Одно из важнейших направлений всей реабилитационной работы в специальных школах III, IV видов – коррекция нарушений зрительных функций, охрана зрения и системного компенсаторного развития зрительного восприятия на I и II ступенях обучения. Сформированность свойств зрительного восприятия как важнейшего вида перцепции обеспечит наиболее продуктивное обучение и широкие возможности привлечения слабовидящих и частичновидящих к общественно-полезному труду, к жизни в обществе.
Главная задача – помочь незрячему ребенку адаптироваться, приспособиться к социальной среде.
Одним из аспектов решения данной задачи является коррекционная деятельность по охране и развитию остаточного зрения. Часы по данному виду коррекции предусмотрены учебным планом ГКОУ РО школы-интерната III, IV видов №33 г. Новочеркасска Ростовской области для детей с остаточным зрением (острота зрения 0,01-0,04 и выше) с 1 по 4 классы по 2 часа в неделю, а в 5-6 классах – по одному часу в неделю. Данная возрастная группа обучающихся наиболее мобильна к восприятию и развитию остаточного зрения. Уровень умений школьников, приобретенный во время коррекционных занятий, показывает развитие процессов компенсации, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности детей с нарушением зрения.
Нами разработана специальная авторская программа «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия», получившая гриф Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Допущено».
Данная программа составлена с учетом положительных результатов работы по проблеме развития зрительного восприятия А.И. Каплан и предусматривает введение в коррекционный курс новых технических средств и методов, основанных на современных достижениях психофизиологии и психологии.
Цель курса «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» — развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом. В этом аспекте основные задачи курса состоят в следующем:
— стимулировать познавательные действия с целью формирования у обучающихся способов и приемов восприятия объектов, адекватных познавательной задаче;
— интеллектуализировать познавательные задания с целью обогащения их содержания, повышения уровня осознанности перцептивных действий, фиксации сенсорного опыта обучающихся;
— актуализировать познавательный опыт с целью эффективного использования в обучении сформированных у обучающихся представлений и знаний, а также сложившихся приемов и способов перцептивных действий при решении новых учебных задач;
— развивать зрительную память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Занятия проводятся с детьми начальных классов и обучающимися 5-6 классов, обладающими остаточным зрением (острота зрения 0,01-0,04 и выше), которые по медицинским показаниям обучаются с помощью метода Брайля.
Главная цель этой работы — выяснить целесообразность проведения функциональной стимуляции органов зрения на основе комплексной коррекции нарушений зрительных функций и системного компенсаторного развития зрительного восприятия. Реализация этой цели возможна только при условии междисциплинарного подхода к решению проблемы, включающего медико-биологические и социальные факторы. Лечебно-коррекционное воздействие на соматический дефект должно сочетаться с компенсацией отклонений в развитии психических процессов.
Дифференцированный подход к организации специального процесса развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения осуществляется в зависимости от тяжести зрительного дефекта [5]. По степени снижения остроты зрения целесообразно выделить следующие группы детей:
— с остаточным зрением;
— слабовидящих (легкой, средней, тяжелой степени); — с остротой зрения до 0,2 с коррекцией на амблиопичный глаз в период окклюзии;
— с остротой зрения от 0,2 до 0,4 с коррекцией на амблиопичный глаз в период окклюзии;
— с остротой зрения выше 0,4 на амблиопичный глаз.
Актуальность ведения коррекционного курса «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» для детей с дефектами зрения очнвидна.
Основы развития остаточного зрения и зрительного восприятия составляют психофизиологические и педагогические методики, методы и приемы работы по охране зрения и развитию зрительного восприятия и др.
К психологическим основам управления развитием остаточного зрения и зрительного восприятия школьников с нарушением зрения следует отнести, во первых, ведущие положения психологии о сенсорном развитии ребенка и, во-вторых, экспериментальные данные, раскрывающие особенности зрительного восприятия детей, имеющих зрительный дефект [1, с. 97].
Отечественными психологами (Б. Г. Ананьев, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, А. П. Усова и др.) разработана теория сенсорной организации человека, в которой определено место сенсорного развития ребенка. Выделение ведущих идей этой теории в свете задач специального обучения детей с нарушением зрения позволяет использовать положения общей психологии для обоснования направленности, выбора содержания и методов и приемов коррекционно-педагогического процесса по охране зрения и развитию зрительного восприятия детей, имеющих различные степень и характер зрительного дефекта [4].
