К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали: «Какова жизнедеятельность индивидов, таковы они сами. То, что они собой представляют, совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой индивиды, следовательно, зависит от материальных условий их производства»(Соч. 2-е изд. Т.3. С.19). Следовательно, если считать образование специфической сферой духовного производства, важнейшая функция которого состоит в производстве самого человека как социального существа, то такой подход обусловливает необходимость пересмотра не только целей и содержания всех этапов профессионального образования, но и смысла деятельности обучающегося, уровня его активности и позиции в образовательном процессе высшей школы. В связи с этим, вопрос об условиях духовного производства личности современного специалиста, есть, прежде всего, вопрос о формах, методах, средствах и условиях обучения на всех этапах профессиональной подготовки в высшей школе.
Г. Спенсер писал: «Великая цель образования – это не знания, а действия» [1, с.344]. В этом ракурсе значение знаний, представленных знаковыми системами, не абсолютизируется, но и не отрицается. Познание в философском толковании — это «процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий» [7, с.348]. Следовательно, целенаправленные сознательные человеческие действия по преобразованию объекта деятельности осуществляются на основе знаний, которые становятся средствами регуляции деятельности субъекта и выполняют функции ориентировочной основы деятельности.
Таким образом, приобретенная будущим специалистом триада «знания, умения и навыки» должна выполнять функции средства регуляции профессиональной деятельности, то есть становиться ориентировочной основой всей совокупности компетентных действий специалиста. С этих позиций личностный смысл активности студента – будущего специалиста, должен заключаться не только в усвоении обобщенного и систематизированного опыта человечества, представленного в знаковых системах, а в формировании через их посредство целостной структуры профессиональной деятельности.
Такой подход требует использования системного научного знания (полноценного знания), компонентами которого являются ядро фундаментальных знаний и вариативные ему профессиональные знания, в качестве ориентировочной основы компетентных действий будущего специалиста на всех этапах его подготовки в вузе. В связи с этим становится очевидной необходимость обеспечения не формального «включения» фундаментальной дисциплины в процесс профессиональной подготовки, которое позволит сформировать к ней личное ценностное отношение, основанное на понимании значимости фундаментального образования и его влиянии на результаты профессионализации.
Экспериментальное изучение проблемы формирования мотивов профессиональной деятельности позволило определить: в учебной деятельности студента как осознанной активности личности при осуществлении целостной деятельности (профессиональная подготовка) его представление о системе подготовки выражается в мотивации, реализующейся как субъективная модель подготовки специалиста (ценностные ориентации, мотивы учения, мотивы выбора профессии, установки).
Это означает, что уже на этапе фундаментальной подготовки необходимо развивать индивидуальный ментальный опыт в процессе овладения модельным представлением о целостной профессиональной деятельности, то есть приблизиться к решению реальных профессиональных проблем. При этом в процессе обучения фундаментальной дисциплине развитие индивидуального ментального пространства в познании объективных закономерностей реальной действительности должно обусловливать положительную динамику формирования профессиональных мотивов и ценностного отношения к содержанию будущей профессиональной деятельности. С этих позиций обучение каждой естественнонаучной дисциплины должно быть детерминировано будущим, и внести свой весомый вклад в формирование профессиональной грамотности будущего специалиста, которая является социальным индикатором и общепризнанным интегральным показателем эффективности образовательной системы вуза.
В этой связи заслуживают пристального внимания и осмысления работы Л.Н. Лесохиной и А.Н. Лапицкого, в которых обоснована необходимость широкого понимания профессиональной грамотности [3]. По мнению ученых профессиональная компетентность человека «измеряется» не только профессиональной грамотностью на уровне знаний, навыков, умений (узкое понимание профессиональной грамотности), но и его грамотным (нравственным) поведением. Именно широкое понимание профессиональной грамотности позволяет сформировать адекватные представления о содержании профессиональной деятельности и на этой основе осуществить ее моделирование в обучающей среде учебной дисциплины (в том числе и фундаментальной естественнонаучной дисциплины).
Категория «грамотность» как социальный индикатор и показатель эффективности образовательной системы исходит из связи образования и человеческой деятельности (в том числе и профессиональной деятельности). Под таким углом зрения «грамотность» принимается как качественная характеристика социального и жизненного опыта человека. Именно поэтому конструктивные решения, направленные на повышение грамотности, следует принимать на основе возвышения личного опыта человека, расширения свободы выбора, приобщения к общецивилизованным процессам. Вместе с тем, возвышение индивидуального опыта должно быть неразрывно связано с воспитанием грамотного поведения, то есть воспитания и развития способности регулировать и саморегулировать осуществляемую деятельность (учебно-познавательную, профессиональную) на основе нравственных идеалов и общечеловеческих ценностей [2].
В философии «труд» определяется «как материально — преобразующая предметная деятельность, которой человек обязан как своим первоначальным становлением так и сохранением и развитием в ходе исторического процесса всех человеческих качеств» [7, с.114]. При этом осуществление материально — преобразующей предметной (профессиональной) деятельности следует понимать как «процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы — объектом своей деятельности» [7, с. 114].
Грамотное поведение специалиста в процессе освоения явлений природы и познания ее объективных закономерностей позволяет ему осуществлять сознательные и целенаправленные преобразования вещества природы, результаты которых изменяют содержание материального и духовного мира специалиста. В целостном процессе преобразования вещества природы, объединяющем относительно самостоятельные процессы теоретической и материально — технической деятельности, грамотный специалист «относится к каждому предмету не как носитель чуждой этому предмету потребности и цели, а адекватно его природе и особенностям, осваивает предмет, делает его мерой и сущностью своей активности. …не просто взаимодействует с природой, а постепенно ее саму включает в состав своей материальной и духовной культуры» [7, с.114].
В согласии с методологическим принципом дополнительности профессиональная грамотность на уровне знаний, умений, навыков и грамотное поведение следует рассматривать как формы проявления и обнаружения сущности профессиональной деятельности специалиста. Следовательно, для воспроизведения целостности профессиональной деятельности специалиста, только, вместе взятые, эти формы исчерпывают всю поддающуюся определению и передаче информацию о содержании профессиональной деятельности. Широкое понимание профессиональной грамотности дает основание считать основными, содержательными компонентами профессиональной деятельности знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности и опыт ценностных отношений. В диалектическом единстве указанных системных компонентов профессиональная деятельность обретает свою целостность. Тогда обеспечение диалектического единства указанных системных компонентов становится необходимым условием для осуществления моделирования целостной профессиональной деятельности в обучающей среде любой учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки специалиста [4, 5,6].
Список литературы
- Борохов Э.А. Энциклопедия афоризмов. – М.: “АСТ”, 1999.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975, с.20
- Лесохина Л.Н. Образование в структуре человеческой деятельности: Автореф. д.п.н.: АПНСССР НИИ непрерывного образования взрослых. – СПб,1991.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996,308 с.
- Новиков А.М. Методология образования. М.: Эгвес,2002, 320 с.
- Ревен Д. Компетентность всовременном обществе:выявление, развитие и реализация: пер. с англ.М.: Когнито-центр, 2002,396 с.
- Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова.- 6-е изд.- М.: Политиздат,1991. 560 с.[schema type=»book» name=»К ВОПРОСУ ОБ «ИЗМЕРЕНИЯХ» ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА» description=»В статье профессиональная компетентность специалиста «измерена» не только профессиональной грамотностью на уровне знаний, навыков, умений (узкое понимание профессиональной грамотности), но и грамотным (нравственным) поведением специалиста при решении профессиональных проблем.» author=»Медведева Людмила Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]