Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Весьма актуальной проблемой развития этнопедагогики на современном этапе ее развития является формирование ее понятийно терминологического аппарата. Понятийно-терминологические проблемы встречаются во всех науках. Особенно они актуальны в периоды становления наук и интенсивного их развития. Этнопедагогика молодая, еще не до конца сформировавшаяся междисциплинарная отрасль научного педагогического знания, что является причиной неоднозначного толкования ее основных научных понятий и терминов.Так, часто одному и тому же явлению этнопедагогики дают несколько определений. Иногда наоборот, одним и тем же термином обозначают разные понятия. Кроме того, этнопедагогика содержит большое количество синонимов. Это объясняется, прежде всего, тем, что одно и то же понятие имеет обыденное толкование как исходное из народной педагогики и научное, представленное этнопедагогикой и выраженное в форме научного термина или понятия. В качестве примера можно привести такие  синонимичные понятия этнопедагогики: как «народное традиционное воспитание», «народная педагогика», «традиции воспитания» и разные понятия «народная педагогика» и «этнопедагогика», рассматриваемые зачастую как одно и то же научное явление.

Наблюдающаяся понятийно-терминологическая неопределенность и неоднозначность толкования ряда основных понятий этнопедагогики оказывает негативное воздействие на ее развитие.

Этнопедагогика как междисциплинарное образование имеет свою специфическую и особенную понятийную систему. Она включает в себя ряд понятий из смежных дисциплин: философии, этнологии, педагогики, культурологии, этнопсихологии и др. адаптируя их при этом к своей специфике.

Значительный вклад в разработку, систематизацию и  уточнение понятийно-терминологического аппарата этнопедагогики  внесли ученые: Волков Г.Н., Ханбиков Я.И., Батурина Г.И., Кожахметова К.Ж., Ялалов Ф.Г. и др. Но вместе с тем эта проблема еще требует дальнейшего своего исследования, так как путь «термин — понятие — категория» для всех наук является очень долгим. Иногда нужны многие годы, чтобы после долгих дискуссий и многочисленных исследований прийти к категориям — «несущим» понятиям, определяющим предмет науки.

Одним из основоположников теории и истории русской педагогической терминологии среди советских педагогов был профессор Б.Б. Комаровский. Его труды по вопросам педагогической терминологии представляют для исследователей большой интерес. Значительное место в его работах занимает исследование языка народной педагогики и проблем введения новых терминов в педагогику. Он особо подчеркивал необходимость правильной и точной терминологии. В противном случае, подчеркивал он, это ведет к неправильной трактовке вопроса, и наоборот. «Неясности и неопределенность ряда педагогических понятий и терминов сильно отражается на развитии педагогической науки, а также весьма вредно влияет на практику, поскольку огромной массе работников народного образования бывает трудно разобраться в лабиринте часто противоречивой и путаной терминологии педагогики [4, с. 21].

Педагогическая терминология в широком смысле слова, по мнению Кантора И.М., — это совокупность лексических средств, обслуживающих теорию и практику науки. Понятийная система науки обычно включает в себя такие элементы: высказывание, суждение, явление, определение, понятие, термин, категория [3].

По мнению ученых, исследующих вопросы терминологии: Э. Свадоста, Л.И. Скворцова, Н.С. Будько, X. Касареса, Г.И. Ахмановой, для любой науки, в том числе и этнопедагогики, наиболее актуальной выступает проблема  совершенства лексических средств как проводника научной информации, инструмента научного познания и практической деятельности педагогов.

По их мнению, совокупность понятий и соответствующих им терминов создает мыслительный и языковой аппарат науки, определяет ее границы и актуальные вопросы. Они считают, что терминология — это основа языка науки. Она обозначает существенные черты и признаки педагогических процессов и явлений. Подобно тому, как научные обобщения невозможны вне определенной языковой терминологической формы, научная терминология  невозможна вне сложившейся системы понятий, суждений и умозаключений.

Понятийно – терминологический аппарат науки обычно включает в себя такие элементы: высказывание, суждение, явление, определение, термин, научное понятие, категория.

Э. Свадост справедливо утверждает, что правильная терминология способствует открытию научной истины. «Велика роль терминов, — пишет он, — в современном научном, техническом и экономическом прогрессе: они могут тормозить его, если в них царит беспорядок, и могут ему способствовать, если они упорядочены»… К основным качествам термина он относит:

а) точность, которая проявляется в однозначности и одновыраженности, — каждый термин должен выражать только одно научно-определенное понятие, и каждое научно-определенное понятие должно выражаться только одним термином;

б) краткость — каждый термин должен состоять по возможности из одного короткого слова или минимального  словосочетания»  [5, с. 41].