Решая задачи охраны зрения и развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения функционального характера, необходимо исходить, прежде всего, из положения психологии о том, что сенсорно-перцептивная организация ребенка — это единая система анализаторов всех без исключения модальностей, включенная, в свою очередь, в общую структуру человеческого развития. Это единство обеспечивает целостность отражения объективной действительности. Поэтому процесс управления развитием зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения нельзя рассматривать вне задач развития других анализаторных систем и вне задач целостного психофизического развития ребенка [2,с.12].
К педагогическим основам развития остаточного зрения и зрительного восприятия детей с нарушениями зрения можно отнести ведущие положения педагогики, определяющие подходы к управлению развитием ребенка школьного возраста [3,с.29].
Психофизиологические методики излагаются в той последовательности, которая наиболее целесообразна для коррекции нарушений основных зрительных функций [4,с.37]. При описании каждой методики вначале излагаются простые, затем более сложные и в конце контрольные задания. Почти все методики могут быть реализованы и с помощью фотостимулятора, и с помощью персонального компьютера.
В соответствии с современными взглядами на диагностическую работу по оценке уровня готовности к школьному обучению и на своеобразие психического и личного развития ребенка с отклонениями в развитии, диагностическая работа в указанном направлении должна опираться на ряд важнейших принципов:
- гуманности;
- комплексного изучения;
- всестороннего и целостного изучения;
- динамического изучения;
- единства количественного и качественного анализа результатов.
Диагностическая работа в школе-интернате имеет следующую последовательность:
- стартовая диагностика;
- промежуточная диагностика;
- итоговая диагностика.
Мониторинг качества проведения коррекционных занятий по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия показал, что у воспитанников существенно улучшалась:
- константность зрительного восприятия, причем, в большей степени у слабовидящих, чем у частичновидящих обучающихся (рис. 1).
- наглядно-образное мышление: до занятий слабовидящие правильно опознавали 67,5% перевернутых изображений, а после курса занятий – 98,6 %, частичновидящие правильно опознавали соответственно 60% и 93,2% (рис 2,).
- В течение трех лет занятий у всех постепенно развивалась и существенно улучшилась кратковременная память (рис. 3).
- Средний % показателей возрос (таблица 1):
Таблица 1.
Мониторинг качества проведения коррекционных занятий по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия
Психофизические познавательные процессы |
Слабовидящие обучающиеся | Частичновидящие обучающиеся | ||||||
начало | конец | начало | конец | |||||
Зрительное восприятие | 67,5% | 98,2% | 60% | 93,2% | ||||
Наглядно-образное мышление | 48,6% | 100% | 45,4% | 97,4% | ||||
Зрительная кратковременная память | 49,1% | 81.5% | 18,2% | 30,6% | ||||
Изучив уровень развития зрительного восприятия в ходе коррекционных занятий, наглядно-образного мышления и зрительной кратковременной памяти группы слабовидящих и частичновидящих обучающихся в течение трех лет коррекционной работы по охране зрения и развитию зрительного восприятия (рис.1-5) рекомендуется дальнейшая работа учителя на коррекционных занятиях по охране зрения и развитию зрительного восприятия:
— по развитию зрительного восприятия со слабовидящими обучающимися Толиком З., Зоей И., Эльвирой Ш. и частичновидящими обучающимися Эльдаром А., Любой Б., Аленой Р.;
— по развитию наглядно-образного мышления у частичновидящих обучающихся Эльдара А., Любы Б., Алены Р., Алисы Ш.;
— по развитию зрительной кратковременной памяти у слабовидящих обучающихся Вадима Н., Толи З., Пети П. и у частичновидящих обучающихся Любы Б., Алисы Ш., Эльдара А., Алены Р.;
— рекомендовать учителям общеобразовательных дисциплин на своих уроках планировать работу с по развитию зрительного восприятия, наглядно-образного мышления, зрительной кратковременной памяти у обучающихся;
— с целью закрепления достигнутого уровня нормализации зрительных функций и развития операциональной стороны восприятия, необходимо обязательное использование психологического метода.
Говоря о результативности коррекционной работы, необходимо иметь в виду, что к положительным результатам следует относить не только случаи полного восстановления зрительных функций, но и случаи стабилизации зрительных возможностей детей, автоматизации функций зрения. Педагогические мероприятия должны ориентировать педагога на создание полисенсорной компенсаторной основы формирования у ребенка чувственного опыта и на развитие зрительного восприятия как одного из элементов полисенсорной основы познания ребенком окружающего мира.
