Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Общество предъявляет новые требования к путям приобретения и передачи знаний и той роли, которую играет образование в этих процессах. На первый план выходит задача принципиально нового конструирования содержания и организации учебного материала, педагогической деятельности преподавателя и учебной работы студента в информационно-образовательной среде. Развитие средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) создало принципиально новую ситуацию в работе с информацией. ИКТ дают возможность активизировать когнитивную деятельность студентов, порождают дополнительную мотивацию учения, позволяют индивидуализировать обучение. Мы считаем, что формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущих бакалавров и специалистов станет более эффективным, если в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе будет использован потенциал не только активных методов обучения, в том числе метода проектов, но и информационных и коммуникационных технологий как педагогических инноваций [5].

Субъектная позиция студентов в учебно-познавательной деятельности в наибольшей степени способствует формированию как общекультурных, так профессиональных компетенций. Как в аудиторной, так и внеаудиторной работе студентов «в процессе формирования субъектной позиции предусмотрены личностное самосовершенствование и социально-профессиональное развитие студента. Личностное самосовершенствование обусловлено познавательно-творческой деятельностью разного характера для развития личностных и профессиональных качеств» [1, с. 54]. Учебный проект может рассматриваться как форма взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы студентов.

Д.А. Даниловым и А.Г. Корниловой выделены педагогические условия повышения самоорганизации студентов, их субъектной позиции в процессе учебно-познавательной деятельности:

открытость образовательной системы, предполагающей участие студентов в жизни окружающей среды, обеспечивающей интеграцию различных способов освоения мира и увеличивающей их творческий потенциал;

 свобода выбора путей и способов решения поставленных целей, поощрение личной инициативы;

создание условий для проявления и стимулирования активности студента, возможностей реализации творческого потенциала;

совместная деятельность преподавателя и студентов, студентов между собой в образовательном процессе [1].

Выполнение вышеуказанных педагогических условий способствует более эффективному формированию как общекультурных, так и профессиональных компетенций студентов. В качестве примера укажем некоторые их них, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (квалификация (степень) «бакалавр»). Общекультурные компетенции – владение культурой мышления, способностью к обобщению и анализу, восприятию информации; способностью к постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-17) и др. Профессиональные компетенции – способность в составе коллектива исполнителей к анализу передового научно-технического опыта и тенденций развития технологий транспортно-технологических машин и комплексов (ПК-17); способность к работе в составе коллектива исполнителей в области реализации управленческих решений по организации производства и труда, организации работы по повышению научно-технических знаний работников (ПК-24) и др.[7].

Одним из методов обучения, в большей степени способствующий формированию субъектной позиции студента в образовательном процессе является метод проектов.

При использовании метода проектов в формировании общих и профессиональных компетенций реализуется процесс превращения обучения студентов в самообучение. Он собственно и ориентирован на самостоятельную деятельность студентов. На отдельных этапах проекта она организована как индивидуальная или парная, групповая или коллективная [4, 5]. При его применении реализуется принцип активности в обучении, построения целесообразной учебно-познавательной деятельности студента, учета личных интересов и возможностей в данный момент времени. В значительной степени это касается использования средств ИКТ в самостоятельной поисковой деятельности студентов.

Метод проектов является одним из методов групповой работы, востребованность которой очень высока в современной высшей школе. В условиях информатизации образования для его реализации необходимо учитывать возможности у студентов доступа к ресурсам: библиотечным книгам, ресурсам сети Интернет (подключение к интернету), просто наличие современного компьютера с соответствующим программным обеспечением, цветного принтера и др.[8].

При применении этого метода в учебном процессе студенты получают знания и навыки, работая в течении довольно продолжительного времени, чтобы исследовать и ответить на сложный вопрос, разрешить проблему или задачу. Проект включает в себя: значительное содержание – по своей сути проект ориентирован на обучение студентов важным знаниям и навыкам, которые представлены в стандартах и ключевых понятиях в самой сути учебных предметов; компетенции 21 века – у студентов формируются/развиваются компетенции, значимые для современного мира, такие как решение проблем, критическое мышление, сотрудничество, связи и творчество; необходимые знания – студенты видят необходимость получения знаний, навыков; понимания концепций, умение ответить на возникающие вопросы и создавать проектные продукты, начиная со сбора необходимого материала, что вызывает интерес и любознательность; умение делать выбор – студенты имеют право делать выбор средств, используемых при выполнении проекта; распределять свое время работы; использовать консультации преподавателя в зависимости от своего уровня подготовки и опыта работы по проекту; критический анализ – в процессе работы по проекту студенты высказывают свое мнение и получают обратную связь о качестве своей работы. Это способствует внесению изменений в проведение исследования; общественное обсуждение – студенты представляют свои работы другим людям (студентам своей учебной группы, преподавателям) [10].

Для повышения эффективности процесса обучения студентов важнейшее значение имеет мотивация (как внешняя, так и внутренняя). Исследование потенциала метода проектов показало, что его применение увеличивает мотивацию учения у студентов. Это связано с использованием психологических и педагогических аспектов проектной работы. Студенты учитывают свои личные возможности и способности для получения максимального результата при решении поставленной задачи [9].