Введение новых терминов должно быть оправданно. Надо очень обдуманно относиться к использованию иностранных слов для обозначения научных понятий. Главное назначение термина — отграничение от других. То, что в этнопедагогике в настоящее время наблюдается многозначность толкований ряда терминов надо рассматривать как показатель развития ее научного знания.

Понятия это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.  По словам Кантора И.М., основная логическая функция понятия — выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Это мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. Назначение определений заключается в установлении сущности вещей (объяснение вещей) и в установлении сущности понятий [3, с. 3].

Научное знание развивается в понятиях, отражающих объектно-предметное поле исследования, и в понятиях, относящихся к самой познавательной деятельности, ее путям и средствам, к построению концептуального аппарата науки. Понятие среди других форм организации научного знания занимает особое место, поскольку факты, положения, принципы, законы, теории выражаются через слова-понятия и связи между ними, поскольку высшей формой человеческого мышления является понятийное, словесно-логическое мышление. Как писал Г. Гегель, понять значит выразить в форме понятий.

Понятие необходимо отличать от термина, который является лишь носителем, способом обозначения понятия. Понятие, чтобы стать термином, должно стать известным, устоявшимся и устраивать большинство исследователей.

«Вершиной» научного объяснения явления, когда термин становится всеобщим, является категория. Наиболее широкие и фундаментальные понятия категории В.И. Ленин называл ступенями познавательной деятельности, узловыми пунктами развития науки. Каждая отрасль науки имеет свою собственную систему категорий. Категории – это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания и практики.

Полной классификации научных понятий этнопедагогики на сегодняшний день нет. Объектно-предметное поле этнопедагогики большей частью находится в педагогике. Поэтому при систематизации научных понятий мы будем опираться на педагогические классификации. Научно-педагогические понятия классифицируют по различным основаниям. Нас привлекает классификация, основанием деления по которой может быть иерархия понятий, уровень абстрагирования (от категорий педагогической науки до понятий, выражающих приемы в частных методиках воспитания и обучения) [3, с. 98-101].

В структуру понятийно – терминологического аппарата этнопедагогики входят три вида научных понятий: понятия философии, понятия формальной логики и интегративных теоретических систем и понятия специальных предметных областей. Все они активно участвуют в развитии исследовательского процесса на всем протяжении: при определении задачи исследования, построении гипотезы, накоплении научных фактов и идей, при подготовке, построении и формулировании научной теории. Они служат инструментом познания и способом выражения его результатов. В описание современной научной теории включаются языки всех трех понятийных систем. Это участие происходит в соответствии с вполне определенными ролями и функциями каждого вида понятий, обусловленными его особенностями, его природой и характером.

Природа теории определяет сущность и особенности понятийно — терминологической системы этнопедагогики. Они  могут быть обозначены следующими признаками:

структура этнопедагогики адекватна структуре науки; будучи обобщенным и абстрагированным отражением явлений и процессов педагогической деятельности, она каждый раз обращается к этой деятельности, как бы налагает на нее сетку понятий, в результате чего обогащаются и практика, и ее понятийная система;

вся система понятий концентрируется вокруг категорий — понятий наибольшей степени глубины и всеобщности, основы системы; к категориям этнопедагогики мы относим следующие: народная педагогика, народная культура, традиционное народное воспитание, этническое воспитание, этнос, этнопедагогизация; они формируют главные разделы этнопедагогики;

понятия этнопедагогики отражают явления народной педагогики и народной культуры определенной этнической общности и технологии их использования в современной педагогической практике;

специальные этнопедагогические понятия составляют лишь часть понятийной системы этнопедагогики, ее  дополняют понятия общей педагогики и других гуманитарных наук: философии, этнологии, культурологии, этнопсихологии и др.

Одной из самых значительных проблем понятийной системы этнопедагогики является не только отсутствие однозначного толкования ее основных понятий, но и отсутствие логически выстроенной системы понятий. Это объясняется, прежде всего, тем, что в этнопедагогике как самостоятельной отрасли научного знания до сих пор нет ее однозначной и научно-обоснованной структуры.

