресурсы подбираются под соответствующие цели. Такой аспект ресурсного подхода позволяет задавать однозначный алгоритм проектирования образовательного процесса и наделяет этот процесс значительной мерой управляемости. Любое действие субъекта проектирования в рамках проекта проявляется как исполнительское, то есть оно ориентируется на достижение, реализацию заданного образа, проверяется на соответствие ему и только после этого объявляется ресурсом. В качестве критерия результативности исполнительского действия выдвигается максимальное приближение к требованиям, представленным в виде сформулированной цели. В этом смысле, все действия проектировщиков, которые не укладываются в стратегию достижения цели, соответствия заданному образцу, норме трактуются как несущественные, мешающие.
Компетентностный подход в проектировании образовательно-научного процесса представлен следующими ориентирами [4]:
- паритет между общекультурными и профессиональными компетенциями, личными качествами и здоровьем как видами человеческих ресурсов субъектов проектирования является основанием их совместного проектирования ООП;
- приоритет профессиональных компетенций педагогов как субъектов проектирования является принципиальной установкой, характеризующей проектирование ООП;
- компетенции педагогического партнерского взаимодействия в проектировочной деятельности является важным элементом модернизации проекта ОНП;
- признание приоритета образовательно-научной деятельности студентов в формировании их компетенций не означает игнорирования их роли в проектировании их ООП;
- партнерство субъектов проектирования ОНП предполагает необходимость создания специальной системы оценки его результатов;
- аспекты приложения проектировочных компетенций студентов и работодателей должны быть схожими с теми профессиональными компетенциями выпускников университета, которые заявлены в федеральных государственных образовательных стандартах;
- освоение студентами и работодателями проектировочных компетенций должно осуществляться во взаимосвязи с профессиональными компетенциями;
- проектирование и реализация ООП в образовательном процессе должны сопровождаться непрерывным информационным обеспечением участников образования как субъектов исполнения своих компетенций по взаимодействию с партнерами;
- авторство соответствующих компетентностных моделей выпускника ООП принадлежит коллективу проектировщиков, осуществляющему координацию профессионалов в соответствующих сферах профессиональной деятельности.
Компетентностный подход призван ориентировать проектировщиков на отражение в ОНП паритета общекультурных и профессиональных компетенций в единстве с готовностью пользоваться ими в процессе проектировочной деятельности.
На ступени магистратуры следует учитывать приоритет исследовательской составляющей профессиональных компетенций в образовательной деятельности студентов. Решение этой задачи предполагает коренное изменение в распределении компетенций между субъектами проектирования: педагогами, сопровождающими образовательную деятельность студентов, работодателями, представителями научных школ и студентами – будущими магистрами. Возрастает доля аспектов, проектируемых магистрантами, существенно меняются компетенции педагогического сопровождения их проектировочной деятельности. Подготовка магистров к их будущей педагогической и исследовательской деятельности базируется и на глубоких знаниях студентов, и на способностях каждого из них к разработке новаций, в обосновании их полезности, а также к апробации результатов исследования. Все это возможно при соответствующей организации их участия в процессе проектирования ООП.
Следует отметить неизбежность теоретической подготовки субъектов в педагогическом проектировании перед их участием в проектировочной деятельности. Развитие любых компетенций человека предполагает как усвоение определенных знаний, так и усилий субъектов в апробации особенностей проектирования в собственной профессиональной деятельности. Очевидно, это необходимо тем более – для выпускников университетов, которые по статусу должны быть инициаторами прогресса в сфере профессиональной деятельности.
На ступени бакалавриата реализуется в большей степени прикладная составляющая профессиональных компетенций, которая проявляется в следующих аспектах проектирования образовательного процесса:
- прикладная (профилирующая) акцентуация проектирования, его формализованность и целенаправленность;
- реагирование на изменения рынка труда и востребованности в кадрах через ведущие компоненты проекта образовательного процесса: цель и содержание;
- детализация общей цели проектирования – приращения человеческого ресурса субъекта в тактической (формирования профессиональной компетентности выпускника в образовательном процессе), которая предстает через сумму частных компетенций;
- формулирование микроцелей с учетом профессиональной компетентности и компетенций;
- все аспекты ОНП содержательно, продуктивно и инструментально увязываются компетенциями;
- проектирование образовательного процесса по профилирующим предметам на основе формулировки микроцелей проекта – профессиональным компетенциям выпускника
- конкретная взаимосвязь условий проектирования образовательного процесса и управленческого процесса.
