В современных условиях развития общества большое внимание уделяется исследовательской деятельности. Этот вид деятельности рассматривают в настоящее время как один из инструментов повышения качества образования. В связи с этим важно отметить тот факт, что формирование устойчивой мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности является одной из важных задач в профессиональной деятельности учителя, так как мотивация служит источником творческой активности и способствует эффективному развитию способностей учащихся.
С целью повышения эффективности процесса формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности необходима его продуманная организация, в которой выделяют такие этапы, как: определение цели, задач, принципов, условий, содержания, форм и методов, которые способствуют формированию устойчивого интереса учащихся к исследовательской деятельности.
Для проведения формирующего эксперимента, целью которого было формирование у учащихся старших классов мотивации к исследовательской деятельности, была разработана программа опытно-экспериментальной работы, включающая девять различных форм внеклассной воспитательной работы разработанных членами студенческой временной научно-исследовательской группы (Галиева А.Ф., Литвиненко Е.В., Сираева Г.Р.). Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
− формирование исследовательской позиции у старшеклассников (активизация личностной позиции; осознание необходимости исследовательской активности; поисковая активность);
− формирование познавательной мотивации у старшеклассников (получение новых знаний в процессе исследовательской деятельности; приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности; выявление способностей учащихся к ведению исследовательской работы и т.д.);
– формирование у школьников старшего школьного возраста научного мировоззрения, интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений;
– развитие у старшеклассников коммуникативных способностей;
– содействие ориентации учащихся старших классов на выбор будущей профессии;
– развитие интеллигентной, конкурентоспособной и креативной личности и т.д.
Содержание программы формирования у старших школьников мотивации к исследовательской деятельности включало такие темы, как: «Куда и как шагает мир», «Представь себя ученым», «Explore the USA», «Кто он, молодой ученый?», «Куда текут мозги?», «Debate about Science», «Открытия в науке XXI века», «Старт научных знаний», «Мое отношение к исследовательской деятельности». Подготовка и проведение различных форм внеклассной воспитательной работы по вышеперечисленным темам способствовали решению таких задач, как:
- ознакомить школьников с сущностью понятия «исследовательская деятельность»;
- расширить знания учащихся о современных ученых разных стран, ознакомить с их научными достижениями и успехами в исследовательской деятельности, а также с актуальными проблемами науки XXI века;
- информировать школьников о специфике науки XXI века и ее роли в развитии лидирующих государств;
- способствовать развитию у старшеклассников креативного мышления;
- содействовать формированию вопросительной активности учащихся;
- ориентировать учащихся на самостоятельный поиск знаний и т.д.
Разработанная программа опытно-экспериментальной работы по формированию у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности включала разнообразные формы воспитания, соответствующие возрастным особенностям старших школьников, которые вызывают определенный эмоциональный настрой и побуждают учащихся к занятиям исследовательской деятельностью. Например, могут быть использованы такие формы, как: разброс мнений, «Проект-мечта», интеллектуальный ринг, презентация мира [6] продуктивная игра [5], исследовательская лаборатория, круглый стол, свободный разговор, симпозиум, заседание экспертной группы [2], дебаты, представление-соревнование [1, с. 72], «Яблоня возможностей» [3, с. 116]. Многообразие форм и их содержания также являются фактором, способствующим повышению интереса как ведущего мотива к исследовательской деятельности старших школьников.