Вместе с тем, в этнопедагогике интенсивно развиваются отдельные научные направления. Количественное накопление научных знаний по отдельным направлениям исследований приводит некоторых исследователей к заявлениям, смысл которых сводится к тому, чтобы выделить внутри этнопедагогики, находящейся в стадии становления, отдельные направления: аналитическая этнопедагогика, афористическая этнопедагогика, этнопедагогическая антропология, этнопедагогика семьи, сравнительная этнопедагогика, субэтническая педагогика. На наш взгляд, такое обособление направлений развития этнопедагогики является преждевременным.

Чтобы провести систематизацию основных понятий, терминов и категорий этнопедагогики, выстроить их в логической последовательности необходимо прежде разработать структуру этнопедагогики.

Будучи системой научных знаний, этнопедагогика состоит из двух связанных разделов: теоретико-методологического (методологические основы познания, законы, научный аппарат и т.д.) и прикладного (практическое применение общих теоретических положений). Поэтому философские течения, концепции, теории, методология познания и преобразования — составляют исходные методологические основания и методологические основы этнопедагогической теории. Как междисциплинарная  отрасль научного педагогического знания предметное поле этнопедагогики большей своей частью входит в педагогику.

Общими разделами этнопедагогики являются: методология этнопедагогики; история этнопедагогики; теория этнопедагогики; воспитательный потенциал народной культуры; теория традиционного народного воспитания; этнодидактика; этнопедагогизация. При построении раздела «этнодидактика» мы опирались на концепцию  Ф.Г. Ялалова[6].

Методология этнопедагогики включает методологические основы этнопедагогики; этнопедагогическоенауковедение; научно-исследовательскую деятельность в этнопедагогике, общенаучные подходы в этнопедагогике (философский, культурологический, историко-педагогический, системный, антропологический, комплексный и др.); научно-преобразовательную деятельность в этнопедагогике; научно-образовательную деятельность в этнопедагогике; связь этнопедагогики с другими науками.

История этнопедагогики включает источники изучения этнопедагогики научные и практические предпосылки, закономерности, принципы, тенденции, этапы зарождения и развития этнопедагогики; историю генезиса этнопедагогики России по периодам и этапам развития; персоналии в истории этнопедагогики; тенденции и перспективы развития этнопедагогики.

Теория этнопедагогики включают объект, предмет этнопедагогики; цель, задачи, функции этнопедагогики; основные категории этнопедагогики: «этнос» (народ),  «нация», «этничность»; «образование» «воспитание»; «народная культура», «этническая культура», «национальная культура», — «традиционное народное воспитание»; «этническое воспитание» — «этническое самосознание»; «этнопедагогизация».

Воспитательный потенциал народной культуры включает: понятие культуры; виды, культуры: материальная, духовная; народная и этническая культура, педагогическая культура этноса, механизмы ее воспроизведения: традиции, преемственность, и др.; воспитательный потенциал народной материальной культуры: народная одежда, предметы быта и кухня, и др.; воспитание детей и молодежи в процессе организации жизни и быта семьи воспитательное значение народного декоративно-прикладного искусства;структура духовной культуры: традиции, обычаи, обряда, потребности, ценности; роль идеала в культуре, народный идеал личности; язык как средство сохранения самобытности и духовности народа; праздники, сопровождающие возрастные этапы человека, и их воспитательная сущность; воспитательный потенциал народного фольклора; воспитание детей и молодежи в процессе народных игр; народные праздники, их воспитательное влияние на детей.

Теория традиционного народного воспитания включает идеалы, ценности, факторы, принципы, содержание, инварианты и варианты традиционного народного воспитания; цель, задачи, содержание, формы,  методы, средства этнического воспитания; цель, задачи, содержание, формы,  методы, средства семейного воспитания; формы, методы, средства формирования этнического самосознания, этнической идентичности, этнической дифференциации; особенности межэтнической коммуникации.

Этнодидактика включает предмет этнодидактики, сущность этнодидактического подхода, этнодидактические принципы;  этнодидактические способы обучения: этнодидактические методы и приемы и этнодидактические формы и средства; этнодидактические факторы обучения: активные факторы и пассивные факторы.

Этнопедагогизация содержит технологии включения этнопедагогического компонента в учебно-воспитательный процесс учреждений системы образования.

