Постиндустриальный период развития российского общества резко ускорил процессы реформирования системы образования. Прогресс информационно-коммуникативных технологий предъявляет к современному педагогу новые требования, среди которых изменчивость и адаптативность к изменениям стали важнейшими. Способность самообучаться и переобучаться превращается в главное условие устойчивости статуса и роста благосостояния личности в педагогической профессии.
В условиях знаниевой экономики, где информационно-знаниевая компонента, производство и применение огромных объемов информации стали занимать все большее место во всех отраслях жизнедеятельности человека, педагогу необходимо постоянно самосовершенствоваться, потому что требования к его профессиональной компетенции постоянно растут. Стремление к личностному и профессиональному саморазвитию это важнейшая часть культуры педагога и условие его профессионального успеха.
Таким образом, наблюдается повышение интереса исследователей в области гуманитарных наук к внутренним самоисследовательским процессам личности, способствующим поиску эффективных путей саморазвития личности, ее самореализации в жизни, а также гармонизации ее взаимоотношений с обществом.
Становление культуры психолого-педагогической аутодиагностики студента мы видим в насыщении образовательного процесса педагогического вуза учебными ситуациями, актуализирующими у студента ценностное содержание данного свойства личности. Это возможно при условии, если студент не ограничивается усвоением определенной суммы знаний о психолого-педагогической аутодиагностике, а овладевает умениями и навыками ее осуществления в специально организованных условиях теоретических и практических занятий.
Система знаний и умений, приобретаемая студентом в образовательном процессе педагогического вуза, позволяет ему сформировать представление об эталоне, которому необходимо стремиться соответствовать, осуществляя свою профессиональную деятельность. В том случае, когда студент знает, с одной стороны, какими качествами и компетенциями он должен обладать, а с другой — в какой мере они у него развиты, он может сознательно стремиться к их формированию и развитию у себя. Знание и сопоставление личностью своих качеств и компетенций с требованиями профессиональной деятельности может стимулировать у студента активность, направленную на самосовершенствование и саморазвитие.
Становление культуры психолого-педагогической аутодиагностики в образовательном процессе педагогического вуза способствует лучшему самосознанию студента. Открытие им новых личностных граней мотивирует его к поиску творческих решений педагогических задач и к совершенствованию своего профессионального мастерства, что служит предпосылкой активного саморазвития личности студента.
Позитивный учебный опыт по осуществлению психолого-педагогической аутодиагностики в образовательном процессе педагогического вуза и практические возможности дальнейшего развития данного умения, безусловно, приобретают важное значение для выстраивания студентом своей траектории личностно-профессионального саморазвития.
При разработке нашей педагогической концепции мы учитывали основные положения современных реформ образования, направленных на модернизацию содержания и структуры образования, его управления и повышение профессионализма современного педагога. Внедрение комплексных инновационных разработок в педагогическое образование, с одной стороны, должно быть основано на результатах научных исследований, с другой стороны, результаты этих проектных разработок должны становиться источником новых научных идей и новых направлений педагогических исследований.
Осмысление сущности культуры психолого-педагогической аутодиагностики, а также механизмов ее становления, развития и саморазвития потребовало рассмотрения понятия культуры. Являясь сложным системным понятием, на уровне философии, культурологии, социологии и других наук «культура» определяется как «исторически определенный уровень развития творческих сил общества, человека, совокупность материальных и духовных ценностей» [4, с. 218].
При исследовании культуры как объективно существующего феномена для нас имели значение некоторые сущностные ее свойства и качества. Так, с одной стороны, рядом исследователей культура определяется как процесс: развития человека, выводящего его за природные границы (И. Херман); прогрессирующего самоосвобождения человека (Э. Кассирер); реализации верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств (М. Хайдеггер); постепенного и непрерывного нравственного и умственного совершенствования человека (С.Л. Франк); преобразования человека, благодаря которому человек оказывается полностью ответственным за свои действия, сознание, характер, судьбу (М.С. Каган); процесс постижения индивидами идеалов совершенствования человека (А. Швейцер).
С другой стороны, культура – это структура, которая возвышает человека над самим собою и придает его жизни ценность (Р. Штуми), это система, выступающая мерой и способом формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности (Л. Коган). В.С. Библер говорит о культуре, как форме самодетерминации судеб и сознания индивидов, подчеркивая субъектность позиции индивида как автора своего «жизненного сценария».