В процессе коррекционной работы со слабовидящими и частичновидящими детьми мы пронаблюдали улучшение в развитии константности зрительного восприятия, наглядно-образного мышления, зрительной кратковременной памяти.
Исследования показали, что глубокие нарушения зрения приводят к отставанию развития образных форм познания и нарушениям вербализации чувственного опыта. Онтогенетическое становление охраны зрения и зрительного восприятия слабовидящих и частичновидящих обучающихся школы-интерната задержано, в разной степени нарушены его основные свойства. В ходе обучения с опорой на зрение развиваются свойства восприятия и его мыслительные компоненты, не достигая, однако, уровня возрастной нормы. У слабовидящих воспитанников школы-интерната, обучающихся с использованием метода Брайля, что исключает зрительную активность, становление восприятия задержано в большей степени. У частичновидящих воспитанников в период школьного обучения наблюдается постепенный регресс всех свойств восприятия и связанных с ним образных форм познания. Эти данные продемонстрировали необходимость введения в учебно-воспитательный процесс школы-интерната для детей с нарушениями зрения системы специальных коррекционных занятий по охране зрения и развитию зрительного восприятия.
Коррекционная работа начинается сразу же при поступлении ребенка в школу-интернат, проводиться в начальных классах и закрепляться в 5-6 классах, обеспечивая преемственность и устраняя пробелы в охране зрения и развитии зрительного восприятия, связанные с неудовлетворительным дошкольным воспитанием. Разработанный специальный коррекционный курс охраны зрения и развития зрительного восприятия имеет серьезное экспериментально-теоретическое обоснование. Его сущность — системное формирование зрительных образов, обеспечивающее в единстве развитие чувственного и речемыслительного отражения внешнего мира. Системное формирование зрительных образов осуществляется с помощью психофизиологического и психологического методов.
Адекватные психофизиологические методики улучшают функциональное состояние нейронных сетей за счет активизации их адаптивных свойств. Адекватное афферентное воздействие формирует в анализаторном корковом центре специализированную микросеть нейронов, являющуюся нейрофизиологической основой опознания объектов. Повторная, ритмичная, адекватная стимуляция реально варьирующими изображениями улучшает состояние нейронных сетей зрительной системы.
Применение психофизиологических методик связано с использованием новых информационных технологий (специальные фотостимуляторы, персональные компьютеры). Это позволяет разнообразить способы и формы предъявления визуального материала, в большой степени расширяет возможности получения информации поврежденной сенсорной системой, мобилизуя ее сохранные сенсорно-специфические механизмы. Экспериментальная апробация этих методик выявила существенное улучшение показателей опознания изображений слабовидящими и частичновидящими обучающимися школы-интерната. Психофизиологические методики преимущественно способствуют коррекции и компенсации нарушений сенсорных процессов, т. е. определенному улучшению функциональной стороны зрительного восприятия.
Психофизиологическое и психологическое направления охраны зрения и развития зрительного восприятия реализуются в комплексной системе, так как они взаимосвязаны и изменения в одном направлении требуют изменений в других. Комплексная система охраны зрения и развития зрительного восприятия — это система взаимодействующих факторов, имеющих различную значимость, но в совокупности использующих все возможные резервы компенсации, находящиеся как в самой зрительной системе, так и в большой мере связанные с деятельностью других отделов мозга. Реализация системы охраны зрения и развития зрительного восприятия осуществляется тифлопедагогикой, но с обязательной конкретной помощью психофизиологии, психологии и офтальмологии.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что данная тема актуальна т.к. основными методами и приемами управления развитием зрительного восприятия ребенка с нарушением зрения является обучение способам видения. В процессе специального обучения учитель использует все общедидактические методы: наглядный, практический, словесный. Каждый из методов позволяет учителю решать те или иные коррекционные задачи.
В процессе систематической работы по коррекции зрения с обучающимися, воспитанниками мы выявили положительную динамику:
— значительно облегчилось проведение функциональной стимуляции органов зрения;
— свободнее решается круг вопросов, связанных с аккомодацией, рефракцией глаза, а также бинокулярным зрением;
-прослеживается положительная динамика клинических, функциональных и психофизиологических показателей зрительной системы (в среднем 3-5%).