Работа по методу проектов имеет как преимущества, по сравнению с другими методами, так и недостатки. Рассмотрим преимущества. Данный метод:  обеспечивает мотивацию работы студентов; дает возможность сосредоточиться как на индивидуальной, так и групповой работе, и, тем самым, развиваться в обоих направлениях. Это сравнительно простой метод работы; уменьшается вероятность плагиата (что более вероятно при индивидуальном представлении результатов группового проекта); индивидуальный вклад в работу не обязательно отражается в оценке; одни члены группы учатся у других; преподаватель определяет количество баллов за проект и студенты микро-группы сами решают, как их распределить между отдельными членами группы; некоторые из экзаменационных вопросов специально нацелены на групповые проекты, и ответят на них лучше те из студентов, которые более активно участвовали в проектной деятельности. Формируется чувство причастности и ответственности. Усиливается обратная связь при работе студентов и др. Недостатки: микро-группа представляет один проект и все члены группы получают одни и те же оценки, независимо от индивидуального вклада; сильные студенты могут быть  в несправедливо невыгодном положении, по отношению к слабым; трудно подобрать проекты, которые были бы равны по сложности и объему работы; при выполнении работы, особенно при оценке вклада каждого студента в общее дело могут возникать конфликты; трудоемкость работы для координатора работы (преподавателя)  по проектам микро-групп студентов [7].

Нами проведено экспериментальное исследование по формированию субъектной позиции студентов специальности 030301 Психология служебной деятельности (квалификация (степень) «специалист»). Рассмотрим некоторые из его результатов – при работе по методу проектов с использованием средств ИКТ (на примере учебной дисциплины «Педагогика» – базовая часть гуманитарного и социального цикла учебных дисциплин). Будущий психолог служебной деятельности в процессе обучения в вузе готовится к нескольким видам профессиональной деятельности: практической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, педагогической и специальной [6].

В процессе работы по методу проектов с использованием средств ИКТ и при обсуждении полученных результатов на семинарских занятиях у студентов:

формируются: способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию…, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к конструктивному разрешению конфликтных ситуаций… (ОК-5); способность проявлять инициативу…, принимать ответственность за свои решения…, творчески мыслить и решать профессиональные задачи (ОК-7); способность осуществлять пропаганду психологических знаний…(ПК-26); способность преподавать психологические дисциплины в учебных заведениях различного уровня, проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса, организовывать коммуникации и взаимодействие обучающихся (ПК-27) (при разработке содержания и плана работы – выступления студентов на семинарском занятии; выступлении по теме проекта, обсуждении и оценке проектов других микро-групп);

развиваются: способность владения культурой научного мышления, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-8); способность анализировать свои возможности, самосовершенствоваться и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень…(К-13); способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации… (ОК-15) (эта компетенция формируется при изучении курса «Информатика и информационные технологии в психологии») и др..

Данный вид учебно-познавательной деятельности способствует развитию: способности осуществлять устную и письменную коммуникации на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (при выполнении отчета по проекту, обсуждении результатов работы на семинарском занятии); способности к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (при работе с иностранными текстами в сети интернет – перевод с использованием имеющихся знаний иностранного языка и, в случае необходимости, компьютерных переводчиков) (ОК-10) и др.

Результаты оценки студентами некоторых аспектов информатизации образования и работы по методу проектов представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Оценка студентами некоторых аспектов информатизации образования и работы по методу проектов с использованием средств ИКТ

 

Оценка студентами следующих

параметров:

Среднее значение оценки M Станд. отклон. для M Доверит. интервал для M
использования ИКТ в деятельности человека в современном информационном обществе  

4,58

 

0,50

 

0,12

использования ИКТ в работе специалиста (в профессиональной деятельности)  

4,19

 

0,70

 

0,18

необходимости современного образованного человека работать с компьютером в качестве пользователя;  

4,42

 

0,72

 

0,18

оценка работы с компьютером в университете по специальным предметам  

4,00

 

0,73

 

0,18

знакомство с педагогическими порталами и сайтами сети Интернет  

3,13

 

0,76

 

0,19

представление о педагогической информации в сети Интернет  

3,06

 

0,89

 

0,22

опыт работы с педагогической информацией в сети Интернет  

3,16

 

0,86

 

0,21

оценка своей работы с ИКТ по методу проектов: в настоящее время  

3,90

 

0,65

 

0,16

хотелось бы 4,77 0,56 0,14
оценка проектов студентов других микро-групп  

4,07

 

0,69

 

0, 15

Примечание: М – среднее значение оценки (1 балл – минимальное значение оценки, 5 баллов – максимальное).

Основными средствами ИКТ, используемыми студентами при работе по методу проектов были: WWW, e-mail, MS Word, MS PowerPoint, смартфон, компьютерные переводчики (в сети Интернет), работа в социальных сетях и др.