Для нашего исследования концептуально значимым стал подход к культуре как к одному из важнейших факторов развития и саморазвития личности (В. Библер, М.С. Каган, П.Ф. Каптерев, Э. Кассирер, Л.Н. Куликова, С.Л. Франк, М. Хайдеггер, И. Херман и др.) [4], [11].
Принимая во внимание точку зрения Э. Б. Тайлора о том, что культура постоянно находится в развитии, в движении, причем ее состояние на каждом конкретном отрезке времени отличается качественно от того состояния, которое было до этой временной точки и которое будет после нее, мы считаем, что культура психолого-педагогической аутодиагностики свойственна каждой личности в той или иной стадии ее развития. А при создании определенных благоприятных условий, она, несомненно, будет развиваться в личности.
Важной для нашей концепции является идея диалогичности внутренней природы культуры (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, Н. А. Бердяев, В.С. Библер, М.М. Бубер, В. С. Соловьев). Непременным атрибутом жизнедеятельности человека является диалог: «бытие в культуре — это всегда — в потенции, в замысле — общение между различными культурами» [1 с. 288], поэтому «сознание человека формируется и возрастает в единении с другими сознаниями, с культурой» [6, с. 31]. Культура как полифония «самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний» представлена в работах М.М. Бахтина. В.С. Соловьев говорит: «культура, которая ничего не исключает, но в своей всецелости совмещает высшую степень единства с полнейшим развитием свободной множественности, — только она может дать прочное удовлетворение всем потребностям человеческого чувства, мышления и воли» [10, с. 176]. «Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных — прошлых, настоящих и будущих — культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур» [1, с. 289].
В контексте этих размышлений можно утверждать, что одним из механизмов становления культуры психолого-педагогической аутодиагностики является диалог, внутренний и внешний (межличностный). В процессе жизнедеятельности личность всегда находится во взаимодействии с другими людьми. Бытие личности, по М.М. Бахтину, — всегда со-бытие. Быть культурной личностью — событие, но чтобы событие стало реальным, межличностным, оно должно выйти на уровень диалога. Личность должна все время осуществлять свою «личностность», то есть принимать ответственность за свое бытие и со-бытие с другими. Диалогичность сознания личности регулирует ее поведение, содержит в себе энергию позитивного разрешения критических ситуаций в культуре, то есть позволяет осуществлять диалог «на высшем уровне», по Бахтину, диалог личностей [8, с. 48].
Культура психолого-педагогической аутодиагностики позволяет личности осознавать свою ответственность не только за себя, за любой свой поступок, но также за Другого, за его взаимоотношения с ним. Только в диалоге возможно понимание (взаимопонимание) личности. Тогда возникает особое состояние духовности – «вчувствование» в другого человека. Самоосуществление личности в культуре психолого-педагогической аутодиагностики предполагает этическую направленность на другую личность, требует усилий, затрат духовной, душевной энергии, времени, поскольку необходимо самому изнутри себя прочувствовать другого. И когда переживания другого осознаются как свои, это и побуждает к этическому поступку.
Личность, обладающая культурой психолого-педагогической аутодиагностики, умеет выбирать способы самовыражения и самоосуществления, то есть самостоятельно вырабатывать руководящие принципы и способы своей деятельности и социального поведения. Такая личность постоянно находится в поиске новых возможностей достижения гармонии с собой и окружающей жизнью, реализации себя как существа самобытно-индивидуального и активно преобразующего свою и общественную жизнь.
Культура психолого-педагогической аутодиагностики представляется нам важным компонентом педагогической культуры учителя. Педагогическая культура, в свою очередь, является составной частью общей культуры педагога.
Общая феноменология профессионально-педагогической культуры и ее составных частей представлена в работах А.В. Барабанщикова, Е.В. Бондаревской, М.С. Жирова, И.Ф. Исаева, М.М. Левиной, М.И. Ситниковой, Н.М. Фатьяновой, Н.Л. Шеховской и др. Все эти исследования объединяет мысль о том, что профессионально-педагогическая культура выступает как важная часть общей культуры личности, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.
Вырабатывая общие представления о месте культуры психолого-педагогической аутодиагностики педагога в сложной структуре педагогической культуры, мы опирались на идею Э.С. Маркаряна о том, что концепция культуры должна базироваться на самой человеческой деятельности. По мнению философа, культура – это явление, производное от человеческой деятельности, «внебиологически выработанный, особый, лишь человеку присущий способ деятельности и соответствующим образом объективированный результат этой деятельности» [3, с. 15]. Данные положения приближают к пониманию сущности культуры психолого-педагогической аутодиагностики как особого качества профессионально-педагогической деятельности как степени (или уровня) развития личности в этой деятельности.