Следовательно, целесообразность проведения функциональной стимуляции органов зрения на основе комплексной коррекции нарушений зрительных функций и системного компенсаторного развития зрительного восприятия очевидна.
Учителя распространяет накопленный опыт по проведению коррекционных занятий среди коллег путем публикаций, организовывает и проводит семинары, выступает на педсоветах и конференциях. Тимофеевой Т.Б. разработана и апробирована авторская коррекционная программа для школ III, IV видов «Охрана и развитие остаточного зрения», которой присвоен гриф «Допущено министерством общего и профессионального образования Ростовской области» (приказ № 205 от 12.09.2005), программа опубликована в Сборнике авторских программ для специальных (коррекционных) школ III, IV видов в 2006 году; выступала с докладом «Использование новых информационных технологий на коррекционных занятиях по охране и развитию остаточного зрения в школе-интернате III вида № 33
г. Новочеркасска Ростовской области» на областной августовской конференции и V научно-практической конференции-выставке «Информационные технологии в образовании в рамках международного конгресса конференций», материалы опубликованы в сборниках «Августовская конференция 2005-Ростов-Дон» и «Информационные технологии в образовании ИТО — РОСТОВ-2005» (часть II, стр. 174-176); статья «Некоторые особенности коррекционных занятий по охране и развитию остаточного зрения в школе-интернате III вида №33 г. Новочеркасска Ростовской области» опубликована в журнале «В помощь учителю» издательства института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников Ростовской области, учебно-методическое пособие для общеобразовательных школ III вида «Основы коррекционной работы по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия в школах III вида» учителя Тимофеевой Т.Б. вошло в сборник «Организация коррекционных занятий в специальной (коррекционной) школе-интернате III – IV вида», издательство «Феникс», г. Ростов-на-Дону» (из опыта работы педагогического коллектива ГКОУ РО школы-интерната III, IV видов №33 г. Новочеркасска Ростовской области) , «Коррекционные занятия по охране и развитию остаточного зрения — обучение здоровьесбережению и способам видения детей — инвалидов по зрению» https://festival.1september.ru/articles/504719/, «Охрана зрительного восприятия в школе-интернете III, IV видов»
Общаясь с незрячими и слабовидящими выпускниками, достигшими определенных успехов в жизни, всякий раз поражаешься богатству их внутренней жизни, стойкости личности, удивительной трудоспособности, а самое главное, уверенности в возможности инвалидов по зрению принимать активное участие в жизни общества. Все они очень ясно видят, что важнейшим фактором обучения и воспитания незрячих, их социализации и успешной трудовой деятельности во взрослой жизни является связь с обществом и помощь людей, живущих рядом с ними. А это значит, что усилия коллектива школы-интерната не пропадают даром.
Главное мы видим в том, чтобы помочь слепому или слабовидящему ребенку адаптироваться, приспособиться к социальной среде. Мы стараемся создать атмосферу эмоционального благополучия инвалидов по зрению, придать уверенность в своих силах. Организационно-правовые, научно-методические, педагогические и психологические основы для этого есть.
Литература
- Григорьева Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушении зрения: психологический журнал. М.: 1988,т.9, №2. 97-107с.
- Григорьева Л.П., Кондратьева С.И., Сташевский С.В. Системный подход к решению проблемы развития зрительного восприятия. Дефектология- 1988, №6. с.10-17.
- Григорьева Л.П., Кондратьева С.И., Сташевский С.В. О коррекционном курсе развития зрительного восприятия в школах для слепых детей. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции: учебно-методическое пособие. М.: 1990. – 29с.
- Григорьева Л.П., Бердянская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. М.: Школа-Пресс, 2001. – 37с.
- Тюменцева М. А. Программа по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия. type=»book» name=»Коррекция нарушений зрительных функций в условиях школы-интерната III, IV видов» description=»Цель курса «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» — развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом. Главная задача – помочь незрячему ребенку адаптироваться, приспособиться к социальной среде. Выявлена положительная динамика. Целесообразность проведения функциональной стимуляции органов зрения на основе комплексной коррекции нарушений зрительных функций и системного компенсаторного развития зрительного вос¬приятия очевидна.» author=»Алышева Светлана Валентиновна, Таранова Ольга Сергеевна, Тимофеева Татьяна Борисовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]