Концептуальную базу этнопедагогики как междисциплинарной отрасли научного педагогического знания, изучающей народную педагогику (традиционное народное воспитание) и народную культуру отражают, прежде всего, ее основные понятия: «этнос», «народ», «нация», «этничность», «этническое самосознание», «этническая самобытность», «этническая идентичность», «национальный менталитет»; «национальный характер», «развитие», «образование» «воспитание», обучение»; «народная культура», «этническая культура», «национальная культура; «народная педагогика», «народный идеал воспитания», «традиционные ценности воспитания», «традиционное народное воспитание» (в широком социальном смысле), «традиции воспитания», «традиционное народное воспитание» в педагогическом смысле, «этническое воспитание», «этнопедагогические знания», «этнодидактика», «этнопедагогизация» и др.

В данной статье у нас нет возможности рассмотреть и уточнить все научные понятия и термины этнопедагогики. Но в связи с тем, что в настоящее время в научных исследованиях по этнопедагогике наблюдаются разные точки зрения по поводу самого  понятия «этнопедагогика», мы изложим свое мнение по этому вопросу.

После определения этнопедагогики, разработанного Г.Н. Волковым в 70 годах, и частично измененного им в последующие годы, в течение последних четырех десятилетий появился ряд определений других ученых, таких как В.С. Кукушина, Б.М Бим — Бада, П.И. Пидкасистого и др. Однако они не только не внесли ясность в этот вопрос, но и внесли еще и дополнительную путаницу.Вся совокупность утверждений исчерпана ниже приведенным перечнем, этнопедагогика — это:направление в исследовании социализации и образования;самостоятельная наука;междисциплинарная отрасль знания; междисциплинарная область научного знания;  раздел педагогической науки.

Считаем необходимым, изложить свою точку зрения на данный вопрос. Проанализировав все высказывания по данному вопросу, мы выделили два наиболее распространенных взаимоисключающих утверждения о специфике и сущности этнопедагогики. Одно из них сводится к обоснованию того, что в этнопедагогике объединены элементы разных наук: философии, этнологии, психологии, педагогики, культурологии и др., что она по существу — междисциплинарное образование. Другое сводится к утверждению о том, что это —  отпочковавшееся самостоятельное научно — педагогическое знание. При этом среди ученых нет единого мнения, какой научной единицей считать этнопедагогику: самостоятельной наукой, отраслью, областью или разделом науки.

Учитывая все вышеприведенные определения, мы считаем, что этнопедагогика междисциплинарная отрасль научного педагогического знания, сформировавшаяся на стыке философии, педагогики, этнологии, культурологи и др. наук. Этнопедагогика, имея свой предмет и область исследования, теснейшим образом связана с другими науками, изучающими человека, закономерности его физического и психического развития и его общественную деятельность. С точки зрения происхождения этнопедагогика находится в предметном поле педагогики. С точки зрения, социального проявления охватывает разные области человеческого знания: антропологии, психологии, этнологии, культурологии и др., и, таким образом, частично входит в предметное поле этих наук. Поэтому в этнопедагогику входят научные понятия как педагогики, так и смежных с ней» наук, например, «народная культура», «этническая культура». «национальная культура», «этнос», «этничность», «национальный менталитет», этническая идентификация и др. Мы определяем этнопедагогику как междисциплинарную отрасль научного педагогического знания, изучающую народную традиционную культуру и народную педагогику с целью использования их прогрессивного воспитательного потенциала в современном образовании.

В заключение заметим, что этнопедагогика молодая развивающаяся наука. Ее категориально – терминологический аппарат находиться в стадии становления. Этнопедагогика имеет свой специфический и особенный понятийно категориальный аппарат. Его систематизация, разработка и уточнение очень актуальная проблема, требующая постоянной научной доработки по мере развития этнопедагогики.

Список литературы:

  1. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса [Текст] / Г.Н. Волков. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. – 160 с.
  2. Кантор, И.М. Педагогическая лексикография и лексикология [Текст] / И.М. Кантор. — М.: Просвещение, 1968. — 200 с.
  3. Кантор, И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы [Текст] / И.М. Кантор. — М.: Педагогика, 1980. — 158 с.
  4. Комаровский, Б.Б. Основные проблемы педагогической лексики и лексикографии [Текст] / Б.Б. Комаровский // Ученые записки Азербайджанского гос. пед. института им. Ахундова. — 1960. Баку. — Вып. VIII.
  5. Свадост, Э. Как возникает всеобщий язык? [Текст] / Э. Свадост. — М.: Наука, 1968. — 328 с.
  6. Ялалов, Ф.Г. Этнодидактика [Текст]: монография / Ф.Г. Ялалов. — М.: ГИЦ ВЛАДОС., 2002. — 151 с.[schema type=»book» name=»ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ» author=»Нездемковская Галина Вадимовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found