Студентами высоко оценивается: использование ИКТ  в деятельности человека в современном информационном обществе (М = 4,58 балла), в работе специалиста (в профессиональной деятельности)(М = 4,19 балла); необходимость современного образованного человека работать с компьютером в качестве пользователя (М = 4,42 балла); работа с компьютером в университете по специальным предметам (М = 4,00 балла) (различие в показателях статистически недостоверно). Достаточно высоко студентами оценивается работа по методу проектов с использованием средств ИКТ при изучении педагогики в настоящее время ( в этом учебном году) (М = 3,90 балла), однако им хотелось бы использовать в большей степени потенциал средств ИКТ в последующих работах по проектам (М = 4,77 балла) (статистически достоверное различие результатов (p < 0,05); будущие психологи на уровне «удовлетворительно» знакомы с порталами и сайтами сети Интернет (М = 3,13 балла), имеют аналогичное представление о педагогической информации в сети Интернет (М = 3,06 балла). Опыт работы с педагогической информацией, представленной в сети Интернет (М = 3,16 балла) также незначителен и студенты его приобрели при работе в процессе изучения педагогики  по методу проектов с использованием средств ИКТ. Беседа, проведенная со студентами на семинарском занятии по педагогике до начала работы по проекту констатировала, что таких знаний и умений, опыта работы у студентов нет вообще. Студентами высоко оцениваются проекты выполненные в других микро-группах студентов (М = 4, 07 балла).

В работе по методу проектов с использованием средств ИКТ мы отмечаем, что «…деятельность каждого студента связана с развитием интереса к самому себе, как субъекту самоорганизации, стимулированием формирования субъектной позиции в познавательной деятельности как созидания себя» [1, с. 54].

При компетентностном подходе к формированию субъектной позиции студента в процессе проектной деятельности в условиях информатизации образования происходит процесс становления личности, предполагающий развитие интереса к профессии, ценностного отношения, социально и профессионально значимых качеств. Результаты проведенного нами исследования констатировали высокий уровень профессиональной направленности студентов в целом (М = 15, 4 балла). 19,4 % студентов имеют средний уровень профессиональной направленности на работу в качестве психолога (5-13 баллов по тесту «Диагностика уровня профессиональной направленности студентов» [2]), 81,6 % студентов – высокий его уровень (14-18 баллов по вышеуказанному тесту).

Нами проводилось исследование адаптированности студентов первого курса к учебной деятельности и к учебной группе с использованием методики, разработанной Т.Д. Дубовицкой и А.В.Крыловой [3].   Формирование субъектной позиции студентов необходимо для лучшей их адаптированности как к учебной деятельности, так и к учебной группе.

Мы констатируем низкий уровень адаптированности студентов к учебной группе при обучении в первом учебном семестре. Она несколько ниже средней (среднее значение оценки – 7,4 балла, при максимальном значении – 16 баллов; стандартное отклонение – 2,2 балла). По шкале адаптированности к учебной группе: 6,5% студентов имеют только 4-5 баллов, 54,8 – 6-7 баллов, 32,2% студентов – 8-10 баллов и только 6,5% – 11-16 баллов.

Критериями адаптированности студентов к учебной деятельности являются: легкость усвоения учебных предметов, успешность выполнения учебных заданий, умение выражать свои мысли, проявлять индивидуальность и способности на занятиях. Практически все студенты, принявшие участие в исследовании имеют низкую адаптированность к учебной деятельности  (в целом – чуть ниже средней – 8,2 балла, при максимальной – 16 баллов; стандартное отклонение – 1,8 балла).

Исследования, проведенные ранее Д.А. Даниловым и А.Г. Корниловой, показали – традиционно формирование субъектной позиции студента как побочный продукт образовательного процесса возникает внепланово и не всегда.

Компетентностный подход к использованию метода проектов с использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий способствует повышению уровня самостоятельности, самоорганизации, ведущей к формированию и развитию субъектной позиции студентов.

Список литературы:

1.Данилов Д.А., Корнилова А.Г. Формирование субъектной позиции студентов в педагогическом процессе // Евразийский союз ученых (ЕСУ). – № 4. – 2014. – С. 52-54.

2.Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 2. – С. 82-86.

3.Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 2.  – Режим доступа: / ISSN: 2074-5885.

4.Кручинин М.В., Кручинина Г.А., Формирование правовой компетенции студентов вуза с использованием метода проектов в условиях информатизации высшего профессионального образования // Вестник науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2014. – № 1. (16). – С. 107-114.

5.Кручинина Г.А., Кручинин М.В. Учебный проект как форма взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин в условиях информатизации образования // Вестник Нижегородского университета. Серия: Социальные науки. – 2014. – № 3. – С. 169-176.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения 17.03.2015).

  1. Grading Methods for Group Work [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Ин-1
  2. Group work [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tcd.ie/CAPSL/TIC/guidelines/teaching/ (дата обращения 17.03.2015).
  3. Nedelchev N.I. Project Work And School Learning Motivation // International conference: The Future of Education [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения 17.03.2015).
  4. 10. What is PBL? | Project Based Learning [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Ин-2 (дата обращения 10.03.2015).[schema type=»book» name=»КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ» author=»Кручинин Максим Владимирович, Кручинина Галина Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found