На наш взгляд, речь о культуре психолого-педагогической аутодиагностики на уровне личности может начинаться с того момента, когда появляется, осознается и целенаправленно реализуется индивидуальный смысл педагогической деятельности. Культура психолого-педагогической аутодиагностики – это высший уровень индивидуального проявления в педагогической деятельности, открывающий путь в принципиально иное качество профессионального бытия. Она предполагает умение реализовывать ценности и жизненные смыслы в профессиональной сфере уникальным путем. Она дает степень профессиональной свободы учителю, создает пространство для творчества, определяет стиль деятельности педагога.
Таким образом, мы определили культуру психолого-педагогической аутодиагностики студента педагогического вуза как интегративное личностное образование, представляющее собой совокупность знаний, убеждений, ценностных установок, субъективного опыта и способов и форм самовыражения, обеспечивающее глубинное целостное и самопроизвольное самоисследование личности в процессе ее личностно-профессионального саморазвития. Значение культуры психолого-педагогической аутодиагностики студента педагогического вуза обуславливается актуализацией личностных потенциалов субъектов педагогического процесса, насыщением личностно-созидающими смыслами процесса саморазвития.
Становление культуры психолого-педагогической аутодиагностики студента педагогического вуза осуществляется в условиях целенаправленного педагогически обоснованного процесса инкультурации личности студента, обеспечивающего вектор его личностного и профессионального саморазвития. Данный процесс проектируется и реализуется как педагогическое сопровождение становления психолого-педагогической самоисследовательской культуры студента, углубления его самоосознания с целью поиска новых способов профессионального самоосуществления.
Целью такого педагогического процесса является расширение мира духовных и профессиональных ценностей студента за счет присвоения им новой ценности – культуры психолого-педагогической аутодиагностики, как нового интегративного качества профессиональной личности.
Выстраивая концепцию исследуемого нами процесса, нельзя игнорировать его специфику, которая, прежде всего, проявляется в совокупности факторов, влияющих на эффективность процесса становления культуры психолого-педагогической аутодиагностики студента педагогического вуза: наличие открытого межкультурного образовательного пространства педагогического вуза; эффективное партнерское сотрудничество между участниками педагогического процесса; активная включенность студента в новые профессиональные смыслы.
Позитивное влияние факторов для становления культуры психолого-педагогической аутодиагностики студента в образовательном процессе педагогического вуза осуществляется через специальные педагогические условия, при выявлении которых мы исходили из философско-психологического осмысления сущности исследуемой проблемы.
Для реализации специальных педагогических условий мы учитывали сложнейшую задачу современного образования, состоящую в преобразовании государственного образовательного стандарта из безличной формы всеобщности в личностную культуру студента педагогического вуза. Образование в этом процессе мы представляем как единство, синтез знания, понимания и опыта. При этом знания, полученные в ходе обучения, не должны представлять собой лишь владение специальным предметным языком, поскольку такое знание не имеет ничего общего с духовным опытом личности; оторванное от понимания (смыслообразования), оно остается интеллектуальным балластом.
Учитывая вышесказанное, были определены следующие педагогические условия становления культуры психолого-педагогической аутодиагностики студента в образовательном процессе педагогического вуза: актуализация ценностного содержания культуры психолого-педагогической аутодиагностики у студента в образовательном процессе педагогического вуза; модернизация межпредметной проектной деятельности студента в условиях диалога культур; сопровождение психолого-педагогической аутодиагностики студента в процессе его вхождения в инновационную педагогическую деятельность.
Становление культуры психолого-педагогической аутодиагностики студента в образовательном процессе педагогического вуза предполагает их вовлечение в следующие виды деятельности:
- Изучение спецкурса «Культура аутодиагностики как психолого-педагогическая категория», который не только познакомит с теоретическими проблемы (лекции), но и будет способствовать привитию навыков самоисследовательской деятельности студентов с целью самоопределения и самовыстраивания в будущей профессии (аутодиагностический тренинг).