Для реализации содержания процесса формирования у учащихся мотивации к исследовательской деятельности были выбраны такие методы воспитания, как:
– соревнование, которое способствует формированию мотивации достижения более высокого результата за наименьшее количество времени и стимулирует команду учащихся или отдельного школьника к достижению цели. Соревновательная ситуация требует сотрудничества, реализация которого невозможна без гибкого стимулирования творческих идей;
– мозговой штурм, один из наиболее распространенных методов раскрепощения и активизации творческого мышления и вовлечения школьников в исследовательскую деятельность посредством высказывания различных гипотез, идей и т.д.;
– примеры из жизни ученых, содержащие информацию о важнейших научных разработках как отечественных, так и зарубежных авторов, о создании новшеств, об открытиях научно-исследовательских лабораторий, о выдающихся личностях и созданных ими современных технологиях, а также о различных открытиях юных ученых. Это способствует развитию новых взглядов на научную деятельность, повышению интереса к занятиям исследовательской деятельностью, а также наращиванию потенциальных возможностей самих учащихся;
– игра, носящая творческий характер. Она вызывает интерес, стимулирует познавательную активность, способствует развитию креативного мышления старшеклассников. В процессе игры школьники концентрируют свои мыслительные возможности, развивают гибкость мышления;
– дискуссия, позволяющая вести диалог по интересной теме для всех участников; каждый ответ рассчитан на интерпретацию собеседника и его оценку в виде дальнейшей аналогичной обработки другим партнером и т.д. Именно в процессе дискуссии рождается множество точек зрения на тот или иной предмет обсуждения и интерес к деятельности;
– объяснение – как монологическая форма изложения ориентирует учащихся на выбор мнения, которое носит доказательный характер. Доказательность обеспечивается, логичностью и последовательностью изложения, убедительностью и ясностью выражения мыслей;
– творческое задание, повышающее любознательность учащихся к исследовательской деятельности за счет подбора оригинальных заданий. Оно способствует развитию креативности мышления старшеклассников и активизации интеллектуально-творческой деятельности.
Кроме методов воспитания, применяются такие методы обучения, как:
– эвристическая беседа (повышает заинтересованность учащихся в исследовательской деятельности, включая поиск новых знаний);
– создание проблемных ситуаций (направлены на пробуждение интереса у учащихся, предполагают нахождение новых неизвестных способов и приемов выполнения, объяснения непознанных явлений, событий, процессов);
– метод «мозгового штурма» (способствует получению новых идей, характеризуется полной свободой высказываний и запрещением их критики);
– метод деловых игр (формирует умения и навыки работы в команде, лидерские качества, продуктивное мышление, творческие способности; предусматривает самостоятельное принятие решений, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения);
– методы частично-поискового и исследовательского характера (позволяют на практике создать условия для развития познавательных способностей, формирования интереса, мотивации и предполагают готовность самостоятельному поиску учеником новых знаний);
– метод case-study (ориентирован на осуществление исследовательской деятельности, способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих способностей, принятию решений);
– метод проектной работы (способствует развитию познавательных и творческих способностей учащихся, критического мышления, формированию умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в современном информационном пространстве).
Для определения эффективности процесса реализации содержания, методов и форм формирования у учащихся мотивации к исследовательской деятельности рекомендуется использовать такие методы исследования, как: беседа, наблюдение, анализ продуктивной деятельности учащихся, анкетирование и т.д.
Интерес учащихся существенно повышается при условии определения и реализации учителем комплекса взаимосвязанных задач, содержания, форм и методов, способствующих относительно быстрому вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность. Таким образом, разработанная программа эксперимента является оптимальной стратегией для учителя с целью целенаправленно организовать деятельность учащихся к процессу исследования и существенно оказать влиянии на процесс формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности.
Список литературы:
- Афанасьев С.П. Методика организации интеллектуально-познавательных игр // Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова. – 1995. – № 3. – С. 72-76.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. – М.: Педагогика, 1989. – 132 с.
- Куприянов Б.В. Восемнадцать форм воспитательной работы с детским коллективом класса // Классный руководитель. – 2007. – № 6. – С. 103-125.
- Леонтович А.В. Пособие по разработке методической карты по организации исследовательской работы школьников. – М.: Изд. Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, 2003. – 19 с.
- Титова Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
- Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. – М.: Новая школа, 1993. – 95 с.[schema type=»book» name=»ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ» description=»В статье рассматриваются задачи, содержание, формы и методы, способствующие повышению эффективности процесса формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе средних общеобразовательных учреждений.» author=»Литвиненко Елена Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]