Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Общество предъявляет новые требования к путям приобретения и передачи знаний и той роли, которую играет образование в этих процессах. На первый план выходит задача принципиально нового конструирования содержания и организации учебного материала, педагогической деятельности преподавателя и учебной работы студента в информационно-образовательной среде. Развитие средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) создало принципиально новую ситуацию в работе с информацией. ИКТ дают возможность активизировать когнитивную деятельность студентов, порождают дополнительную мотивацию учения, позволяют индивидуализировать обучение. Мы считаем, что формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущих бакалавров и специалистов станет более эффективным, если в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе будет использован потенциал не только активных методов обучения, в том числе метода проектов, но и информационных и коммуникационных технологий как педагогических инноваций [5].

Субъектная позиция студентов в учебно-познавательной деятельности в наибольшей степени способствует формированию как общекультурных, так профессиональных компетенций. Как в аудиторной, так и внеаудиторной работе студентов «в процессе формирования субъектной позиции предусмотрены личностное самосовершенствование и социально-профессиональное развитие студента. Личностное самосовершенствование обусловлено познавательно-творческой деятельностью разного характера для развития личностных и профессиональных качеств» [1, с. 54]. Учебный проект может рассматриваться как форма взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы студентов.

Д.А. Даниловым и А.Г. Корниловой выделены педагогические условия повышения самоорганизации студентов, их субъектной позиции в процессе учебно-познавательной деятельности:

открытость образовательной системы, предполагающей участие студентов в жизни окружающей среды, обеспечивающей интеграцию различных способов освоения мира и увеличивающей их творческий потенциал;

 свобода выбора путей и способов решения поставленных целей, поощрение личной инициативы;

создание условий для проявления и стимулирования активности студента, возможностей реализации творческого потенциала;

совместная деятельность преподавателя и студентов, студентов между собой в образовательном процессе [1].

Выполнение вышеуказанных педагогических условий способствует более эффективному формированию как общекультурных, так и профессиональных компетенций студентов. В качестве примера укажем некоторые их них, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (квалификация (степень) «бакалавр»). Общекультурные компетенции – владение культурой мышления, способностью к обобщению и анализу, восприятию информации; способностью к постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-17) и др. Профессиональные компетенции – способность в составе коллектива исполнителей к анализу передового научно-технического опыта и тенденций развития технологий транспортно-технологических машин и комплексов (ПК-17); способность к работе в составе коллектива исполнителей в области реализации управленческих решений по организации производства и труда, организации работы по повышению научно-технических знаний работников (ПК-24) и др.[7].

Одним из методов обучения, в большей степени способствующий формированию субъектной позиции студента в образовательном процессе является метод проектов.

При использовании метода проектов в формировании общих и профессиональных компетенций реализуется процесс превращения обучения студентов в самообучение. Он собственно и ориентирован на самостоятельную деятельность студентов. На отдельных этапах проекта она организована как индивидуальная или парная, групповая или коллективная [4, 5]. При его применении реализуется принцип активности в обучении, построения целесообразной учебно-познавательной деятельности студента, учета личных интересов и возможностей в данный момент времени. В значительной степени это касается использования средств ИКТ в самостоятельной поисковой деятельности студентов.

Метод проектов является одним из методов групповой работы, востребованность которой очень высока в современной высшей школе. В условиях информатизации образования для его реализации необходимо учитывать возможности у студентов доступа к ресурсам: библиотечным книгам, ресурсам сети Интернет (подключение к интернету), просто наличие современного компьютера с соответствующим программным обеспечением, цветного принтера и др.[8].

При применении этого метода в учебном процессе студенты получают знания и навыки, работая в течении довольно продолжительного времени, чтобы исследовать и ответить на сложный вопрос, разрешить проблему или задачу. Проект включает в себя: значительное содержание – по своей сути проект ориентирован на обучение студентов важным знаниям и навыкам, которые представлены в стандартах и ключевых понятиях в самой сути учебных предметов; компетенции 21 века – у студентов формируются/развиваются компетенции, значимые для современного мира, такие как решение проблем, критическое мышление, сотрудничество, связи и творчество; необходимые знания – студенты видят необходимость получения знаний, навыков; понимания концепций, умение ответить на возникающие вопросы и создавать проектные продукты, начиная со сбора необходимого материала, что вызывает интерес и любознательность; умение делать выбор – студенты имеют право делать выбор средств, используемых при выполнении проекта; распределять свое время работы; использовать консультации преподавателя в зависимости от своего уровня подготовки и опыта работы по проекту; критический анализ – в процессе работы по проекту студенты высказывают свое мнение и получают обратную связь о качестве своей работы. Это способствует внесению изменений в проведение исследования; общественное обсуждение – студенты представляют свои работы другим людям (студентам своей учебной группы, преподавателям) [10].

Для повышения эффективности процесса обучения студентов важнейшее значение имеет мотивация (как внешняя, так и внутренняя). Исследование потенциала метода проектов показало, что его применение увеличивает мотивацию учения у студентов. Это связано с использованием психологических и педагогических аспектов проектной работы. Студенты учитывают свои личные возможности и способности для получения максимального результата при решении поставленной задачи [9].

