Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЭТИКЕТ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЭТИКЕТ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В современных условиях жизни Российского общества мы не можем не учитывать утвержденные Указом президента (№ 808 от 24.12.14) «Основы государственной культурной политики», в которых отмечено: «Россия – страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала» [4].

В культурное наследие России, наряду со всем перечисленным в Основах (п. III. Общие положения), входит, и мы в этом убеждены,  этикет. Этот поведенческий  порядок создавался российским обществом с начала XVIII века и постоянно совершенствовался в целях соответствия общественному развитию. Главное, что оставалось неизменным, заключается в том, что в основе этикета лежит важнейший принцип жизни общества  – проявление уважения к людям, стремление вести общение, как в деловых, так и в личностных ситуациях, на позиции доброжелательности и взаимной привлекательности.

Мы много лет работали над проблемой внедрения этикета в  профессиональное педагогическое образование и в процесс воспитания детей, руководствуясь убеждением:  все начинается с поведения человека среди людей. От поведения зависят его отношения с людьми, через поведение он дает им важные о себе знаки (что он за человек, каковы его настрой, устремления, есть ли желание общаться, как он относится к окружающим людям, его  профессиональные качества и многое другое), благодаря знанию того, как принято в обществе себя вести и общаться, он понимает поступки и действия тех, кто с ним общается, наконец, от поведения зависит  успешность человека в жизни и в деятельности.

Во Введении «Основ государственной культурной политики» зафиксировано: «В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире» [4]. Исходя из данного тезиса, мы утверждаем: культура поведения личности, т.е. человека, стремящегося к самосовершенствованию, является  значимым ресурсом, основой  взглядов, убеждений, действий, потенциалом проявления личности в общественной и личной жизни.  Культура поведения в современном состоянии общественного развития тесно связана с тем, насколько личность владеет этикетом.

Известно: этикет лежит на нравственных основах, укрепление которых особенно необходимо в современном обществе.

Мы несколько лет, вместе с  коллективом дошкольной образовательной организации № 1578 Северного округа Москвы, вели исследовательскую работу над проблемой социализации дошкольников посредством овладения этикетом всеми участниками педагогического взаимодействия.  Под нашим руководством также ведутся магистерские исследования данной проблемы.

К каким выводам мы пришли в ходе нашей научной и педагогической деятельности?

  1. Этикет, точнее его соблюдение, создает благоприятные условия для всестороннего воспитания детей, для успешного функционирования педагогического коллектива, для установления доброжелательных отношений между педагогами и родителями, для укрепления авторитета педагога, что соответствует одной из задач, зафиксированных в Основах, а именно: повышение общественного статуса педагога, утверждение в общественном сознании представления о нем как «эталоне социального поведения, носителе безусловного нравственного и интеллектуального авторитета» [4].
  2. Владение этикетом способствует успешной социализации детей, т.е. их вхождению в общество и принятию ими этого общества, освоению законов общежития.
  3. Этикет способствует воспитанию нравственных качеств в людях, вдумчиво осваивающих его, вне зависимости от того взрослый ли человек или ребенок вводит этикет в практику своего поведения.
  4. Этикет укрепляет мораль и эстетику общества.

Однако при всей необходимости данного явления в развитии общества и личности, о чем мы писали в монографиях и учебных пособиях  [1,2,3],  этикет трудно входит в жизнь общества. Прежде всего, потому, что в России этот порядок поведения изначально формировался дворянством, социальным слоем, который  в XX веке резко отрицался, как и все, что было создано лучшими его представителями. Не понимая сути явления, которое строится на уважительном отношении к людям, сводя этикет к поведенческой технике, не задумываясь над главным назначением этой техники, люди отрицают то, что шлифовалось веками.

Исследование проблемы внедрения этикета в педагогическую деятельность показало нам две негативные стороны жизни современных детей, как дошкольников, так и  младших школьников.

Первая заключается в огромной занятости родителей: совершенствуют себя, расширяют профессиональные компетенции, стремятся как можно больше средств заработать на жизнь семьи. И мало общаются с детьми, полагая, что педагоги научат их ребенка всему необходимому.

Вторая сторона заключается в том, что родители нацелены на активное воспитание своего ребенка, на то, чтобы дать ему все: развивают физическую культуру, приобщают к искусствам, учат иностранным языкам. Делают из ребенка личность – уникальную, индивидуальную. Это замечательно! Однако нередко родители упускают из вида тот факт, что  созданная ими уникальная личность  живет, и будет жить дальше, в обществе, среди людей. Надо уметь общаться с людьми,  надо видеть их уникальность и достоинства,  надо договариваться и считаться с их убеждениями. Именно на это нацеливает этикет.

Исходя из  отмеченных нами сторон, педагогам необходимо в процессе формирования культуры поведения  дошкольников и младших школьников обучать их правилам этикета. Этот процесс ведет к качественному обновлению личности, которая знает этикет, осознает, почему этикет необходим, владеет техникой соблюдения его правил, способна выбрать в процессе общения то правило, которое в наибольшей степени отвечает ситуации, и соблюдает правила этикета в интересах развития сотрудничества, общения, развития себя и  партнера по общению.

Благодаря активному внедрению этикета в жизнь общества мы  можем ослабить кризисные явления, зафиксированные в «Основах государственной культурной политики» (п. II. Основания для выработки государственной культурной политики): снижение интеллектуального и культурного уровня общества, девальвация общепризнанных ценностей, рост агрессии и нетерпимости, проявление асоциального поведения, рост индивидуализма, приводящий к пренебрежению правами других людей  [4].

За последние тридцать лет, со времени возрождения в нашей стране  этикета как общественного явления, он активно внедрялся в программы педагогических вузов и училищ, в программы воспитания дошкольников, в дошкольные и школьные образовательные  организации.

Была доказана его необходимость в педагогической и любой другой деятельности, а также в личной жизни.

Общество активно поддерживало этот процесс, свидетельством чего служит издание большими тиражами книг по истории этикета и раскрытию сущности современного этикета, выпуск энциклопедий и справочников этикета, написание монографий, учебной и методической литературы, проведение курсов по этикету содержательного и педагогического характера, телевизионные и радийные передачи. Ведутся по проблеме внедрения и значения этикета научные педагогические, исторические, философские исследования, защищаются диссертации.

Основная цель современной государственной культурной политики – формирование гармонично развитой личности (п. IV. Цели государственной культурной политики). Гармония не может существовать без высокого уровня культуры поведения личности, в основе которой лежит  владение правилами этикета.

Список литературы:

1.Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете. М.: Просвещение, 207. – 127 с.

2.Курочкина И.Н. Уроки этикета в начальной школе. М.: Экон-информ, 2014. – 240 с.

3.Курочкина И.Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности. М.: Экон-информ, 2012. – 147 с.

4.Об утверждении Основ государственной культурной политики: Указ президента Российской Федерации. – www.pravo.gov.ru, 25.12.2014, N 0001201412250002.[schema type=»book» name=»ЭТИКЕТ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ» description=»В статье раскрывается педагогический потенциал этикета и необходимость обучения его правилам детей дошкольного и младшего школьного возраста.» author=»Курочкина Ирина Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-24″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau slot demo slot gacor slot gacor casino online slot dana sbobet https://kebudayaan.disdikbud.kaltimprov.go.id/slot-gacor-terpercaya/ https://perizinanonline.depok.go.id/data/slot-gacor/ https://perizinanonline.depok.go.id/assets/slot88/
404: Not Found