Коммуникативная культура как явление универсальное оказывает существенное влияние на все компетентностные и квалификационные характеристики будущего специалиста.
Системное исследование коммуникативной культуры позволяет рассматривать ее как: важную инвариантную составляющую общей и профессиональной культуры личности; свойство личности интегрировать свое индивидуальное сознание в глобальное пространство общественного сознания и достижение на этой основе высших результатов в духовном развитии и профессиональной деятельности; системообразующий компонент общей и профессионально-педагогической индивидуально-личностной культуры учителя; ведущее системно-интегративное качество личности [1].
Исследование коммуникативной культуры будущего учителя с позиции философских смыслов и психологических механизмов ее становления выводит на важные характеристики личности: культура, саморазвитие, свобода, гуманизм, духовность, направленность, коммуникативное ядро, мышление, жизненные установки, эмпатия, толерантность, рефлексия, самосознание, саморегуляция, самоактуализация и др. Это свидетельствует о тесной взаимосвязи и взаимообусловленности общего развития и коммуникативной культуры личности, и ее целенаправленное формирование может рассматриваться как приоритетное направление личностного развития и профессиональной подготовки современного учителя.
Стандарты нового поколения имеют для нашей страны глобальное и стратегическое значение как политика государства в области образования [3]. Анализ ФГОС ВПО (3) по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр», «магистр») позволяет выявить культуроформирующий потенциал содержания высшего педагогического образования, осуществить глубокий онтологический подход к изучению коммуникативной культуры как сложного явления и всесторонний гносеологический подход, раскрывающий структуру и содержание коммуникативной компетентности будущего учителя.
Кроме того, анализ способствует определению перспектив научного исследования данной проблемы; содержания всех видов учебно-познавательной деятельности студента, направленной на освоение педагогической профессией, содержания учебно-коммуникативной и профессионально-коммуникативной деятельности будущих учителей; возможности системного целенаправленного формирования коммуникативной культуры будущего учителя в процессе вузовской подготовки и др.
Логика исследования предполагает наличие теоретических, методологических оснований анализа. Исходя из понимания сущности коммуникативной культуры учителя, правомерно выделение четырех методологических подходов к анализу ФГОС ВПО: философского, культурологического, общенаучного системного и психолого-педагогического.
Философский подход связан с представлениями о сущности коммуникации как об универсальном явлении, формирующем общественное и индивидуальное сознание в процессе трудовой деятельности людей, и современных противоречивых тенденциях развития глобальных мировых коммуникативных процессов.
Культурологический подход обусловлен актуальностью гуманитарной стратегии развития материальной и духовной культуры, противостоящей современным глобальным противоречиям. При этом коммуникативной культуре отводится роль фундамента, на котором строится и благодаря ее гуманистической направленности позитивно развивается вся совокупность материальной и духовной культуры общества.
Общенаучный системный подход связан с представлениями об индивидуальной коммуникативной культуре личности как о сложной самоорганизующейся системе, находящейся в глобальном коммуникативном пространстве и развивающейся по синергетическим механизмам, взаимодействуя с окружающими ее другими коммуникативными системами – другими личностями или более сложными социальными институтами.
Психолого-педагогический подход связан с развитием теории и практики формирования коммуникативной культуры в свете современных достижений психолого-педагогических наук, где делается акцент на активной деятельной, субъектной позиции личности в своем саморазвитии и самореализации под влиянием педагогической среды и социума.
Анализ образовательного стандарта показывает, что все четыре методологических подхода реализуются через содержание основных образовательных программ (ОПП).
Философский подход реализуется через дисциплины гуманитарного, социального и математического цикла (философия, культурология, социология, концепции современного естествознания, информационные технологии и др.); профессионального цикла (педагогика, психология и др.). В целом это всесторонне обеспечивает высокий философский уровень коммуникативной компетентности, выражающийся в глубоком понимании сущности коммуникации, коммуникативной компетентности и культуры в личностно-профессиональном развитии будущего специалиста.
Культурологический подход, связанный с проблемой этического – духовно-нравственного, гуманистического содержания коммуникативной компетентности, реализуется через содержание дисциплин разных циклов: культурология, отечественная история, политология, правоведение, социология, философия, психология, педагогика, основы специальной педагогики и психологии; из математического цикла важное значение имеют концепции современного естествознания (концепция естественно-научной и гуманитарной культуры и концепция Человека).