Работа по методу проектов имеет как преимущества, по сравнению с другими методами, так и недостатки. Рассмотрим преимущества. Данный метод:  обеспечивает мотивацию работы студентов; дает возможность сосредоточиться как на индивидуальной, так и групповой работе, и, тем самым, развиваться в обоих направлениях. Это сравнительно простой метод работы; уменьшается вероятность плагиата (что более вероятно при индивидуальном представлении результатов группового проекта); индивидуальный вклад в работу не обязательно отражается в оценке; одни члены группы учатся у других; преподаватель определяет количество баллов за проект и студенты микро-группы сами решают, как их распределить между отдельными членами группы; некоторые из экзаменационных вопросов специально нацелены на групповые проекты, и ответят на них лучше те из студентов, которые более активно участвовали в проектной деятельности. Формируется чувство причастности и ответственности. Усиливается обратная связь при работе студентов и др. Недостатки: микро-группа представляет один проект и все члены группы получают одни и те же оценки, независимо от индивидуального вклада; сильные студенты могут быть  в несправедливо невыгодном положении, по отношению к слабым; трудно подобрать проекты, которые были бы равны по сложности и объему работы; при выполнении работы, особенно при оценке вклада каждого студента в общее дело могут возникать конфликты; трудоемкость работы для координатора работы (преподавателя)  по проектам микро-групп студентов [7].

Нами проведено экспериментальное исследование по формированию субъектной позиции студентов специальности 030301 Психология служебной деятельности (квалификация (степень) «специалист»). Рассмотрим некоторые из его результатов – при работе по методу проектов с использованием средств ИКТ (на примере учебной дисциплины «Педагогика» – базовая часть гуманитарного и социального цикла учебных дисциплин). Будущий психолог служебной деятельности в процессе обучения в вузе готовится к нескольким видам профессиональной деятельности: практической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, педагогической и специальной [6].

В процессе работы по методу проектов с использованием средств ИКТ и при обсуждении полученных результатов на семинарских занятиях у студентов:

формируются: способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию…, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к конструктивному разрешению конфликтных ситуаций… (ОК-5); способность проявлять инициативу…, принимать ответственность за свои решения…, творчески мыслить и решать профессиональные задачи (ОК-7); способность осуществлять пропаганду психологических знаний…(ПК-26); способность преподавать психологические дисциплины в учебных заведениях различного уровня, проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса, организовывать коммуникации и взаимодействие обучающихся (ПК-27) (при разработке содержания и плана работы – выступления студентов на семинарском занятии; выступлении по теме проекта, обсуждении и оценке проектов других микро-групп);

развиваются: способность владения культурой научного мышления, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-8); способность анализировать свои возможности, самосовершенствоваться и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень…(К-13); способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации… (ОК-15) (эта компетенция формируется при изучении курса «Информатика и информационные технологии в психологии») и др..

Данный вид учебно-познавательной деятельности способствует развитию: способности осуществлять устную и письменную коммуникации на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (при выполнении отчета по проекту, обсуждении результатов работы на семинарском занятии); способности к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (при работе с иностранными текстами в сети интернет – перевод с использованием имеющихся знаний иностранного языка и, в случае необходимости, компьютерных переводчиков) (ОК-10) и др.

Результаты оценки студентами некоторых аспектов информатизации образования и работы по методу проектов представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Оценка студентами некоторых аспектов информатизации образования и работы по методу проектов с использованием средств ИКТ

 

Оценка студентами следующих

параметров:

Среднее значение оценки M Станд. отклон. для M Доверит. интервал для M
использования ИКТ в деятельности человека в современном информационном обществе  

4,58

 

0,50

 

0,12

использования ИКТ в работе специалиста (в профессиональной деятельности)  

4,19

 

0,70

 

0,18

необходимости современного образованного человека работать с компьютером в качестве пользователя;  

4,42

 

0,72

 

0,18

оценка работы с компьютером в университете по специальным предметам  

4,00

 

0,73

 

0,18

знакомство с педагогическими порталами и сайтами сети Интернет  

3,13

 

0,76

 

0,19

представление о педагогической информации в сети Интернет  

3,06

 

0,89

 

0,22

опыт работы с педагогической информацией в сети Интернет  

3,16

 

0,86

 

0,21

оценка своей работы с ИКТ по методу проектов: в настоящее время  

3,90

 

0,65

 

0,16

хотелось бы 4,77 0,56 0,14
оценка проектов студентов других микро-групп  

4,07

 

0,69

 

0, 15

Примечание: М – среднее значение оценки (1 балл – минимальное значение оценки, 5 баллов – максимальное).

Основными средствами ИКТ, используемыми студентами при работе по методу проектов были: WWW, e-mail, MS Word, MS PowerPoint, смартфон, компьютерные переводчики (в сети Интернет), работа в социальных сетях и др.

