Различные условия развития взаимодействия педагогических культур могут позволить осуществлять её в учебном процессе. Они могут оказаться эффективны и позволить достичь достаточно высокого уровня сформированности всех её структурных компонентов:
- информационного;
- коммуникативного;
- интерактивного;
- позитивных изменений в мотивационных предпочтениях учеников по отношению к педагогическому взаимодействию.
Следует напомнить, что современная педагогика рассматривает педагогический процесс как способствующее развитию личности целенаправленно организованное взаимодействие. Именно в процессе данного взаимодействия осуществляется:
- формирование ценностных отношений и ориентаций личности, развитие потребностей, установок;
- происходит присвоение знание и приобщение обучающихся к социально-культурным нормам и правилам жизни и деятельности.
Это в полной мере относится к организации ситуации взаимодействия педагогических культур. Реализуется видоизменяющее воздействие на педагогов, т.е. осуществляет влияние на их потребности, мотивы, отношение к педагогическому познанию и т.д.
От глубины процесса воздействия педагогических культур, от того, какими способами оно осуществляется, во многом зависит развивающий эффект образовательного процесса как такового. Во многом он обеспечивается культурой информационной работы, культурой коммуникации и культурой влияния на личность посредством осуществления педагогических действий.
Совокупность способов взаимодействия педагогических культур (а значит и развивающего и воспитывающего воздействия) рассматривается как технологию педагогического взаимодействия.
Учитывая развивающее и воспитывающее влияние, которое педагог способен оказать в процессе взаимодействия педагогических культур на сам процесс технологии, её правомерно трактовать как технологию социально-культурного развития.
Если рассмотреть процесс взаимодействия педагогических культур, то можно отметить, что это история непрерывных столкновений и противоборства двух взглядов на обучение и воспитание педагогики авторитарного и демократического типа[1. с.111].
Однако следует отметить, что подобный подход несколько упрощён. Критериями выделения тех или иных типов педагогической культуры является:
- содержание ценностных ориентаций в сфере образования;
- нормы взаимоотношений наставника и обучаемого;
- степень свободы педагога при выполнении им социальной роли.
Эти критерии позволяют вычленить три основных типа педагогической культуры: демократический, авторитарный и тоталитарный.
Демократический тип педагогической культуры был основан на сотрудничестве учителя и ученика при их обоюдном наделении взаимными правами и обязанностями в учебном процессе. В качестве главных ценностей этого типа педагогической культуры выступает развитие личностных качеств ученика и прежде всего его порядочности и человечности, любознательности, работоспособности и независимости. Для достижения этих целей учителю предоставляется полная свобода творческого выбора потребных ему форм и методов педагогического воздействия.
Авторитарный тип педагогической культуры характеризуется подавлением воспитанника и его полным подчинением воле воспитателя, который наделён максимумом прав при минимуме ответных обязанностей.
Ценностями этого типа педагогической культуры выступает развитие у детей конформизма, послушания, дисциплинированности, почтения и некритичного отношения к авторитетам. Но при этом в выборе форм и методов педагогического воздействия учитель ещё обладает определённой степенью личностной творческой свободы.
Поэтому определённое ограничение свободы педагога имеет объективный характер и в той или иной мере присуще любой системе педагогической культуры.
Также следует отметить, что технократический (бюрократический) уровень проявляется в зависимости педагогов от оценок администрации. Они меняют стиль и методы преподавания, если это рекомендовано «сверху». При использовании педагогических инноваций не адаптируют их к условиям своей деятельности[2.С.57].
Но при авторитарном типе педагогической культуры эти ограничения гипертрофируются, а при тоталитарном и вовсе возводятся в самоцель и не зависят от обучающих результатов образовательной деятельности.
При тоталитарном типе педагогической культуры противоречие общественного положения учителя заключается в том, что государство доверяет ему подрастающее поколение, чтобы учитель формировал у него поколения те ценности и идеалы, которые необходимы данному государству. Следовательно, учитель, который чаще всего является госслужащим и оплачивается государством, обязан проводить государственную идеологию, играя роль элемента пропагандистской машины.
Как уже отмечалось, неотъемлемое условие взаимодействия педагогических культур — освоение учащимися новых социальных навыков и ролей, развитие их культуры социального поведения с учётом открытости общества, его быстрой информатизации, роста динамики изменений.
Список литературы:
- Мажарова Е.А. Развитие гуманитарной культуры учителя. Оренбург, 2004. -204с
- Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. М, 2004. -224с[schema type=»book» name=»АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ПАРАДИГМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КУЛЬТУР» author=»Филипенко Игорь Евгеньевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]