Необходимо отметить, что самым важным в анализе содержания всех дисциплин с культурологических позиций является концентрация внимания на проблеме формирования гуманистического качества коммуникативной компетентности, культуры учителя, как ведущей линии в гуманитарной стратегии современной культурологии. Формирование «гуманистической компетенции» учителя – это одна из самых сложных и актуальных педагогических проблем, которая связана с, казалось бы, простой по своей сущности идеей гуманизма как ведущей общечеловеческой ценности и непростой задачей ее реализации в «современном противоречивом мире» и в реальных жизненных обстоятельствах.
Общенаучный системный подход к проблеме формирования коммуникативной культуры будущего учителя раскрывается через многие дисциплины (философию, психологию, педагогику, культурологию, концепции современного естествознания и др.), в которых представлены современные знания о сложных системах, к которым относятся коммуникативная культура общества, система образования, педагогические системы и коммуникативная культура личности как сложно структурированная самоорганизующаяся и развивающаяся система, ведущей характеристикой которой является гуманистическая направленность [2].
Сущность, механизмы личностной и профессиональной самоорганизации и развития особенно полно раскрываются в дисциплине «Психология». В разделе «Социальная психология», темах «Проблема личности в социальной психологии», «Социализация», «Социальная установка и реальное поведение», «Межличностный конфликт», «Феномен группового давления», «Лидерство и руководство» и другие. В этих темах имеется возможность раскрыть всю глубину значения, имманентность, инвариантность коммуникативной культуры, коммуникативной компетентности в процессе самоорганизации и развития с позиций взглядов на личность как на сложную психолого-социальную систему, организующуюся и развивающуюся по кибернетическим и синергетическим механизмам.
Кибернетико-синергетическая позиция деятельно-личностного методологического подхода глубоко раскрываются в дисциплинах «Психология», «Педагогика», «Концепции современного естествознания», которые раскрывают суть таких понятий как «самоорганизация», «саморазвитие», с позиции методологических представлений о сложных развивающихся системах (личность, коллектив, культура и др.), и определяют общенаучную основу педагогической коммуникативной компетентности учителя.
Психолого-педагогический методологический подход анализа сосредотачивается в содержании дисциплин, отражающих деятельностно-личностную концепцию образования (психолого-педагогические дисциплины профессионального цикла). Общая психология раскрывает деятельностный подход в темах: «Деятельность», «Деятельностный подход к общепсихологической теории деятельности»; возрастная психология – в темах: «Социальная ситуация развития», «Ведущая деятельность»; педагогическая психология – в темах «Понятие учебной деятельности», «Психологическая сущность и структура учебной деятельности», «Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы» и др.
Применительно к процессу подготовки к профессионально-педагогической деятельности эта позиция раскрывается в педагогических дисциплинах профессионального цикла через темы «Общая характеристика педагогической профессии», «Педагогическая деятельность: сущность, компоненты, функции», «Профессионально-личностное становление и развитие педагога», «Педагогика как наука и ее основные категории», «Методологическая культура педагога», «Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса», «Обучение как сотворчество учителя и ученика», «Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса», «Движущие силы и логика воспитательного процесса» и др.
Собственно личностный аспект деятельно-личностного подхода глубоко и разносторонне раскрывается в содержании дисциплин гуманитарного, социального и профессионального циклов, например, в темах «Сознание, самосознание, личность», «Культура и личность», и дисциплин профессионального цикла – «Общие понятия о личности», «Основные психологические теории личности», «Психология личности учителя», «Базовые теории воспитания и развития личности», «Двусторонний и личностный характер обучения», «Коллектив как объект и субъект воспитания» и др.
Исходя из понимания сущности коммуникативной культуры педагога, и ее ведущих модельных характеристик (гуманистическая направленность, аксиологический потенциал, акмеологическая интенция, личностно-деятельностная самоорганизация и творческое саморазвитие, коммуникативная технологическая вооруженность) необходимо выделить аксиологическую и акмеологическую составляющие [2]. Аксиологическая позиция имеет особое значение в определении гуманистической направленности коммуникативной культуры будущего педагога и формирования соответствующих убеждений и готовности к их проявлению в учебной, профессиональной и социальной коммуникативной деятельности; увеличения аксиологического потенциала личности, осознания ценности педагогического труда, выбора и освоения педагогической профессии, осознания ценности педагогического труда, выбора и освоения педагогической профессии. При безусловной значимости всех изучаемых дисциплин особую роль играют темы «Культурные ценности и нормы», «Человек, общество, культура», «Человек и природа», «Человек в системе социальных связей» и др. Здесь важны не только содержание, но и форма и способ его «подачи», реализация тех ценностей, которые в них раскрываются, через личностную позицию преподавателя, способы взаимодействия со студентами и др.