Студентами высоко оценивается: использование ИКТ  в деятельности человека в современном информационном обществе (М = 4,58 балла), в работе специалиста (в профессиональной деятельности)(М = 4,19 балла); необходимость современного образованного человека работать с компьютером в качестве пользователя (М = 4,42 балла); работа с компьютером в университете по специальным предметам (М = 4,00 балла) (различие в показателях статистически недостоверно). Достаточно высоко студентами оценивается работа по методу проектов с использованием средств ИКТ при изучении педагогики в настоящее время ( в этом учебном году) (М = 3,90 балла), однако им хотелось бы использовать в большей степени потенциал средств ИКТ в последующих работах по проектам (М = 4,77 балла) (статистически достоверное различие результатов (p < 0,05); будущие психологи на уровне «удовлетворительно» знакомы с порталами и сайтами сети Интернет (М = 3,13 балла), имеют аналогичное представление о педагогической информации в сети Интернет (М = 3,06 балла). Опыт работы с педагогической информацией, представленной в сети Интернет (М = 3,16 балла) также незначителен и студенты его приобрели при работе в процессе изучения педагогики  по методу проектов с использованием средств ИКТ. Беседа, проведенная со студентами на семинарском занятии по педагогике до начала работы по проекту констатировала, что таких знаний и умений, опыта работы у студентов нет вообще. Студентами высоко оцениваются проекты выполненные в других микро-группах студентов (М = 4, 07 балла).

В работе по методу проектов с использованием средств ИКТ мы отмечаем, что «…деятельность каждого студента связана с развитием интереса к самому себе, как субъекту самоорганизации, стимулированием формирования субъектной позиции в познавательной деятельности как созидания себя» [1, с. 54].

При компетентностном подходе к формированию субъектной позиции студента в процессе проектной деятельности в условиях информатизации образования происходит процесс становления личности, предполагающий развитие интереса к профессии, ценностного отношения, социально и профессионально значимых качеств. Результаты проведенного нами исследования констатировали высокий уровень профессиональной направленности студентов в целом (М = 15, 4 балла). 19,4 % студентов имеют средний уровень профессиональной направленности на работу в качестве психолога (5-13 баллов по тесту «Диагностика уровня профессиональной направленности студентов» [2]), 81,6 % студентов – высокий его уровень (14-18 баллов по вышеуказанному тесту).

Нами проводилось исследование адаптированности студентов первого курса к учебной деятельности и к учебной группе с использованием методики, разработанной Т.Д. Дубовицкой и А.В.Крыловой [3].   Формирование субъектной позиции студентов необходимо для лучшей их адаптированности как к учебной деятельности, так и к учебной группе.

Мы констатируем низкий уровень адаптированности студентов к учебной группе при обучении в первом учебном семестре. Она несколько ниже средней (среднее значение оценки – 7,4 балла, при максимальном значении – 16 баллов; стандартное отклонение – 2,2 балла). По шкале адаптированности к учебной группе: 6,5% студентов имеют только 4-5 баллов, 54,8 – 6-7 баллов, 32,2% студентов – 8-10 баллов и только 6,5% – 11-16 баллов.

Критериями адаптированности студентов к учебной деятельности являются: легкость усвоения учебных предметов, успешность выполнения учебных заданий, умение выражать свои мысли, проявлять индивидуальность и способности на занятиях. Практически все студенты, принявшие участие в исследовании имеют низкую адаптированность к учебной деятельности  (в целом – чуть ниже средней – 8,2 балла, при максимальной – 16 баллов; стандартное отклонение – 1,8 балла).

Исследования, проведенные ранее Д.А. Даниловым и А.Г. Корниловой, показали – традиционно формирование субъектной позиции студента как побочный продукт образовательного процесса возникает внепланово и не всегда.

Компетентностный подход к использованию метода проектов с использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий способствует повышению уровня самостоятельности, самоорганизации, ведущей к формированию и развитию субъектной позиции студентов.

Список литературы:

1.Данилов Д.А., Корнилова А.Г. Формирование субъектной позиции студентов в педагогическом процессе // Евразийский союз ученых (ЕСУ). – № 4. – 2014. – С. 52-54.

2.Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 2. – С. 82-86.

3.Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 2.  – Режим доступа: / ISSN: 2074-5885.

4.Кручинин М.В., Кручинина Г.А., Формирование правовой компетенции студентов вуза с использованием метода проектов в условиях информатизации высшего профессионального образования // Вестник науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2014. – № 1. (16). – С. 107-114.

5.Кручинина Г.А., Кручинин М.В. Учебный проект как форма взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин в условиях информатизации образования // Вестник Нижегородского университета. Серия: Социальные науки. – 2014. – № 3. – С. 169-176.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения 17.03.2015).

  1. Grading Methods for Group Work [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Ин-1
  2. Group work [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tcd.ie/CAPSL/TIC/guidelines/teaching/ (дата обращения 17.03.2015).
  3. Nedelchev N.I. Project Work And School Learning Motivation // International conference: The Future of Education [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения 17.03.2015).
  4. 10. What is PBL? | Project Based Learning [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Ин-2 (дата обращения 10.03.2015).[schema type=»book» name=»КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ» author=»Кручинин Максим Владимирович, Кручинина Галина Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found