Процесс адаптации к обучению в вузе – явление весьма сложное и многогранное. По одним оценкам он завершается, как правило, к концу третьего курса, по другим – студенты адаптируются в первый год обучения в вузе. В связи с этим проблема адаптации студентов часто именуется проблемой первокурсника.
В основном процесс адаптации протекает на первом курсе, но, как правило, не заканчивается и на протяжении второго года обучения. Только к третьему курсу студенты вполне осваиваются [1]. На этапе адаптации бывшие школьники приспосабливаются к условиям и содержанию профессионального процесса, осваивают новую социальную роль, налаживают взаимоотношения друг с другом и с педагогами, ведущая деятельность – учебно-познавательная – существенно отличается от прежней.
Не вызывает сомнения то, что сам факт поступления в вуз представляет собой причину возникновения стрессового состояния. Результаты исследований показывают, что для большинства студентов первого курса совершенно новые для них условия (ломка сложившегося динамического стереотипа в учебной деятельности, приспособление к другим условиям быта) – процесс болезненный. Поэтому им приходится преодолевать значительные трудности, проявляя при этом такие черты характера, которых не хватало в полной мере в старших классах школы – целеустремленность, решительность, инициативу, умение владеть собой. Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д.
Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем, которых все время возрастает.
Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный период – один из вариантов стрессовой ситуации, протекающий в большинстве случаев в условиях дефицита времени, и характеризующийся неким «штурмом» в изучении дисциплин, повышенной ответственностью с элементами напряженности. Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммарном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер [2].
Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-эмоциональных напряжений, доходящих в период экзаменационной сессии до пределов возможного. Кроме того, эти напряжения, налагаясь на социальные, бытовые, экологические и другие нагрузочные факторы, могут привести к различным функциональным и психическим срывам.
Экзаменационная ситуация является мощным фактором для развития психоэмоциональной реакции у человека. Практический опыт и опрос студентов показывают, что большинство из них испытывает ярко выраженное эмоциональное напряжение накануне и в период сдачи экзаменов, которое оставляет свой след и сохраняется еще определенное время после экзамена. Во время обучения в вузе экзамены многократно повторяются и могут пагубно сказаться на здоровье студента [2].
Нами изучены особенности психофизиологического состояния студентов в ситуациях проверки и оценки качества их профессиональной подготовки в зависимости от применяемой системы средств балльно-рейтингового контроля с двумя формами промежуточной оценки: устной и тестовой, а также традиционного — с устной и письменной формами контроля и оценки знаний. Изучение и анализ физиологической реакции организма студентов на ситуацию проверки и оценки качества их профессиональной подготовки, в зависимости от применяемой системы средств и технологий для промежуточной (рубежной) аттестации, проведенные по оценке динамики показателя частоты сердечных сокращений (ЧСС), обнаружили следующее.
Так, все этапы традиционного письменного экзамена, начиная с выбора билета и последующие за ним, являются крайне напряженными для сердечно-сосудистой системы (показатель ЧСС длительно выше нормы) и, естественно, для всего организма в целом. При проведении балльно-рейтинговой тестовой формы оценки и контроля профессиональной готовности реакция сердечно-сосудистой системы у студентов менее выражена, чем при проведении традиционной письменной и традиционной устной форм оценки и контроля и сходна с реакцией на ситуацию экзамена в устной форме при применении балльно-рейтинговой системы.
При сравнении реакции сердечно-сосудистой системы на разные формы рубежной оценки профессиональной готовности студентов при применении балльно-рейтинговой системы, были обнаружены следующие различия: в условиях применения тестовой формы оценки знаний, по сравнению с устной, реакция более длительная, а, следовательно, менее благоприятная для организма.
Наименее стрессовыми формами оценки и контроля профессиональной готовности являются балльно-рейтинговые, при которых студенты к началу экзаменационной сессии имеют гарантированный минимум набранных баллов. Таким образом, они могут, в некоторой степени, уже до экзамена рассчитывать на определенный результат и далее оценивать свои возможности для повышения балла. Т.е. утрачивается актуальность ситуации неизвестности. В то же время, при традиционных формах оценки и контроля ситуация непредсказуемости (многочисленных «если…») имеет место. В связи с этим, реакция сердечно-сосудистой системы при традиционных формах оценки контроля профессиональной готовности студентов более высокая, а при традиционной письменной форме еще и достаточно длительная.