Во всех этих дисциплинах важно раскрыть и выделить значение единства аксиологического профиля личности, выраженного в осознании ценности и интереса к педагогической профессии, и акмеологической интенции – устремленности, сосредоточенности деятельности на достижении высшего (греческое «acme» (акме) – вершина, зрелость) уровня профессионально-личностного развития, педагогического мастерства, раскрытых во всей сложности и глубине их содержания. «Акме», в первую очередь, – это высший уровень зрелости ценностных убеждений, являющийся одним из основных критериев «аксиологического потенциала» личности. Акмеологическая позиция раскрывается, например, в теме «Представление о совершенном человеке в различных культурах», но специальная дисциплина «Акмеология», к сожалению, пока не входит в структуру основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование.
В ряде дисциплин государственного образовательного стандарта раскрываются технологические – методические, технические аспекты коммуникативной компетентности, определяющие технологическую вооруженность коммуникативной деятельности и коммуникативной культуры будущего учителя (коммуникативных действия, операции, речевые умения и навыки, интегративные коммуникативные умения, навыки владения техническими информационными средствами и многое другое). Таковыми у бакалавров являются дисциплины «Культура речи» (гуманитарный, и социальный и экономический цикл, базовая часть); «Информационные технологии» и «Основы математической обработки информации» (математический цикл, базовая часть) и др.
На основе анализа образовательного стандарта высшего профессионально-педагогического образования (ФГОС ВПО) определена субкомпетентностная структура коммуникативной компетентности педагога, и выделены пять (групп) субкомпетенций, (которые могут быть еще более детализированы при их углубленном анализе):
- философская коммуникативная субкомпетенция, определяющая глубоко осознанный уровень коммуникативной компетентности, выражающийся в понимании сущности коммуникации и значения коммуникативной культуры в личностно-профессиональном развитии будущего специалиста;
- общенаучная коммуникативная субкомпетенция, определяющая системный подход к технологиям развития коммуникативной компетентности и личности специалиста по кибернетическим и синергетическим механизмам;
- культурологическая коммуникативная субкомпетенция, определяющая необходимое современное культурологическое содержание коммуникативной компетенции как области культуры и имеющая такие необходимые составляющие как гуманистическая, этическая и другие субкомпетенции;
- психолого-педагогическая коммуникативная субкомпетенция, определяющая подход к формированию коммуникативной компетенции с позиций современных достижений психолого-педагогических наук и включающая аксиологическую, акмеологическую, деятельностную и другие коммуникативные субкомпетенции;
- технологическая коммуникативная субкомпетенция, определяющая техническую, практико-ориентированную сторону коммуникативной компетентности, включающая речевую, информационно-технологическую (современную компьютерную) и др. субкомпетенции.
Таким образом, содержание высшего педагогического образования отражает, насколько объемно содержание профессиональной компетентности педагога. Создается системное представление о коммуникативной компетентности, раскрывается ее сложная структура представляющая собой, с одной стороны, «интеграл» в структуре общей профессиональной компетентности педагога, с другой, – весьма сложно структурированную систему, состоящую из специальных коммуникативных субкомпетенций, содержание которых отражено в изучаемых дисциплинах.
Проведенный анализ содержания педагогического образования и выделение субкомпетентностной структуры коммуникативной компетентности отражает высокий коммуникативный потенциал образовательного стандарта для целенаправленного формирования коммуникативной культуры и коммуникативной компетентности будущего учителя в процессе вузовской подготовки.
Список литературы:
- Аухадеева Л. А. Коммуникативная культура будущего учителя как объект системного исследования [Текст] / Л. А. Аухадеева. – Казань: КГУ, 2006. – 164 с.
- Аухадеева Л. А. Коммуникативный аспект профессиональной подготовки учителя: монография / Л.А.Аухадеева. – М.; ВИНИТИ, 2012. – 162 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – М.: МОиН РФ.[schema type=»book» name=»КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» description=» В статье коммуникативная культура представлена как ведущее системно-интегративное качество личности, и ее целенаправленное формирование рассматривается как приоритетное направление личностного развития и профессиональной подготовки современного учителя. Представлены результаты анализа ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с целью определения культуроформирующего потенциала содержания высшего педагогического образования. Выделены методологические подходы к анализу ФГОС ВПО (философский, культурологический, общенаучный системный и психолого-педагогический) и обоснована их реализация через содержание основных образовательных программ; определены структура и содержание коммуникативной компетентности педагога, выделены пять (групп) субкомпетенций; выявлен высокий коммуникативный потенциал содержания высшего педагогического образования.» author=»Аухадеева Людмила Александровна, Аухадеев Авер Эрикович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]