При подготовке архитектораповышенное внимание уделяютпроцессу формирование знаний по архитектурным направлениям, к которым относят следующие (специальные) дисциплины:
— архитектура жилых, общественных, промышленных зданий и сооружений;
-планировка и застройка населенных мест;
— реконструкция и реставрациязданий, сооружений, сложившейся застройки.
Вплотную кэтим дисциплинам примыкают:
— история архитектуры зданий и сооружений;
— история застройки и формирования населенных мест;
— дизайн;
— основы архитектурно-художественного проектирования;
— черчение и начертательная геометрия.
Указанные предметы взаимосвязаны, их изучение производится последовательно, в течение всего периода обучения архитектора.Существует мнение, что знания, полученные при изучении указанных дисциплин, необходимы и достаточны для формирования архитектора.
Остальные предметы считаются как бы общеобразовательными и имеющими второстепенное значение при обучении архитектора.
Однако практическая деятельность архитектора выявляет необходимость обширных знаний в целом пласте технических и прикладных дисциплин, смежных с вышеуказанными. К ним относятся:
— математика;
— строительная механика;
— строительные конструкции;
— строительныематериалы (материаловедение);
— системы инженерного обеспечения зданий и сооружений (отопление, вентиляция, водоснабжение, водоотведение, дымоудаление, электроосвещение);
— строительная физика (теплопотери, акустика, звукоизоляция);
— строительство в сложных природных условиях (сейсмическая опасность, просадочные грунты и подработки, вечная мерзлота, карсты);
— влияние строительства на окружающую среду (экология);
— основы организации строительства;
— экономика (сметное дело: сметы на общестроительные и проектно-изыскательские работы включительно, сводный сметный расчет).
Конечно, при проектировании объектов строительства разделы проектной документации, смежные с архитектурой, обязательно выполняются соответствующими специалистами. Но если при создании архитектурного образа объекта (обычно, на стадии «эскизный проект») не учитываются основные требования указанных выше смежных разделов, то,после корректировки архитектуры в соответствии с требованиями смежных разделов, образ объекта и его параметры изменяются до неузнаваемости.
Отсюда возникает необходимость получения соответствующих знаний в процессе подготовки архитектора[2].
На основании вышеизложенного в процессе обученияархитектора изучаемые дисциплины можно разделить на три цикла:
— специальные дисциплины (специальные, базовые);
— смежные дисциплины (технические и прикладные);
— общеобразовательные дисциплины.
Предлагаемая модель разделения изучаемых дисциплин приобучения архитектора дает возможность реализации компетентного подхода к профессиональному образованию как к совмещению педагогических, технологических и организационных факторов образовательного процесса [1]. Например, можно разделить компетенции следующим образом:
— специальные дисциплины – 50%;
— смежные дисциплины – 25%;
— общеобразовательные дисциплины – 25%.
Каждый из этих циклов должен иметь свое время на изучение соответствующих дисциплин. В каждом из них должна быть сформирована своя программа, своя последовательность изучения дисциплин, своя методика получения знаний[2].
При этом имеются варианты совместного участия разных направлений в процессе обучения. Например, при выполнении комплексных проектов зданий и сооружений необходимо выполнение архитектурного раздела (как основного раздела проекта) и различных смежных разделов (строительные конструкции, инженерное обеспечение, экономика, организация строительства). При этом проект должен защищаться только после выполнения всех разделов, и единая оценка выполненного проекта должна формироваться с учетом оценок каждого из разделов комплексного проекта[2].
Одной из основных проблем в направлении смежных дисциплин является то, что каждая из них является самостоятельной областью прикладной науки и имеет свой опыт практического применения и свои тенденции развития. А главной задачей при подготовке архитектора является выделение в каждой дисциплине области, необходимой для решения архитектурных задач, и обучение студентов именно этой сфере знаний.
Отсюда выявляется проблема привлечения специалистов, например по фундаментальным наукам, дли процесса обучения архитекторов.
Например, строительная механика для архитектурных направлений и специальностей сводится к некоторым разделам механики стержневых систем (значительная часть которых была сформирована И. М. Рабиновичем[3] в 50-е годы прошлого века), механики пластин и оболочек, вантовой механики.Указанные разделы относятся не к фундаментальным, а к прикладным разделам механики. При этом наиболее важными являются не только вопросы прочности, но и вопросы устойчивости отдельных элементов и систем при различных видах воздействий. Также важными являются вопросы трансформации архитектурных объектов в механико-математические модели, которые можно рассчитать методами механики (а эти вопросы не относятся к фундаментальным).
Математика в этом смысле обретает еще больший комплекс ограничений.Математика должна развивать у архитектора логическое мышление и пространственное воображение, необходимые в его профессиональной деятельности.Ее первой задачей является обучение студентов математическому аппарату, без которого понимание законов строительной механики просто невозможно. Еще одной задачей математики является описание архитектурных образов различными математическими методами, в том числе, функциональными зависимостями, уравнениями и неравенствами.
Математика должна подготовить архитектора к решению более сложной задачи – созданию механико-математических моделей архитектурных образов, без чего весьма сложно произвести расчеты того или иного образа в целом и его составляющих (например, отдельных конструкций). Эти вопросы можно считать узко специализированными, но ни в каком случае не относящимися к фундаментальным.
По этим причинам преподавание математики, механики и некоторых других фундаментальныхнаук должно производиться специалистами, знакомыми не только с фундаментальными основами этих предметов, но и с проблемами их применения в области архитектуры[4].
Строительные конструкции своей подосновой имеют строительную механику. Расчет конструкций производится именно по законам строительной механики. Главной задачей дисциплины«строительные конструкции» является трансформация и разделение архитектурного образа (и его механико-математической модели) на элементы, каждый из которых может быть представлен как отдельная строительная конструкция или ее часть. Конструирование этих элементов производится на основании опыта применения данных инженерных решений и применяемых строительных материалов.
Строительные материалы являются не только основой для создания конструкций (скелета здания, его членения на отдельные отсеки), но и основой создания ограждающих (наружных) конструкций, разделяющих (внутренних) конструкций. Этим они связаны со строительной физикой (теплотехника, звукопоглощение, шумо- и виброизоляция).
Таким образом,прослеживается единая цепь взаимосвязанных разделов знаний, практическое применение которых необходимо при создании архитектурных образов[2].
Удаление какой-нибудь части этой цепи разрывает всю цепь, разрушает и лишает логики всю систему существующих взаимосвязей различных разделов, квинтэссенцией которых является архитектура.
- Лопатухина Т.А., Данко С.П., Залевская Т.В., Осипова А.В. Педагогические технологии развития ценностного отношения к образованию в современном российском обществе: Монография. – М.: Вузовская книга, 2014. – 112с.
- Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 344с.
- Рабинович И.М. Строительная механика стержневых систем. – Москва: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1954. – 545с.
- Волохова Е.А., Юкина И.В. Дидактика. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 240с.[schema type=»book» name=»ВЫДЕЛЕНИЕЦИКЛОВ ДИСЦИПЛИНПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-АРХИТЕКТОРОВ» description=»В статье освещаются проблемы разделения изучаемых дисциплин на циклы при применении компетентностного подхода в системе педагогического профессионального образования. Приведена попытка разделения компетенций на изучаемые циклы дисциплин. Компетентностный подход, являющийся необходимым условием модернизации и повышения качества образования, требует не только внедрения. В некоторых случаях требуется изменение качества профессионализма преподавателей, их ориентация на проблемы, присущие не дисциплине в целом, а ее применению при обучении конкретной профессии.» author=»Данко Сергей Павлович, Москаленко Александр Иванович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]