Следует отметить, что проблема адаптации актуальна не только для студентов-первокурсников, она достаточно значима и для студентов более старших, особенно выпускных, курсов. Для каждого этапа обучения можно выделить свои наиболее остро стоящие проблемы, противоречия, требующие включения адаптационных механизмов организма, создающие порой высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии студентов [3].
Так, полученные нами результаты показали, что для большинства студентов младших курсов процесс адаптации протекает достаточно тяжело, идет активная мобилизация резервов организма.Успех адаптации во многом зависит от внешних условий среды, функциональное состояние таких студентов в начальные этапы адаптации может быть нарушено, так как адаптация к комплексу факторов, специфических для высшей школы, сопровождается значительным напряжением и нарушением режима работы и отдыха.
Для студентов старших курсов было отмечено снижение показателей адаптационных резервов, т.к. особенно для студентов-выпускников актуальными являются проблемы подготовки и сдачи государственных экзаменов, трудоустройства, семьи, отсутствия перспектив на будущее, что создает дополнительную психоэмоциональную нагрузку на их организм и снижает уровень их здоровья.
В ходе проведенного анализа результатов оценки уровня развития адаптационных способностейстудентов, все участники эксперимента распределились на три группы. Результаты распределения студентов по группам адаптационных способностей представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень развития адаптационных способностейстудентов
Группа адаптационных способностей | 1 курс
(начало обучения), п=35 |
Выпускники
(конец обучения), п=45 |
1. Группа хороших адаптационных способностей | 8,6% | — |
2. Группа удовлетворительной адаптации | 40% | 48% |
3. Группа заниженной адаптации | 51,4% | 52% |
Из таблицы 1 видно, что более половины студентов 1 курса (51,4%) вошли в группу 3 – заниженной адаптации, т.е. адаптационные процессы протекают тяжело, их психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состояния.
40% студентов 1 курса составили группу 2 – удовлетворительной адаптации, для которой успех адаптации во многом зависит от внешних условий среды. Функциональное состояние таких студентов в начальные этапы адаптации может быть нарушено. Лица этой группы требуют постоянного контроля.
Группу 1 – хороших адаптационных способностей составили лишь 8,6% студентов 1 курса. Функциональное состояние лиц этой группы в период адаптации остается в пределах нормы, работоспособность сохраняется. Студенты этой группы легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения и социализации.
Студенты старших курсов распределились на две группы: 52% составили неблагоприятную группу 3 – заниженной адаптации и 48% составили пограничную группу 2 – удовлетворительной адаптации. В благоприятную группу 1 – хороших адаптационных способностей не вошел ни один студент-выпускник.
Проведенное нами комплексное исследование позволяет заключить, что процесс адаптации студентов к условиям обучения зависит от их психофизиологического статуса и протекает по-разному. По состоянию здоровья студенты (участники эксперимента) находятся в «зоне риска». Более половины из них пребывают в, так называемом, «третьем состоянии», т.е. имеют все предпосылки для развития серьезных болезней. Субъективно большинство студентов дают своему здоровью хорошую оценку, а объективные данные говорят об обратном. Студент пока еще «держится на плаву» за счет резервных возможностей своего организма, не замечая неблагоприятных сдвигов в состоянии здоровья. Однако полученные нами данные наглядно демонстрируют тенденцию к ухудшению здоровья и снижению резервов организма от начала к концу обучения в вузе.
Список литературы:
- Осадчая Е.А. Анализ данных мониторинга психофункционального состояния студентов факультета педагогики и психологии Орловского государственного университета // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. – 2010. — №3 (37), часть 2. – С.262-270.
- Бочарова Н.И., Добророднова О.В., Карякина С.Н., Лактионова О.И., Осадчая Е.А. Образовательная среда и здоровье участников образовательного процесса вуза. Монография. – Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2010. – 158с.
- Осадчая Е.А. О проблеме адаптации студентов к учебной деятельности в современных условиях // Научная дискуссия: медико-биологические аспекты адаптации человека: инновационные технологии образования и здоровья в XXI веке. Материалы международной очно-заочной научно-практической конференции. – Орел: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2014.- С. 155-159.[schema type=»book» name=»АДАПТАЦИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ ОРГАНИЗМА И ДИНАМИКА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ» description=»В статье приводится сравнительный анализ адаптационных возможностей и состояния здоровья студентов в динамике обучения в вузе.» author=»Осадчая Елена Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]