По сути дела, указанные особенности применения компетентностного подхода переводят проектировочные действия на инструментальный уровень, делая алгоритмичным сам механизм проектирования.
Интегративный подход предполагает ориентацию в университете интеграции образования и науки на инновационность проектов образовательно-научного процесса. Поскольку интеграция образования и науки должна обусловливать подготовку выпускников на основе взаимодействия с производством и бизнесом международного уровня, в ходе проектирования зарождается и развивается инфраструктура взаимодействия университета с внешней средой. Такая инфраструктура является основой образовательно-научной корпоративной культуры университета и его внутренней конкурентной среды, представленной в проекте ООП ВПО как условие реализации проекта ОНП. Кроме того интеграция образования и науки содействует управлению достижением качества проектирования, опережающему характеру [1, 3, 5]. В содержательном компоненте значительное место занимают ОИЗ, в которых a-priori содержание образования обогащается содержанием процессов научного познания, научного исследования. Содержание обогащается результатами научных исследования ППС (либо в форме авторских курсов, либо в виде отдельных модулей, включенных в содержание дисциплин учебного плана). Целесообразно включение значительной части студентов в реальные научно-исследовательские работы, выполняемые их преподавателями, постановку ОИЗ, которые с ними содержательно связаны и, возможно входят в них как составные части.
В методологии проектирования образовательного процесса подготовки бакалавра и образовательно-научного процесса подготовки магистра есть общее и особенное (табл. 1).
Таблица1. — Сравнение методологического компонента моделей проектирования
Уровень |
Общее |
Особенное |
Бакалавриат | партнерская основа взаимодействия субъектов проектирования;
аналитичность, целостность, целенаправленность, компетентностная основа |
последовательность, управляемость, алгоритмичность, формализуемость, опора на заданные практиоориентированные характеристики будущего проекта |
Магистратура | непрерывность, опора на личностные ресурсы проектировщиков, многовариантность, вероятностность, ситуативность, динамичность |
Литература
- Котлярова, И.О. Проблемы развития человеческих ресурсов университетов / И.О. Котлярова //Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки»,. 2014 – 41 (300) вып. 18.– С. 23-29.
- Сериков, Г.Н.Гуманно ориентированная системно-синергетическая интерпретация человеческого ресурса / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». Вып.10. — № 36 (212). – 2010. –С. 9-17.
- Сериков, Г.Н.Об особенностях управления человеческими ресурсами / Г.Н. Сериков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». – №3 (220). – вып. 11. – 2011. – С. 18-25.
- Тягунова, Ю.В. Развитие человеческих ресурсов в образовательно-научном процессе университета // Вестник ЮУрГУ Серия «Образование. Педагогические науки Том 6. № 4. Челябинск : ИЦ ЮУрГУ, 2014. — С 41-49.
- Тягунова, Ю.В. Ресурсная методология проектирования образовательного процесса в университете // Вестник ЮУрГУ Серия «Образование. Педагогические науки Выпуск 18. — № 41 (300), Челябинск : ИЦ ЮУрГУ, 2012. – С 18-22.[schema type=»book» name=»МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-НАУЧНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ» description=»Системное описание модели проектирования образовательно-научного процесса (далее ОНП) преследует цель целостно отразить реальный процесс созидания и реализации проекта ОНП в университете: взаимодействие различных субъектов с целью проектирования ОНП, взаимосвязь этапов, форм, особенную совокупность подходов, на которых базируется данная модель. Для этого был проведен анализ и осмысление научных трудов по проблеме исследования, позволивший определиться с методологическим основанием исследования. » author=»Тягунова Юлия Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]