- Изучение иностранного языка в рамках межкультурного подхода к обучению и участие во внеаудиторной межкультурной и межпредметной проектной деятельности. Данная работа позволяет создать специальные условия для повышения у студентов уровня ценностного самовосприятия и принятия ценности личности Другого. В такой работе необходимо ставить задачи по формированию таких качеств личности наших студентов, которые бы, во-первых, позволили им глубже осознать себя с своей родной культуре через диалог с культурой Другого, во-вторых, обеспечивали использование их интеллектуального и творческого потенциала для самореализации в меняющемся глобальном мире, где взаимодействие культур становится все более и более активным и требует от них взаимопонимания и взаимопризнания друг от друга.
- Прохождение педагогической практики с использованием инновационных методов педагогической работы. Ее эффективность оценивается студентами самостоятельно через заполнение «Рефлексивной карточки новатора» по окончании каждого этапа и совместный анализ-обсуждение хода работы и ее промежуточных и итоговых результатов. Постепенно регулярная психолого-педагогическая аутодиагностика становится важным элементом активности педагогического сознания студента, способствует самосознанию и самопониманию личности учителя, формирует умения саморегуляции педагогического поведения.
В итоге такой работы улучшаются показатели полноты системы знаний студентов о психолого-педагогической аутодиагностике. В значительной степени повышается уровень их убежденности в необходимости ее осуществления с целью самоисследования своих внутренних состояний в педагогической деятельности. Приближается к адекватной самооценка студентов их уровня развития культуры психолого-педагогической аутодиагностики. Эти результаты подтверждают, что действительно, вследствие организации специальной работы по актуализации ценностного содержания культуры психолого-педагогической аутодиагностики – изучения спецкурса «Культура аутодиагностики как психолого-педагогическая категория» – студенты больше и глубже узнают и понимают себя, обретают новые личностно-профессиональные смыслы, стремятся к самоизменению, что в целом ведет к становлению у них культуры психолого-педагогической аутодиагностики.
Повышается уровень ценностного самовосприятия и принятия ценности личности Другого студентов по таким показателям как рефлексивность и ценностное принятие личности Другого. Эти результаты подтверждают, что действительно, вследствие взаимодействия с культурой Другого в процессе создания межкультурных проектов, диалогического общения на занятиях, активизирующего процесс самопознания и познания и понимания Другого, происходит развитие рефлексивности будущих педагогов, ценностного принятия личности их партнера по общению. Эти важные качества в целом определяют успешность становления культуры психолого-педагогической аутодиагностики студента в образовательном процессе педагогического вуза.
Происходит изменение показателей уровня развития культуры психолого-педагогической аутодиагностики студентов. Это подтверждает предположение о том, что сопровождение психолого-педагогической аутодиагностики студента в процессе его вхождения в инновационную педагогическую деятельность способствовует развитию у него умений саморегуляции педагогической деятельности. Данные умения определяют успешность процесса становления культуры психолого-педагогической аутодиагностики студента в образовательном пространстве педагогического вуза.
Список литературы:
- Библер В.С. Диалог культур и школа ХХI века // Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы / под общ. ред. В.С. Библера. – Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный центр, 1993. – 416 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.1 Вопросы теории и истории психологии / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – 488 с.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ф. Исаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
- Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т. Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др.; чост. и общ. ред. В.А. Макаренко. – М.: Республика, 1993. – 510 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности: метод. пособие. / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан; н.-иссл. центр разв. творч. молодежи – СПб; Рыбинск, 1993.
- Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л.Н. Куликова. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. – 315 с.
- Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф / А.Ф. Лосев. — М.: Изд-во Моск. унив-та, 1982. – 480 с.
- Наследие М.М. Бахтина и проблемы развития диалогического мышления в современной культуре: тезисы международной научной конференции (28-30 ноября 1996 г.). – Донецк: Изд-во ДонГУ, 1996. – 134 с.
- Сериков В. В. Образование и личность / В. В. Сериков. – М.: Логос, 1999. – 272 с.
- Соловьев В.С. Сочинения / В.С. Соловьев. – М.: Мысль, 1990. – 882 с.
- Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов – М.: Советская Энциклопедия, 1983. – 840 с.[schema type=»book» name=»КУЛЬТУРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АУТОДИАГНОСТИКИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ» description=»В статье представлены философско-психологические и педагогические основы проблемы становления культуры психолого-педагогической аутодиагностики студентов педагогического вуза. Автор дает определение и представляет условия и факторы становления данной профессиональной компетенции будущих учителей.» author=»Кухаренко Ольга Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]